VIII. Исполнение федеральных законов и федеральная администрация
Статья 83
Земли исполняют федеральные законы, как свои собственные, поскольку настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного.
Статья 84
1. Если земли исполняют федеральные законы, как свои собственные, то они сами регулируют создание ведомств и процедуры управления, поскольку федеральные законы с одобрения Бундесрата не устанавливают иного.
2. Федеральное правительство может с согласия Бундесрата издавать общие административные предписания.
3. Федеральное правительство осуществляет надзор за выполнением федеральных законов землями в соответствии с действующим правом. С этой целью Федеральное правительство может направлять уполномоченных в высшие ведомства земель, а с их согласия или в случае их отказа с согласия Бундесрата — также в подчиненные им ведомства.
4. Если недостатки, обнаруженные Федеральным правительством при исполнении землями федеральных законов, не будут устранены, то по предложению Федерального правительства или земли Бундесрат решает, нарушила ли земля норму права. Решение Бундесрата может быть обжаловано в Федеральный конституционный суд.
5. Федеральному правительству могут быть представлены федеральным законом, нуждающимся в одобрении Бундесрата, полномочия давать в обоих случаях конкретные указания по выполнению федеральных законов. Они должны передаваться высшим ведомствам земли, кроме случаев, которые Федеральное правительство считает срочными.
Статья 85
1. Когда земли выполняют федеральные законы по поручению Федерации, создание ведомств остается их делом, поскольку федеральные законы с одобрения Бундесрата не устанавливают иного.
2. Федеральное правительство может издавать с одобрения Бундесрата общие административные предписания. Оно может регулировать подготовку служащих и чиновников на единых началах. Руководители ведомств среднего звена должны назначаться с его согласия.
3. Органы земель подчиняются указаниям компетентных высших органов Федерации. Такие указания передаются высшим ведомствам земель, кроме случаев, признаваемых Федеральным правительством срочными. Выполнение указаний должны обеспечивать высшие ведомства земель.
4. Надзор Федерации распространяется на законность и целесообразность исполнения. Федеральное правительство может с этой целью требовать отчета и представления документов и направления уполномоченных во все ведомства.
Статья 86
Если исполнение законов осуществляется Федерацией через собственную федеральную администрацию либо непосредственно подчиненные ей корпорации или учреждения публичного права, Федеральное правительство издает, поскольку иное не указано законом, общие административные предписания. Оно регулирует создание ведомств, если закон не устанавливает иного.
Статья 87
168. В непосредственное федеральное управление с собственными подчиненными ему административными органами входят управление внешними сношениями, управление федеральными финансами и — в соответствии со статьей 89 — управление федеральными водными путями и судоходством. Федеральным законом могут быть учреждены органы пограничной охраны Федерации, центральные ведомства полицейской информации, уголовной полиции, ведомства по сбору материалов для целей охраны Конституции и для защиты от попыток путем применения силы или подготовки ее применения создать на территории Федерации угрозу внешним интересам Федеративной Республики Германии.
269. В качестве подчиненных непосредственно Федерации корпораций публичного права действуют те учреждения социального страхования, компетенция которых распространяется за пределы одной земли. Учреждения социального страхования, компетенция которых распространяется за пределы одной земли, но не более трех земель, действуют в отклонении от положения предложения 1 в качестве подчиненных непосредственно земле корпораций публичного права, если осуществляющая контроль земля была определена заинтересованными землями.
3. Кроме того, по делам, где Федерации принадлежит право законодательства, федеральным законом могут быть учреждены самостоятельные высшие федеральные ведомства и новые, непосредственно подчиненные Федерации корпорации и учреждения публичного права. Если перед Федерацией возникнут новые задачи в сферах ее законодательной компетенции, то в случае настоятельной необходимости могут быть образованы с одобрения Бундесрата и большинства членов Бундестага собственные федеральные ведомства среднего и низшего звеньев.
Статья 87а70
1. Федерация создает для обороны Вооруженные силы. Их численность и основные формы организации определяются в соответствии с государственным бюджетом.
2. Кроме обороны, Вооруженные силы могут использоваться лишь постольку, поскольку это определенно допускает настоящий Основной закон.
3. В условиях состояния обороны или напряженности Вооруженные силы облечены полномочиями по защите гражданских объектов и решению задач регулирования транспорта, поскольку это необходимо для выполнения их оборонных задач. Кроме того, в период состояния обороны или напряженности на Вооруженные силы может быть возложена защита гражданских объектов, в частности для поддержки полицейских мероприятий; в этом случае Вооруженные силы действуют вместе с компетентными ведомствами.
4. Для предотвращения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или одной из земель, Федеральное правительство может, если возникают условия, предусмотренные абзацем 2 статьи 91, и если недостаточно полицейских сил и сил федеральной пограничной охраны, использовать Вооруженные силы для поддержки полиции и федеральной пограничной охраны в защите гражданских объектов и для борьбы с организованными и вооруженными для военных действий повстанцами. Действия Вооруженных сил должны быть приостановлены, если того потребует Бундестаг или Бундесрат.
Статья 87b71
1. Управление бундесвером осуществляется непосредственно Федерацией через собственный административный аппарат. Органы управления ведают вопросами кадров и непосредственного удовлетворения материальных нужд Вооруженных сил. Задачи попечения о пострадавших и строительства могут быть возложены на органы управления бундесвером только федеральным законом, требующим одобрения Бундесрата. Одобрения Бундесрата требуют также законы, которые предоставляют органам управления бундесвером полномочия на вмешательство в права третьих лиц; это не относится к законам по вопросам кадров.
2. В остальном в федеральных законах по вопросам обороны, включая законы о замене воинской службы и о защите гражданского населения, может быть установлено с одобрения Бундесрата, что они должны исполняться полностью или частично федеральной администрацией через собственный административный аппарат или землями по поручению Федерации. Если такие законы исполняются землями по поручению Федерации, то в этих законах с одобрения Бундесрата может быть установлено, что полномочия, принадлежащие на основании статьи 85 Федеральному правительству и компетентным верховным органам Федерации, полностью или частично передаются высшим федеральным органам; при этом может быть установлено, что для издания этими органами общих административных предписаний согласно статье 85, абзац 2, предложение 1, не требуется одобрения Бундесрата.
Статья 87с72
Законы, принимаемые на основе пункта Па статьи 74, могут с одобрения Бундесрата устанавливать, что их исполнение осуществляется землями по поручению Федерации.
Статья 87d73
1. Управление воздушным сообщением осуществляется непосредственно федеральными органами. Федеральным законом устанавливается, будет ли оно осуществляться в публично-правовой или частноправовой организационных формах.
2. Федеральный закон, принимаемый с одобрения Бундесрата, может передать задачи управления воздушным транспортом землям в виде управления по поручению.
Статья 87е74
1. Управление железнодорожным сообщением на железной дороге Федерации относится к исключительному ведению федеральной администрации. Федеральным законом может быть передано землям выполнение задач по управлению железнодорожным сообщением как своим собственным делом.
2. Федерация выполняет выходящие за сферу железной дороги Федерации задачи, которые передаются ей федеральным законом.
3. Управление железными дорогами Федерации осуществляется как управление хозяйственными предприятиями частного права. Они находятся в собственности Федерации, поскольку деятельность хозяйственного предприятия включает строительство, содержание и эксплуатацию рельсовых путей. Отчуждение долей Федерации в предприятии согласно второму предложению осуществляется на основе закона; большая доля участия в этом предприятии остается у Федерации. Подробности регулируются федеральным законом.
4. Федерация гарантирует, что при расширении и сохранении рельсовых сетей железных дорог Федерации, а также при оказании транспортных услуг на этих железных дорогах принимаются в расчет общие интересы, в частности транспортные потребности, коль скоро это не касается пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Подробности регулируются федеральным законом.
5. Законы, принятые в соответствии с положениями абзацев 1—4, нуждаются в одобрении Бундесрата. В одобрении Бундесрата нуждаются также законы, которые регулируют прекращение, смешение и раздел предприятий железной дороги Федерации, передачу рельсовых путей железных дорог Федерации или затрагивают пригородный пассажирский железнодорожный транспорт.
Статья 87f75
1. В соответствии с федеральным законом, требующим одобрения Бундесрата, Федерация гарантирует на всей федеральной территории соответствующие и достаточные услуги в сфере почтовой и электронной связи.
2. Услуги по смыслу абзаца 1 предоставляются в качестве частной хозяйственной деятельности предприятиями, образованными на основе использования имущества Германской федеральной почты, и другими частными предприятиями. Задачи в сфере почтовой службы и электронной связи осуществляются федеральным управлением.
3. Без ущерба для положения предложения 2 абзаца 2 Федерация осуществляет согласно федеральному закону через учреждение публичного права отдельные задачи в отношении предприятий, образованных на основе использования обособленного имущества Германской федеральной почты.
Статья 8876
Федерация учреждает валютный и эмиссионный банк в качестве федерального банка. Его задачи и полномочия в рамках Европейского Союза могут быть переданы Европейскому центральному банку, который независим и имеет своей преимущественной целью обеспечение стабильности цен.
Статья 89
1. Федерация является собственником прежних имперских водных путей.
2. Федерация управляет федеральными водными путями через собственные ведомства. Во внутреннем судоходстве она выполняет государственные задачи, выходящие за пределы одной земли, а в морском судоходстве — те, что переданы ей законом. Она может передавать управление федеральными водными путями, поскольку они проходят по территории одной земли, этой земле по ее просьбе с правом управления по поручению. Если водный путь проходит через территории нескольких земель, Федерация может поручить управление им той земле, которую предложат заинтересованные земли.
3. При управлении, расширении и сооружении новых водных путей должны по соглашению с землями приниматься во внимание требования охраны ландшафтов и водного хозяйства.
Статья 90
1. Федерация является собственником прежних имперских автострад и шоссейных дорог.
2. Федеральными автострадами и другими магистральными федеральными шоссейными дорогами управляют по поручению Федерации органы земель или компетентные согласно праву земель самоуправляющиеся корпорации.
3. По поручению какой-либо земли Федерация может принять в собственное управление федеральные автострады и другие магистральные федеральные шоссейные дороги, находящиеся на территории этой земли.
Статья 9177
1. Земля может потребовать привлечения полицейских сил других земель, а также сил и средств других ведомств и федеральной пограничной охраны для предотвращения опасности, угрожающей существованию или основам свободного демократического строя Федерации или какой-либо земли.
2. Если земля, которой угрожает опасность, сама не готова или не в состоянии бороться с этой опасностью, Федеральное правительство может подчинить своим указаниям полицию этой земли и полицейские силы других земель, а также использовать подразделения федеральной пограничной охраны. Распоряжение подлежит отмене по ликвидации опасности, а также в любой момент по требованию Бундесрата. Если опасность угрожает территории более чем одной земли, Федеральное правительство может, поскольку это необходимо для эффективной борьбы с такой опасностью, давать указания правительствам земель; предложения 1 и 2 при этом не затрагиваются.