Разработка системы обязательственно-правовых связей.

Данный этап выработки договорных условий представляет собой творческий процесс моделирования оптимальной комбинации взаимных прав и обязанностей контрагентов. Опыт показывает, что основной объем входящих в эту комбинацию прав и обязанностей контрагентов будет приходиться на инициативные условия договора и лишь небольшая часть - на предписываемые, подразумеваемые и воспринимаемые условия.

Разработка системы обязательственно-правовых связей осуществляется следующим образом:

а) сначала моделируется структура материально-экономических связей договора;

б) после этого структура материально-экономических связей разлагается на обязательственно-правовые связи;

в) затем полученные обязательственно-правовые связи оптимизируются и группируются в целостную систему соответствующих связей.

Материально-экономические связи (далее - МЭС) представляют собой совокупность экономических операций (товарных, транспортных, логистических, расчетных и т.д.), а также обеспечивающих эти операции фактических действий контрагентов и иных лиц, которые будут совершаться в рамках договорного соглашения. Таким образом, структура МЭС представляет собой экономическую основу (базис) договора.

На структуру МЭС решающее влияние оказывают объективные основания формирования договора (например, технические, технологические, финансовые и другие ограничения деятельности фирмы). В частности, выбор маршрута транспортировки товара, продаваемого иногороднему покупателю, будет зависеть от расположения и доступности транспортных магистралей, их состояния, пропускной способности и т.д. Если продавец не располагает собственными транспортными средствами, а товар продается с условием его доставки продавцом, то для транспортировки товара необходимо привлекать транспортную организацию.

Структура МЭС договора включает производственные, транспортные, финансовые, технологические и другие связи в зависимости от профиля бизнеса фирмы.

Моделирование системы МЭС договора осуществляется путем графического изображения на календарно-масштабной сетке времени планируемых экономических, транспортных и иных операций и сопутствующих им фактических действий. Эти операции и действия группируются в определенной технологической и временной последовательности с учетом необходимой взаимосвязи и взаимозависимости.

Как правило, структура МЭС договора включает:

- схему материальных потоков (какой товар, от кого, к кому и каким образом перемещается; какие работы (услуги), где, кем, для кого и каким образом выполняются и т.д.);

- схему финансовых потоков (какие денежные средства, в каком объеме, от кого, к кому, при каких условиях и каким образом перемещаются и т.д.);

- схему документарных потоков (кто, когда, где и какие документы оформляет, где и когда получает, кому, куда и где передает и т.д.).

Структура МЭС дает возможность определить набор и параметры инициативных условий, в отсутствие которых договор будет неработоспособен. Кроме того, она позволяет правильно определить допустимые параметры предписываемых условий договора.

Разработанная структура МЭС далее разлагается на обязательственно-правовые связи. Это необходимо для преобразования полученной модели МЭС в правовую модель (программу) действий участников договорного соглашения.

Внутренняя структура обязательственно-правовой связи включает:

1) предмет обязательства - О;

2) лицо, имеющее обязательство (должник), - Д;

3) лицо, в отношении которого имеется обязательство (кредитор), - К;

4) право требования исполнения обязательства должником - ПТИО;

5) лицо, имеющее право требования исполнения обязательства должником (обычно это кредитор, но может быть и другое лицо);

6) право получения исполнения обязательства должником - ППИО;

7) лицо, имеющее право получения исполнения обязательства должником (обычно это кредитор, но может быть и другое лицо);

8) право должника исполнить обязательство в пользу какого-либо лица (обычно, если исполнение получает не кредитор, а другое лицо) - ПИО.

Таким образом, с помощью разложения МЭС на обязательственно-правовые связи появляется возможность определить:

1) совокупность конкретных правовых обязательств;

2) что они собой представляют (их предмет);

3) на кого возлагается обязанность исполнения конкретного обязательства (должников по каждому обязательству);

4) в отношении кого имеется каждое конкретное обязательство (кредиторов);

5) кому принадлежит ПТИО;

6) кому принадлежит ППИО;

7) кому обязанное лицо имеет право предъявить ПИО.

Разложение МЭС на обязательственно-правовые связи осуществляется на основе нормативных и ненормативных правовых оснований формирования договора.

К примеру, если фирме требуется получить комплектующие для изготовления продукции, то процесс приобретения этих комплектующих у поставщика будет регулироваться положениями гл. 30 ГК РФ о купле-продаже. Эти положения, в частности, устанавливают, что при заключении договора купли-продажи продавец обязан передать комплектующие в собственность предприятия (покупателя), а покупатель обязан будет принять эти комплектующие и уплатить за них определенную цену (ст. 454 ГК РФ). Статья 456 ГК РФ устанавливает обязанность продавца одновременно с передачей вещи передать технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и другие относящиеся к ней документы, предусмотренные законом или договором, если иное не установлено договором купли-продажи. Статья 486 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, разложение МЭС на обязательственно-правовые связи позволяет правильно определить совокупность взаимных прав и обязанностей контрагентов, требующих своего отражения в условиях создаваемого договора.

Опыт показывает, что, если планируемые действия просты и в них будут принимать участие только две стороны, сделать подобное разложение обязательств не составляет большого труда. Гораздо труднее разложить обязательства на связи при планировании сложных хозяйственных операций, особенно в тех случаях, когда к выполнению каких-либо действий необходимо привлекать третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками разрабатываемого договора.

Рассмотрим пример купли-продажи товара. При этом доставка товара будет производиться независимой транспортной организацией по договору с продавцом, но за счет покупателя.

Здесь возникает система из нескольких обязательств. Как минимум она будет включать:

1) обязательства покупателя перед продавцом по оплате ему товара и транспортных расходов по доставке товара;

2) обязательства продавца перед покупателем по передаче ему товара;

3) обязательства продавца передать перевозчику подлежащий доставке покупателю товар и оплатить ему транспортные расходы;

4) обязательства перевозчика по доставке и передаче товара покупателю;

5) обязательства покупателя по принятию товара от перевозчика.

Применяя технику разложения обязательств, получаем следующую схему обязательственно-правовых связей:

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ 3 │

│ ┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ │ 2 │ │

│ │ ┌─────────────────────────────────────┐ │ V

│ │ 1 │ V

│ ┌──────────────────────────────┐ │

│ │ │ V

│ │

│ V

┌────────┐ 8 ┌──────────┐ 12 ┌──────────┐

│Продавец│ ───────> │Перевозчик│ ───────> │Покупатель│

│ │ ───────> │ │ <─────── │ │

└────────┘ 9 └──────────┘ 13 └──────────┘

<────────

<────────

/ \ │

│ │

/ \/ \/ \ │ │ │ │ │

│ │ │ │ 5 │ │ │ │

│ │ │ └─────────────────────────────┘ │ │ │

│ │ │ 6 │ │ │

│ │ └───────────────────────────────────┘ │ │

│ │ │ │

│ └─────────────────────────────────────────┘ │

│ 7 │

└───────────────────────────────────────────────┘

Здесь:

1) обязательство продавца перед покупателем доставить и передать ему товар, а также принять от него оплату товара и транспортных расходов;

2) ПТИО по оплате покупателем товара, транспортных расходов и принятию товара от перевозчика;

3) ППИО по оплате покупателем товара, транспортных расходов;

4) ПИО по принятию произведенной покупателем оплаты товара и транспортных расходов;

5) обязательство покупателя перед продавцом оплатить товар и транспортные расходы, а также принять товар от перевозчика;

6) ПТИО по доставке и передаче товара, а также принятию оплаты товара и транспортных расходов;

7) ПИО по оплате продавцу товара и транспортных расходов;

8) обязательство продавца перед перевозчиком передать ему товар для доставки и оплатить транспортные расходы;

9) ПТИО по доставке перевозчиком товара и передаче его покупателю;

10) обязательство перевозчика перед продавцом доставить и передать товар покупателю, а также принять от продавца оплату транспортных расходов;

11) ПТИО по принятию покупателем доставленного ему товара;

12) ПИО по передаче товара;

13) ППИО по передаче товара.

Разложение МЭС на обязательственно-правовые связи позволяет определить цепочку взаимных прав и обязанностей договорных контрагентов. Как уже отмечалось, основная часть этих прав и обязанностей будет приходиться на инициативные условия договора, остальная - на предписываемые, подразумеваемые и воспринимаемые условия.

Полученная в результате разложения МЭС цепочка обязательственно-правовых связей далее оптимизируется и группируется в целостную систему обязательственно-правовых связей. Это делается с целью:

1) обеспечения соблюдения требования договорной дисциплины;

2) придания договору максимального экономического эффекта.

Соблюдение требования договорной дисциплины обеспечивается путем приведения полученной в результате разложения комбинации взаимных прав и обязанностей контрагентов в строгое соответствие с положениями нормативных и ненормативных правовых оснований формирования договора.

Эффективность договора достигается за счет:

а) формирования целостной системы обязательственно-правовых связей, позволяющей придать договору требуемый операциональный эффект;

б) управления экономическими и правовыми рисками с помощью договорных условий;

в) минимизации основных и сопутствующих исполнению договорного соглашения финансовых издержек.

Наши рекомендации