Тема № 1. Система римского права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЦ. В.02 Римское право
Направление подготовки (специальность) 40.03.01Юриспруденция (бакалавр)
Профиль (специализация) Международно-правовой
Курс 2
Семестры 3-4
ОФО, срок освоения ООП по форме обучения – 4 года;
ЗФО, срок освоения ООП по форме обучения – 4 года;
ЗФО на базе СПО, срок освоения ООП по форме обучения – 3 года;
ЗФО на базе ВО, срок освоения ООП по форме обучения – 3 года;
Квалификация выпускника бакалавр
Краснодар 2016
Составитель: Асланян Наталья Павловна, д.ю.н., профессор кафедры международного права
_______________ «01» марта 2016г.
Рецензент: Новикова Т.В., к.ю.н., доцент
________________ «02» марта 2016г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (Юриспруденция: квалификация магистр)
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 10 от 03 марта 2016г.
Зав. Кафедрой: Новикова Т.В. к.ю.н., доцент
___________ ____ 03 марта 2016г.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© СКФ ФГБОУВПО «РГУП», 2016
© Асланян Н.П., 2016
Оглавление
1. ЦЕЛИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2.мЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 4
3. тРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
4. оБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 6
5. сОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.. 15
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 15
1. Целями освоения дисциплины (модуля) «Римское право» является углубленное изучение институтов римского частного права в их динамике, анализ основных идей, принципов, понятий и терминов римского правопонимания, рассмотрение проблем эффективности римского права на конкретном этапе его развития (в том числе, в условиях непосредственного правоприменения).
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Римское право является дисциплиной вариантной части профессионального цикла Б.3 ПЦ.В.02 ООП по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»). В рамках дисциплины студенты изучают уникальность Римского права, прогрессивность и регрессивность его положений, систему источников и основные институты (в том числе, заимствованные правовыми системами современности); особенности защиты нарушенных прав граждан и не граждан Рима, уникальность классификации вещей. Указанный объем предоставляемой информации имеет перспективную цель: предопределить успехи студентов при последующем изучении дисциплин на старших курсах (в частности, «Гражданского права», имеющего многочисленные заимствования из Римского права).
Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- состав системы римского права: естественное право, цивильное право, преторское право, «право народов»;
- понятийно-категориальный аппарат римского права, его основные источники и институты;
- латинские юридические термины, правовые конструкции и сентенции римских юристов;
- характеристику и виды правовых актов в римском праве;
- общее учение об обязательствах, виды договоров и их особенности;
-основные факты, имена выдающихся юристов.
уметь:
- применять полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений;
- анализировать и классифицировать правоотношения в римском праве;
- применять правовые нормы к фактам и обстоятельствам, относящимся к изучаемым институтам;
- анализировать правовые акты римского права.
владеть:
- применять полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений;
- навыками применения норм при решении казусов по римскому праву;
- навыками квалификации фактов и обстоятельств, относящихся к изучаемым институтам;
- навыками толкования правовых актов римского права.
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- знает состав системы римского права: естественное право, цивильное право, преторское право, «право народов» (ОК-1);
- применяет полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений (ОК-1);
- владеет достаточным уровнем профессионального правосознания в области анализа и оценки положений римского права (ОК-1);
- имеет сформированные, системные и четкие представления о понятиях, институтах и источниках римского права (ОК-4);
- способен анализировать и классифицировать правоотношения в римском праве (ОК-4);
- владеет успешными и системными навыками применения норм при решении казусов по римскому праву (ОК-4);
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- обладает сформированными, системными и четкими представлениями о значении латинских юридических терминов, римских правовых конструкциях и сентенциях римских юристов (ПК-6);
- способен применять правовые нормы к фактам и обстоятельствам, относящимся к изучаемым институтам (ПК-6);
- обладает системными навыками квалификации фактов и обстоятельств, относящихся к изучаемым институтам (ПК-6);
- обладает системными и четкими представлениями о характеристике, видах и толковании правовых актов в римском праве (ПК-15);
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Трудоемкость по формам обучения | ||||||||
Очная | Очная (на базе СПО) | Заочная | Заочная (на базе СПО) | ||||||
зач. ед. | час. | зач. ед. | час. | зач. ед. | зач. ед. | час. | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||
Лекции | |||||||||
Семинары или практические занятия | |||||||||
Самостоятельная работа студента (СРС) | |||||||||
Форма итогового контроля | Зачет | Зачет | Зачет | Зачет | |||||
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Рецепция римского права.
Тема № 5. Вещное право
Понятие вещи (res). Главное деление вещей: виды божественного права и человеческого права. Священные вещи (jus sacrae) и почитаемые вещи (res relegisae). Jus sepulchri (право захоронений). Вещи римского народа (res publicae) и вещи отдельных лиц (res privatae). Оборотное имущество (bona). Вещи, которые могут быть объектом сделок (res in commercio), и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium). Вещи, общие всем людям (res communia omnium). Вещи отдельных гражданских общин (res universitas). Вещи манципируемые (res mancipi) и вещи неманципируемые (res nec mancipi). Правовое значение деления. Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles). Вещи родовые и индивидуальные (genera и species), потребляемые и непотребляемые, делимые и неделимые. Вещи простые, составные и собирательные. Часть вещи (pars rei). Побочные вещи и принадлежности. Проблемы тары. Плоды (fructus). Вещи телесные и бестелесные (res corporales и res incorporales). Fomilia и pecunia.
Природа вещных прав. Вещные и обязательственные права. Понятие и общая характеристика владения. Фактическое и юридическое во владении. Юридическое владение (possessio) и держание (detentio). Объективный (corpus) и субъективный (animus) элементы владения. Виды владения. Владение правомерное и неправомерное (possessio iusta и possessio iniusto). Добросовестное владение (bonae fidei possessio). Цивильное (титульное) владение и беститульное (естественное) владение. «Аномальные владения».
Приобретение владения. Защита владения.
Понятие права собственности. Виды права собственности. Ограничения права собственности. Способы приобретения права собственности. Первоначальные способы приобретения права собственности.
Приобретательная давность (usucapio). Производные способы приобретения права собственности. Защита права собственности.
Таблица 2
Тематический план для студентов ОФО с нормативным сроком обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | |||||
Система римского права | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Источники римского права | 4* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о значении каждого из источников права для системы в целом. | ||||
Лица в римском праве. | 4* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о соотношении институтов владения и права собственности в римском праве, приводя мнения авторитетных юристов (закон о цитировании). | ||||
Семья и брак в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Вещное право | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Осуществление и и защита прав | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Права на чужую вещь | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Обязательства в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Наследование в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | ||||||
Тематический план для студентов ОФО на базе СПО
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | |||||
Система римского права | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Источники римского права | 2* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о значении каждого из источников права для системы в целом. | ||||
Лица в римском праве | 2* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о соотношении институтов владения и права собственности в римском праве, приводя мнения авторитетных юристов (закон о цитировании). | ||||
Семья и брак в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Вещное право | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Осуществление и и защита прав | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Права на чужую вещь | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Обязательства в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Наследование в римском праве | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | ||||||
Тематический план для ЗФО с нормативным сроком обучения:
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | |||||
Система римского права | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Источники римского права | 2* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о значении каждого из источников права для системы в целом. | ||||
Лица в римском праве | 2* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о соотношении институтов владения и права собственности в римском праве, приводя мнения авторитетных юристов (закон о цитировании). | ||||
Семья и брак в римском праве | ||||||
Вещное право | ||||||
Осуществление и и защита прав | ||||||
Права на чужую вещь | ||||||
Обязательства в римском праве | Занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Наследование в римском праве | Занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | ||||||
Тематический план для ЗФО (на базе СПО) образования:
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | |||||
Система римского права | Лекционное занятие предусматривает диалоговый режим, дискуссию | |||||
Источники римского права | 2* | Занятие предусматривает дискуссию и диалоговый режим. В соответствии с этим студентам рекомендуется заранее продумать ответ на вопрос о значении каждого из источников права для системы в целом. | ||||
Лица в римском праве | ||||||
Семья и брак в римском праве | ||||||
Вещное право | ||||||
Осуществление и и защита прав | ||||||
Права на чужую вещь | ||||||
Обязательства в римском праве | ||||||
Наследование в римском праве | ||||||
ВСЕГО | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | ||||||
Самостоятельная работа
Таблица 3
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах ОФО | Трудоемкость в часах ОФО на базе СПО | Трудоемкость в часах ЗФО | Трудоемкость в часах ЗФО на базе СПО |
Система римского права | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов Подготовка к интерактивному занятию | ||||
Источники римского права | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Лица в римском праве | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Семья и брак в римском праве | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Вещное право | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Осуществление и защита прав | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Права на чужую вещь | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Обязательства в римском праве | Изучение лекционного материала Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Наследование в римском праве | Изучение информации основной и дополнительной литературы, информации интернет-ресурсов | ||||
Итого: |
Компетенций
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра:
-устный опрос (групповой или индивидуальный);
- тестирование.
Таблица 4
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет |
Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившего всестороннее, систематическое и глубокое знание программного (учебного) материала, выполнившего все задания, предусмотренные программой, усвоившего основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой дисциплины. Как правило, оценка «зачтено» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании и использовании программного (учебного) материала. Допустимы незначительные погрешности в знании теоретической части предмета на зачете. | зачтено |
Оценка «незачтено» выставляется студенту, показавшего значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «незачтено» ставится студентам, знания которых не соответствуют профессиональным требованиям, предъявляемых к юристу. | не зачтено |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
Интернет-ресурсы
1. http://law.edu.ru/ (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).
2. http://www.garant.ru/ (Информационно-правовой портал).
3. http://www.consultant.ru/ (Информационно-правовой портал).
Таблица 5
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Дата | Раздел | Изменения | Комментарии |
Программа разработана:
кафедра международного права
профессор, д.ю.н., Асланян Н.П.
__________________________________________________
(подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЦ. В.02 Римское право
Направление подготовки (специальность) 40.03.01Юриспруденция (бакалавр)
Профиль (специализация) Международно-правовой
Курс 2
Семестры 3-4
ОФО, срок освоения ООП по форме обучения – 4 года;
ЗФО, срок освоения ООП по форме обучения – 4 года;
ЗФО на базе СПО, срок освоения ООП по форме обучения – 3 года;
ЗФО на базе ВО, срок освоения ООП по форме обучения – 3 года;
Квалификация выпускника бакалавр
Краснодар 2016
Составитель: Асланян Наталья Павловна, д.ю.н., профессор кафедры международного права
_______________ «01» марта 2016г.
Рецензент: Новикова Т.В., к.ю.н., доцент
________________ «02» марта 2016г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 (Юриспруденция: квалификация магистр)
Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № 10 от 03 марта 2016г.
Зав. Кафедрой: Новикова Т.В. к.ю.н., доцент
___________ ____ 03 марта 2016г.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© СКФ ФГБОУВПО «РГУП», 2016
© Асланян Н.П., 2016
Оглавление
1. ЦЕЛИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2.мЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 4
3. тРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
4. оБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 6
5. сОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.. 15
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины... 15
1. Целями освоения дисциплины (модуля) «Римское право» является углубленное изучение институтов римского частного права в их динамике, анализ основных идей, принципов, понятий и терминов римского правопонимания, рассмотрение проблем эффективности римского права на конкретном этапе его развития (в том числе, в условиях непосредственного правоприменения).
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Римское право является дисциплиной вариантной части профессионального цикла Б.3 ПЦ.В.02 ООП по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»). В рамках дисциплины студенты изучают уникальность Римского права, прогрессивность и регрессивность его положений, систему источников и основные институты (в том числе, заимствованные правовыми системами современности); особенности защиты нарушенных прав граждан и не граждан Рима, уникальность классификации вещей. Указанный объем предоставляемой информации имеет перспективную цель: предопределить успехи студентов при последующем изучении дисциплин на старших курсах (в частности, «Гражданского права», имеющего многочисленные заимствования из Римского права).
Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
- состав системы римского права: естественное право, цивильное право, преторское право, «право народов»;
- понятийно-категориальный аппарат римского права, его основные источники и институты;
- латинские юридические термины, правовые конструкции и сентенции римских юристов;
- характеристику и виды правовых актов в римском праве;
- общее учение об обязательствах, виды договоров и их особенности;
-основные факты, имена выдающихся юристов.
уметь:
- применять полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений;
- анализировать и классифицировать правоотношения в римском праве;
- применять правовые нормы к фактам и обстоятельствам, относящимся к изучаемым институтам;
- анализировать правовые акты римского права.
владеть:
- применять полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений;
- навыками применения норм при решении казусов по римскому праву;
- навыками квалификации фактов и обстоятельств, относящихся к изучаемым институтам;
- навыками толкования правовых актов римского права.
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- знает состав системы римского права: естественное право, цивильное право, преторское право, «право народов» (ОК-1);
- применяет полученные знания для анализа современных исторических процессов и правовых явлений (ОК-1);
- владеет достаточным уровнем профессионального правосознания в области анализа и оценки положений римского права (ОК-1);
- имеет сформированные, системные и четкие представления о понятиях, институтах и источниках римского права (ОК-4);
- способен анализировать и классифицировать правоотношения в римском праве (ОК-4);
- владеет успешными и системными навыками применения норм при решении казусов по римскому праву (ОК-4);
Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- обладает сформированными, системными и четкими представлениями о значении латинских юридических терминов, римских правовых конструкциях и сентенциях римских юристов (ПК-6);
- способен применять правовые нормы к фактам и обстоятельствам, относящимся к изучаемым институтам (ПК-6);
- обладает системными навыками квалификации фактов и обстоятельств, относящихся к изучаемым институтам (ПК-6);
- обладает системными и четкими представлениями о характеристике, видах и толковании правовых актов в римском праве (ПК-15);
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Трудоемкость по формам обучения | ||||||||
Очная | Очная (на базе СПО) | Заочная | Заочная (на базе СПО) | ||||||
зач. ед. | час. | зач. ед. | час. | зач. ед. | зач. ед. | час. | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||
Лекции | |||||||||
Семинары или практические занятия | |||||||||
Самостоятельная работа студента (СРС) | |||||||||
Форма итогового контроля | Зачет | Зачет | Зачет | Зачет | |||||
5. Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема № 1. Система римского права