Ответственность за нарушение законодательства
По общему правилу, ответственность за нарушение законодательства может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя 4-х признаков правонарушения:
- - противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта;
- - вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении ОС, других отрицательных явлениях в природе;
- - наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава);
- - вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава).
При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности.
Для привлечения к ответственности предприятий — источников повышенной опасности наличие вины не требуется (см. ст. 1079 ГК).
Так, аварийный разлив нефти из нефтепровода, вызвавший повреждение земель, является правонарушением, даже если в действиях правонарушителя не будут обнаружены признаки вины. Разъясняя данное правило, Пленум Верховного Суда РФ специально указал, что в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
Для характеристики правонарушений наиболее важное практическое значение имеет классификация по видам ответственности:
- 1. Уголовные преступления. Уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений.
- 2. Административные правонарушения. Действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке. От уголовного преступления административное правонарушение отличает меньшая степень общественной опасности.
- 3. Гражданско-правовые правонарушения. Сопряжены с причинением имущественного вреда либо вреда здоровью граждан.
- 4. Дисциплинарные проступки. Влекут применение разного рода взысканий по службе со стороны нанимателя, вышестоящего начальника или руководящего органа.
В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить виды правонарушений:
- 1. В области охраны собственности: самовольное занятие участка; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения.
- 2. В области охраны ОС и природопользования: нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
Самовольное занятие участка - правонарушение в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность предусмотрена статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Самовольное занятие заключается в том, что лицо использует участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Текст ст 7.1. КоАП, помимо самовольного занятия участка, содержит дополнительно ещё 2 состава административного правонарушения:
- - использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
- - использование участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат гос. регистрации. Имея на руках постановление о предоставлении участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на участок, поскольку правоустанавливающие документы должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.
Лицам, самовольно занимающим пустующие участки, следует знать, что в соответствии со статьей 16 ЗКРФ участки не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого участка есть собственник.
Самовольное занятие участка может выражаться в противоправной застройке участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.
Ни физ. ни юр. лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.
Следует иметь в виду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Владение и пользование не своей землей (т.е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.