Великая хартия вольностей 1212 года

(Извлечения)

14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства

при обложении пособием в других случаях, кроме трех вы-

шеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, ;мы

повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, гра-

фов и старших баронов нашими письмами за нашими печатя-

ми; и, кроме того, повелим позвать огулом через шерифов

и бейлифов наших всех тех, которые держат от нас непос-

редственно, (повелим позвать мы всех их) к определенно-

му дню, то есть по меньшей мере за сорок дней до срока,

и в определенное место; и во всех этих призывных пись-

мах объясним причину приглашения; и когда будут таким

образом разосланы приглашения, в назначенный день бу-

дет приступлено к делу при участии и совете тех, кото-

рые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные яви-

лись.

13 Фьеф - феод.

Мы не позволим впредь никому брать пособие со cвобод-

ных людей, кроме как для выкупа его из плена и для возведе-

ния в рыцари его первородного сына и для выдачи замуж пер-

вым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать

лишь умеренное пособие.

Никто не должен быть принужда-

ем к (несению большей службы за свой рыцарский лен или за

другое свовободное держание, чем та, какая следует с него.

Общие тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны

разбираться в каком-нибудь определенном месте.14

Свободный

человек будет штрафоваться за малый упадок только со-

образно роду проступка, а за большой упок будет штрафо-

ваться сообразно важности проступка, причем должно оста-

ваться неприкосновенным его основное имущество; таким же

образом (будет штрафоваться купец, и его товар оста-

яется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет

штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его ин-

вентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и

никакой из названных выше штрафов не будет наложен

иначе, как на основании клятвенных показаний честных

людей из соседей (обвиняемых).

Графы и бароны будут

штрафоваться не иначе, как посредстве своих пэров и не

иначе, как сообразно роду проступка.

27. Если какой-либо

свободный человек умрет без завещания, движимость его

пусть будет распределена руками близких родственников его

и друзей под наблюдением церкви, причем должна быть обес-

печена уплата долгов каждому, кому умерший был должен.

36. Ничего впредь не следует давать и брать за приказ

расследовании о жизни или членах, но он должен вы-

даваться даром, и в нем не должно быть отказа.

39. Ни

один свободный человек не будет арестован, или заключен

в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо иным спо-

собом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на

него иначе, как по законному приговору равных его (его

пэров) и по закону страны.

40. Никому не будем прода-

вать права и справедливости, никому не будем отказы-

вать в них или замедлять их.

41. Все купцы должны

иметь справо свободно и безопасно выезжать из Англии и

въезжать в Англию, и пребывать,и ездить по Англии как

на суше, так и по воде, для того, чтобы покупать и

продавать без всяких незаконных пошлин, оплачивая

лишь старинные и справедливые обычаем уста-

14 Имеется в

виду Суд общих тяжб - центральный королевский суд, ве-

давший всеми гражданскими исками.

новленные пошлины, за исключением военного времени и

если они будут из земли, воюющей против нас; и если

такие окажутся на нашей земле в начале войны, они долж-

ны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества,

пока мы или великий юстициарии15 наш не узнаем, как об-

ращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в

земле, воюющей против нас; и если наши там в безо-

пасности, то и те другие должны быть в безопасности в

нашей земле.

45. Мы будем назначать судей, констеб-

лей, шерифов, бейлифов16 лишь из тех, которые знают за-

кон королевства и имеют желание его добросовестно ис-

полнять.

["Хрестоматия памятников феодального го-

сударства и права стран Европы", М., 1961, стр. 133-137]

Акт о лучшем обеспечении свободы подданного

и о предупреждении заточений за морями

(Habeas corpus act)

(26 мая 1679г.)8

II. ...Для более быстрого освобождения всех лиц,

заключенных за какие-либо уголовные... деяния ..., ут-

верждается нижеследующее:

Если какое-либо лицо или лица принесут приказ Habeas

corpus, обращенный к какому-либо шерифу .., тюремщи-

ку... или другому какому-либо лицу н касающийся како-

го-либо

8 Habeas corpus act 1679 года урегулировал и оконча-

тельно оформил давно известный английскому праву поря-

док издания подобных судебных предписаний, адресованных

тюремным и полицейским чиновникам.

лица под... их охраной.., то. означенные чиновники... в

течение трех дней по предъявлении означенного прика-

за... должны (исключая те случаи, когда вышеупомянутый

арест произведен за государственную измену или тяжкое

уголовное преступление...) выполнить такой приказ и

доставить... личность... арестованного -или задержанно-

го к лорду-канцлеру... или к судьям... или к тому ли-

цу.., перед которым означенный приказ должен быть вы-

полнен..., и одновременно удостоверить подлинные причи-

ны задержания или заключения... Если место заключения

означенного лица находится на расстоянии большем чем 20

миль от места.., где суд... пребывает.., но не свыше

100 миль, то приказ выполняется в течение 10 дней, а

если расстояние больше 100 миль, то в течение 20 дней

после вышеупомянутого вручения-,и не позднее.

III. ...И названные лорд-канцлер.., судьи... то

рассмотрении копии... предписания... об аресте... или

же по принесении пред нами присяги, что в выдаче такой

копии было отказано лицом или лицами, под охраной кото-

рых заключенный или заключенные содержатся...-настоящим

уполномочиваются и обязываются по письменной просьбе

(задержанного) лица или лиц или кого-нибудь за него, за

нее или за них действующего...- присудить и даровать...

приказ Habeas corpus, обращенный к должностным лицам,

под охраной которых будет находиться арестованное или

задержанное лицо, и долженствующий быть выполненным не-

медленно...

...В течение двух дней после того как заинтересован-

ное лицо будет доставлено к ним, упомянутый лорд-канц-

лер... или судья... должны освободить означенного зак-

люченного из заточения, взяв с него обязательство с од-

ним или более поручительствами... явиться в суд... в

следующую сессию... в том графстве, городе или местеч-

ке, где был произведен арест или где было совершено

преступление, или явиться в такой другой суд, которому

подсудно означенное преступление...

V. ...Если какие-либо чиновники пренебрегут вышеука-

занным приказом или откажутся его выполнить или доста-

вить личность... заключенного... или же в течение 6 ча-

сов после требования о том не выдадут заявившему требо-

вание копии предписания... об аресте и задержании тако-

го-то заключенного, которую... они настоящим обязывают-

ся выдать по требованию,-то в том случае... лицо, под

охраной которого находится заключенный, подлежит после

первого... проступка штрафу в пользу заключенного или

потерпевшего лица в сумме 100 фунтов, а после второго

проступка штрафу в сумме 200 фунтов, причем будет приз-

нано... неспособным занимать свою должность...

VI. ...Никакое лицо или лица, освобожденные... по

какому-либо Habeas corpus, не могут быть когда-либо

впредь заключены или арестованы за то же преступление

каким бы то ни

было лицом, иначе как по законному ходу судебного дела

или по приказу... суда...

X. ...Будет дозволено всякому заключенному... делать

заявления и получать свой... Habeas corpus... из су-

дов,.. и если... лорд-канцлер... или судья... откажут

хотя бы в вакационное время в каком-либо приказе Habeas

corpus, который должен быть выдан согласно настоящему

акту,.. то они будут каждый в отдельности подлежать

штрафу в сумме 500 фунтов в пользу потерпевшего лица...

XXI. ...Если какое-либо лицо оказывается подвергну-

тым аресту... по обвинению ,в соучастии... в тяжком

уголовном преступлении... или ;по подозрению в соверше-

ния... тяжкого уголовного преступления,.. то такие лица

не должны быть перемещаемы или отдаваемы на поруки си-

лой настоящего акта...

[Конституции буржуазных стран", т. I, М.-Л., 1935,

стр. 49- 53]

Билль о правах (1689 г.)

...Так как последний король Иаков II, при содействии

различных злоумышленных советников, судей и чиновников,

состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и

искоренять протестантскую веру и законы и вольности

этого королевства,..

...и так как, ввиду отречения упомянутого короля Иа-

кова II от правления и последовавшей отсюда незамещен-

ное престола, его высочество принц Оранский... приказал

(по совету духовных и светских лордов, и некоторых зна-

чительных лиц из общин) написать призывные грамоты ду-

ховным и светским лордам протестанского исповедания и

другие грамоты различным графствам, городам, универси-

тетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правос-

пособных представителей 9 парламент, имевший собраться

и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января

тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия

мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не под-

вергались опасности ниспровержения,-и так как на осно-

вании этих грамот выборы были произведены соответствен-

ным образом,-и посему названные духовные и светские

лорды и общины, в силу упомянутых грамот и выборов,

собравшиеся ныне в качестве полного и свободного предс-

тавительства этого народа, по зрелом обсуждении наилуч-

ших средств для достижения вышесказанных целее... заяв-

ляют, для восстановления и подтверждения своих древних

прав ;и вольностей, нижеследующее:

1. Что притязания на власть приостанавливать законы

или исполнение законов королевским повелением, без сог-

ласия парламента, незаконны.

2. Что притязания на власть изъятия от законов или ис-

полнения законов королевским повелением так, как эта

власть присваивалась и применялась в недавнее время,

незаконны.

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение ко-

роны в силу якобы прерогативы, без согласия парламента

или за более долгое время или иным порядком, чем уста-

новлено парламентом, незаконно.

5. Что обращаться с ходатайствами к королю составля-

ет право подданных, и всякое задержание и преследование

за такие ходатайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в

пределах королевства в мирное время, иначе как с согла-

сия парламента, противно закону.

8. Что выборы членов парламента должны быть свобод-

ны,

9. Что свобода слова, прений и всего того, что про-

исходит в парламенте, не может подать повода к пресле-

дованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо

суде или месте, кроме парламента.

10. Что не допускается требование чрезмерных зало-

гов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и не-

обычайных наказаний.

11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и

призываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные,

решающие судьбу человека в делах по измене, должны быть

свободными землевладельцами9.

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и

для улучшения, укрепления и охранения законов парламент

должен быть созываем достаточно часто...

[Н П. Дмитревский, Законодательство английской рево-

люции, 1640-1660 гг., М.-Л., 1946, стр. 338-340]

Билль о правах (1689 г.)

...Так как последний король Иаков II, при содействии

различных злоумышленных советников, судей и чиновников,

состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и

искоренять протестантскую веру и законы и вольности

этого королевства,..

...и так как, ввиду отречения упомянутого короля Иа-

кова II от правления и последовавшей отсюда незамещен-

ное престола, его высочество принц Оранский... приказал

(по совету духовных и светских лордов, и некоторых зна-

чительных лиц из общин) написать призывные грамоты ду-

ховным и светским лордам протестанского исповедания и

другие грамоты различным графствам, городам, универси-

тетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правос-

пособных представителей 9 парламент, имевший собраться

и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января

тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия

мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не под-

вергались опасности ниспровержения,-и так как на осно-

вании этих грамот выборы были произведены соответствен-

ным образом,-и посему названные духовные и светские

лорды и общины, в силу упомянутых грамот и выборов,

собравшиеся ныне в качестве полного и свободного предс-

тавительства этого народа, по зрелом обсуждении наилуч-

ших средств для достижения вышесказанных целее... заяв-

ляют, для восстановления и подтверждения своих древних

прав ;и вольностей, нижеследующее:

1. Что притязания на власть приостанавливать законы

или исполнение законов королевским повелением, без сог-

ласия парламента, незаконны.

2. Что притязания на власть изъятия от законов или ис-

полнения законов королевским повелением так, как эта

власть присваивалась и применялась в недавнее время,

незаконны.

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение ко-

роны в силу якобы прерогативы, без согласия парламента

или за более долгое время или иным порядком, чем уста-

новлено парламентом, незаконно.

5. Что обращаться с ходатайствами к королю составля-

ет право подданных, и всякое задержание и преследование

за такие ходатайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в

пределах королевства в мирное время, иначе как с согла-

сия парламента, противно закону.

8. Что выборы членов парламента должны быть свобод-

ны,

9. Что свобода слова, прений и всего того, что про-

исходит в парламенте, не может подать повода к пресле-

дованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо

суде или месте, кроме парламента.

10. Что не допускается требование чрезмерных зало-

гов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и не-

обычайных наказаний.

11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и

призываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные,

решающие судьбу человека в делах по измене, должны быть

свободными землевладельцами9.

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и

для улучшения, укрепления и охранения законов парламент

должен быть созываем достаточно часто...

[Н П. Дмитревский, Законодательство английской рево-

люции, 1640-1660 гг., М.-Л., 1946, стр. 338-340]

Акт об устроении 10

(12 июня 1701 г.)

II. ...Постановлено его превосходнейшим величеством

королем по совету и с согласия лордов духовных и светс-

ких и общин, заседающих в парламенте, и в силу их влас-

ти:

Что всякое лицо, которое в дальнейшем вступит в об-

ладание указанной выше короной, должно присоединиться к

английской церкви, как это установлено законом.

Что в случае, если корона н королевское достоинство

английского государства перейдут впоследствии к како-

му-ни-

9 Тем самым из числа присяжных по важнейшей и очень

широко толковавшейся категории дел исключались городс-

кие низы, сельские арендаторы и зависимые держатели

(копигольдеры, лизгольдеры).

10 Известен также под названием "Акт о престолонас-

ледии".

будь лицу, не являющемуся уроженцем указанного выше

английского королевства11, английский народ не обязан

вступать в войну для защиты каких-либо владений или

территорий, не принадлежащих английской короне, если на

то не последует согласия парламента.

...Что со времени я после того, как дальнейшее усло-

вие, содержащееся в настоящем акте, вступит в силу, все

вопросы и дела, относящиеся к хорошему управлению анг-

лийским государством, которые подлежат ведению тайного

совета по законам и обычаям английского королевства,

будут разбираться в нем и все решения, по ним принятые,

будут подписываться теми из членов тайного совета, ко-

торые давали совет и согласие на это.

...Что никакое лицо, которое занимает какую-либо

платную должность или место, подчиненные королю, или

получает пенсию от короны, не может состоять членом па-

латы общин.

Что... патенты на должности судей будут выдаваться

пока они будут вести себя хорошо"12, а жалование судей

будет определено и установлено, но в случае представле-

ния обеих палат парламента признается допустимым их

смещение.

Что не допускается ссылка ни на какое помилование за

большой печатью Англии против impeachment13, возбужден-

ного общинами в парламенте.

[Н. П. Дмитревский, Законодательство английской ре-

волюции, 1640-1660 гг., М. - Л., 1946, стр. 347-350]

Акт о лучшем обеспечении свободы подданного

и о предупреждении заточений за морями

(Habeas corpus act)

(26 мая 1679г.)8

II. ...Для более быстрого освобождения всех лиц,

заключенных за какие-либо уголовные... деяния ..., ут-

верждается нижеследующее:

Если какое-либо лицо или лица принесут приказ Habeas

corpus, обращенный к какому-либо шерифу .., тюремщи-

ку... или другому какому-либо лицу н касающийся како-

го-либо

8 Habeas corpus act 1679 года урегулировал и оконча-

тельно оформил давно известный английскому праву поря-

док издания подобных судебных предписаний, адресованных

тюремным и полицейским чиновникам.

лица под... их охраной.., то. означенные чиновники... в

течение трех дней по предъявлении означенного прика-

за... должны (исключая те случаи, когда вышеупомянутый

арест произведен за государственную измену или тяжкое

уголовное преступление...) выполнить такой приказ и

доставить... личность... арестованного -или задержанно-

го к лорду-канцлеру... или к судьям... или к тому ли-

цу.., перед которым означенный приказ должен быть вы-

полнен..., и одновременно удостоверить подлинные причи-

ны задержания или заключения... Если место заключения

означенного лица находится на расстоянии большем чем 20

миль от места.., где суд... пребывает.., но не свыше

100 миль, то приказ выполняется в течение 10 дней, а

если расстояние больше 100 миль, то в течение 20 дней

после вышеупомянутого вручения-,и не позднее.

III. ...И названные лорд-канцлер.., судьи... то

рассмотрении копии... предписания... об аресте... или

же по принесении пред нами присяги, что в выдаче такой

копии было отказано лицом или лицами, под охраной кото-

рых заключенный или заключенные содержатся...-настоящим

уполномочиваются и обязываются по письменной просьбе

(задержанного) лица или лиц или кого-нибудь за него, за

нее или за них действующего...- присудить и даровать...

приказ Habeas corpus, обращенный к должностным лицам,

под охраной которых будет находиться арестованное или

задержанное лицо, и долженствующий быть выполненным не-

медленно...

...В течение двух дней после того как заинтересован-

ное лицо будет доставлено к ним, упомянутый лорд-канц-

лер... или судья... должны освободить означенного зак-

люченного из заточения, взяв с него обязательство с од-

ним или более поручительствами... явиться в суд... в

следующую сессию... в том графстве, городе или местеч-

ке, где был произведен арест или где было совершено

преступление, или явиться в такой другой суд, которому

подсудно означенное преступление...

V. ...Если какие-либо чиновники пренебрегут вышеука-

занным приказом или откажутся его выполнить или доста-

вить личность... заключенного... или же в течение 6 ча-

сов после требования о том не выдадут заявившему требо-

вание копии предписания... об аресте и задержании тако-

го-то заключенного, которую... они настоящим обязывают-

ся выдать по требованию,-то в том случае... лицо, под

охраной которого находится заключенный, подлежит после

первого... проступка штрафу в пользу заключенного или

потерпевшего лица в сумме 100 фунтов, а после второго

проступка штрафу в сумме 200 фунтов, причем будет приз-

нано... неспособным занимать свою должность...

VI. ...Никакое лицо или лица, освобожденные... по

какому-либо Habeas corpus, не могут быть когда-либо

впредь заключены или арестованы за то же преступление

каким бы то ни

было лицом, иначе как по законному ходу судебного дела

или по приказу... суда...

X. ...Будет дозволено всякому заключенному... делать

заявления и получать свой... Habeas corpus... из су-

дов,.. и если... лорд-канцлер... или судья... откажут

хотя бы в вакационное время в каком-либо приказе Habeas

corpus, который должен быть выдан согласно настоящему

акту,.. то они будут каждый в отдельности подлежать

штрафу в сумме 500 фунтов в пользу потерпевшего лица...

XXI. ...Если какое-либо лицо оказывается подвергну-

тым аресту... по обвинению ,в соучастии... в тяжком

уголовном преступлении... или ;по подозрению в соверше-

ния... тяжкого уголовного преступления,.. то такие лица

не должны быть перемещаемы или отдаваемы на поруки си-

лой настоящего акта...

[Конституции буржуазных стран", т. I, М.-Л., 1935,

стр. 49- 53]

Билль о правах (1689 г.)

...Так как последний король Иаков II, при содействии

различных злоумышленных советников, судей и чиновников,

состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и

искоренять протестантскую веру и законы и вольности

этого королевства,..

...и так как, ввиду отречения упомянутого короля Иа-

кова II от правления и последовавшей отсюда незамещен-

ное престола, его высочество принц Оранский... приказал

(по совету духовных и светских лордов, и некоторых зна-

чительных лиц из общин) написать призывные грамоты ду-

ховным и светским лордам протестанского исповедания и

другие грамоты различным графствам, городам, универси-

тетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правос-

пособных представителей 9 парламент, имевший собраться

и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января

тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия

мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не под-

вергались опасности ниспровержения,-и так как на осно-

вании этих грамот выборы были произведены соответствен-

ным образом,-и посему названные духовные и светские

лорды и общины, в силу упомянутых грамот и выборов,

собравшиеся ныне в качестве полного и свободного предс-

тавительства этого народа, по зрелом обсуждении наилуч-

ших средств для достижения вышесказанных целее... заяв-

ляют, для восстановления и подтверждения своих древних

прав ;и вольностей, нижеследующее:

1. Что притязания на власть приостанавливать законы

или исполнение законов королевским повелением, без сог-

ласия парламента, незаконны.

2. Что притязания на власть изъятия от законов или ис-

полнения законов королевским повелением так, как эта

власть присваивалась и применялась в недавнее время,

незаконны.

4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение ко-

роны в силу якобы прерогативы, без согласия парламента

или за более долгое время или иным порядком, чем уста-

новлено парламентом, незаконно.

5. Что обращаться с ходатайствами к королю составля-

ет право подданных, и всякое задержание и преследование

за такие ходатайства незаконно.

6. Что набор или содержание постоянного войска в

пределах королевства в мирное время, иначе как с согла-

сия парламента, противно закону.

8. Что выборы членов парламента должны быть свобод-

ны,

9. Что свобода слова, прений и всего того, что про-

исходит в парламенте, не может подать повода к пресле-

дованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо

суде или месте, кроме парламента.

10. Что не допускается требование чрезмерных зало-

гов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и не-

обычайных наказаний.

11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и

призываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные,

решающие судьбу человека в делах по измене, должны быть

свободными землевладельцами9.

13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и

для улучшения, укрепления и охранения законов парламент

должен быть созываем достаточно часто...

[Н П. Дмитревский, Законодательство английской рево-

люции, 1640-1660 гг., М.-Л., 1946, стр. 338-340]

Акт об устроении 10

(12 июня 1701 г.)

II. ...Постановлено его превосходнейшим величеством

королем по совету и с согласия лордов духовных и светс-

ких и общин, заседающих в парламенте, и в силу их влас-

ти:

Что всякое лицо, которое в дальнейшем вступит в об-

ладание указанной выше короной, должно присоединиться к

английской церкви, как это установлено законом.

Что в случае, если корона н королевское достоинство

английского государства перейдут впоследствии к како-

му-ни-

9 Тем самым из числа присяжных по важнейшей и очень

широко толковавшейся категории дел исключались городс-

кие низы, сельские арендаторы и зависимые держатели

(копигольдеры, лизгольдеры).

10 Известен также под названием "Акт о престолонас-

ледии".

будь лицу, не являющемуся уроженцем указанного выше

английского королевства11, английский народ не обязан

вступать в войну для защиты каких-либо владений или

территорий, не принадлежащих английской короне, если на

то не последует согласия парламента.

...Что со времени я после того, как дальнейшее усло-

вие, содержащееся в настоящем акте, вступит в силу, все

вопросы и дела, относящиеся к хорошему управлению анг-

лийским государством, которые подлежат ведению тайного

совета по законам и обычаям английского королевства,

будут разбираться в нем и все решения, по ним принятые,

будут подписываться теми из членов тайного совета, ко-

торые давали совет и согласие на это.

...Что никакое лицо, которое занимает какую-либо

платную должность или место, подчиненные королю, или

получает пенсию от короны, не может состоять членом па-

латы общин.

Что... патенты на должности судей будут выдаваться

пока они будут вести себя хорошо"12, а жалование судей

будет определено и установлено, но в случае представле-

ния обеих палат парламента признается допустимым их

смещение.

Что не допускается ссылка ни на какое помилование за

большой печатью Англии против impeachment13, возбужден-

ного общинами в парламенте.

[Н. П. Дмитревский, Законодательство английской ре-

волюции, 1640-1660 гг., М. - Л., 1946, стр. 347-350]

Конституция Соединенных Штатов Америки

(17 сентября 1787 г.)

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях создания более

совершенного Союза, установления правосудия, обеспече-

ния внутреннего спокойствия, организации совместной

обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения

нам самим и нашему потомству благ свободы издаем и уч-

реждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Статья I

РАЗДЕЛ 1. Все изложенные здесь законодательные пол-

номочия будут принадлежать Конгрессу Соединенных Шта-

тов, который будет состоять из Сената и Палаты предста-

вителей.

РАЗДЕЛ 2. (1). Палата представителей будет состоять

из членов, избираемых каждые 2 года народом отдельных

Штатов; избиратели будут удовлетворять требованиям, ус-

тановленным для избирателей наиболее многочисленной па-

латы Законодательного собрания Штата.

(2) Никто не может быть представителем, если он не

достиг 26-летнего возраста, не состоит в течение 7 лет

гражданином Соединенных Штатов и не живет в момент изб-

рания в том Штате, в котором он избирается.

(3) [Представители и прямые налоги будут распреде-

ляться между различными Штатами, которые могут войти в

этот Союз, в соответствии с их населением, которое бу-

дет исчисляться путем прибавления к числу всех свобод-

ных людей, включая тех, кто находится на службе в тече-

ние нескольких

лет, и исключая не платящих налогов индейцев, трех пя-

тых всех остальных людей5. Первое действительное исчис-

ление населения будет проведено в течение 3-х лет с мо-

мента созыва первой сессии Конгресса Соединенных Штатов

и затем будет проводиться каждые 10 лет таким способом,

который будет установлен законом. Не должно быть более

одного представителя на каждые 30000 жителей, но каждый

Штат будет иметь, по крайней мере, одного представите-

ля; но пока не будет произведено такое исчисление насе-

ления Штат Нью-Гэмпшир будет иметь право избирать 3-х

представителей, Род-Айленд и плантация Провидено- 1,

Массачусетс-8, Коннектикут-5, Нью-Йорк-6, Нью-Джерси-4,

Пенсильвания-8, Делавэр-1, Мэриленд-6, Виргиния-НО, Се-

верная Каролина-5, Южная Каролина-5 и Джорджия-3.

(5) Палата представителей будет избирать своего спи-

кера и других должностных лиц; ей одной будет принадле-

жать право предъявлять обвинение в порядке "импичмента"

6.

РАЗДЕЛ 3. (1) В состав Сената будет входить по два

сенатора от каждого Штата, избираемых на 6 лет [Законо-

дательным собранием соответствующего Штата]7, и каждый

сенатор будет иметь один голос.

(2) Немедленно после того, как сенаторы соберутся в

результате первых выборов, они будут разделены на 3 по

возможности равные класса. Места сенаторов первого

класса будут вакантны по истечении второго года, второ-

го класса - по истечении четвертого года и третьего

класса-по истечении шестого года, так чтобы 1/3 Сената

могла переизбираться каждые два года...

(3) Никто не может быть сенатором, если он не достиг

30-летнего возраста, не состоит в течение 9 лет гражда-

нином Соединенных Штатов и не живет в момент избрания в

том Штате, от которого он избирается.

(4) Вице-президент Соединенных Штатов будет прези-

дентом Сената, но право голоса он будет иметь лишь тог-

да, когда голоса разделятся поровну.

(5) Сенат будет избирать других своих должностных

лиц, а также временного президента в случае отсутствия

Вице-президента или когда он будет исполнять должность

Президента Соединенных Штатов.

(6) Сенат один будет иметь право производить суд в

порядке всех "импичмент". Заседая с этой целью, сенато-

ры дол-

5. Часть текста, заключенная в квадратные скобки, от-

менена поправкой XIV. Она искусственно увеличивала

представительство в Конгрессе от южных штатов за счет

рабов-негров, не получивших, разумеется, права голоса.

6 См. примечание 13 к стр. 164.

7 Часть текста, заключенная в квадратные скобки, от-

менена разделом I поправки XVII, принятой в 1913 году.

жны будут принести присягу или торжественное обещание:

Когда подсудимым является Президент Соединенных Шта-

тов, председательствовать должен Верховный судья; и

никто не может быть осужден без согласия 2/3 присутс-

твующих сенаторов.

(7) Приговор в случае "импичмента" не будет идти да-

лее отрешения от должности и лишения права занимать и

исполнять какую-либо почетную, доверительную или плат-

ную должность на службе Соединенных Штатов; но осужден-

ный тем не менее будет подлежать и подвергаться обвине-

нию, следствию, суду и наказанию в соответствии с зако-

ном.

РАЗДЕЛ 4. (1) Время, место и порядок избрания сена-

торов и представителей будут устанавливаться в каждом

Штате его Законодательным собранием; но Конгресс может

в любое время издать или изменить законом подобные пос-

тановления за исключением тех, которые касаются мест

выборов. сенаторов.

(2) Конгресс будет собираться, по крайней мере, один

раз в год, и его сессия будет начинаться в [1-й поне-

дельник декабря]9, до тех пор, пока законом не будет

установлен другой день.

РАЗДЕЛ 5. (1) Каждая палата сама будет являться

судьею выборов, полномочий и квалификации ее членов, и

большинство каждой из палат будет составлять кворум для

ведения дел...

(2) Каждая палата может устанавливать правила своих

заседаний, наказывать своих членов за нарушающее поря-

док. поведение и с согласия 2/3 голосов исключать чле-

на.

(3) Каждая палата будет вести журнал своих заседаний

и время от времени публиковать его за исключением тех

частей, которые, по ее мнению, должны остаться в секре-

те...

(4) Во время сессии Конгресса ни одна из палат не

будет без согласия другой ни откладывать свои заседания

более,, чем на 3 дня, ни переносить свои заседания из

того места, в котором заседают обе палаты.

РАЗДЕЛ 6. (1) Сенаторы и представители будут полу-

чать за свою службу вознаграждение, устанавливаемое за-

коном и выплачиваемое казначейством Соединенных Штатов.

Они будут во всех случаях, кроме измены, тяжкого уго-

ловного преступления и нарушения мира, пользоваться

привилегией свободы от ареста во время их присутствия

на сессии соответствующих палат и во время следования в

палату и возвращения из нее; за любую речь и высказыва-

ние в палате они

9 Часть текста, заключенная в квадратные скобки, из-

менена разделом 2 поправки XX.

не будут привлекаться к допросу в каком-нибудь другом

месте.

(2) Ни один сенатор или представитель не будет наз-

начаться в течение того времени, на которое он избран,

на какую-либо гражданскую должность на службе Соединен-

ных Штатов, если эта должность была создана или жало-

ванье по ней было увеличено в течение этого времени; ,и

ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе

Соединенных Штатов, не может быть членом ни одной из

палат, пока состоит в своей должности.

РАЗДЕЛ 7. (11). Все билли ,по изысканию доходов бу-

дут исходить из Палаты представителей; но Сенат может

предлагать или согласовывать поправки к ним точно так

же, как и по другим биллям.

(2) Каждый билль, прошедший через Палату представи-

телей и Сенат, прежде чем стать законом должен быть

представлен Президенту Соединенных Штатов, если послед-

ний одобряет его, он его подписывает, если же нет, то

отсылает его со своими возражениями в ту палату, в ко-

торой билль был предложен; палата должна занести возра-

жения Президента в свой журнал и приступить к новому

рассмотрению билля. Если при этом новом рассмотрении

билль будет принят 2/3 голосов палаты, то он пересыла-

ется вместе с возражениями Президента в другую палату,

которая тоже должна .пересмотреть его и, если билль бу-

дет одобре

Наши рекомендации