Участие прокурора в Конституционном судопроизводстве.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", указывает, что основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
В случае отклонения органом власти субъекта РФ протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, все материалы о наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора, с необходимым обоснованием, нужно незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.
Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд РФ в целях признания закона неконституционным и утратившим силу. В этом также проявляется правозащитная функция прокуратуры.
Прокуроры, установив постоянный надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации, в процессе осуществления этих полномочий выявляют нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, информируют об этом Генерального прокурора РФ, который решает вопросы в конституционном порядке.
Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве по правовым вопросам. Приказ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации (в ред. от 22.07.2011).
В ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В развитие этого направления деятельности прокуратуры Российской Федерации был подготовлен приказ Генпрокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации».
В соответствии с указанным приказом прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов в борьбе с преступностью.
Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющим международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека.
В соответствии с приказом от 12 марта 2009 г. № 67 прокурорам необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров Российской Федерации.
Кроме того, приказ обязывает уполномоченных прокурорских работников повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения с тем, чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов Российской Федерации, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства.
На специальных прокурорских работников возложены обязанности по анализу и обобщению практики исходя из направлений деятельности подразделений, накопление информационного материала и разработку соответствующих предложений для руководства Генеральной прокуратуры РФ.
Прокурорским работникам, ответственным за данное направление деятельности, следует обращать внимание на положительный опыт работы правоохранительных организаций, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в Российской Федерации.
В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органам прокуратуры необходимо наладить постоянное и действенное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел, правоохранительных ведомств Российской Федерации, а также Исполнительного секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Советов правоохранительных ведомств государств СНГ, а также установить тесный контакт и обмен информацией с секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом совете.
Ответственным прокурорским работникам необходимо регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества Генеральной прокуратуры и ее органов на местах и вносить руководству Генеральной прокуратуры предложения о мерах по ее совершенствованию.
Прокурорам субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями исходить из того, что псе сношения по этим вопросам должны осуществляться через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами Российской Федерации.
Взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ в пределах своей компетенции поручается:
· обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение органами прокуратуры требовании международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация, и внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом уделить особое внимание исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, добиваться реальной защиты интересов Российской Федерации, прав и свобод человека;
· обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера, проводимых международными организациями и правоохранительными органами других государств. по вопросам, относящимся к компетенции органов прокуратуры;
§ готовить и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, о совершенствовании законодательства, заключении международных договоров.
Главному управлению международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ необходимо:
§ обеспечить организацию выполнения обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства в пределах компетенции органов прокуратуры;
§ организовывать участие Генеральной прокуратуры РФ в разработке проектов международных договоров Российской Федерации;
§ координировать деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества;
§ осуществлять непосредственное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач;
§ готовить предложения об участии Генеральной прокуратуры РФ в мероприятиях международного характера;
§ контролировать своевременность и полноту исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации запросов о выдаче лиц и правовой помощи;
§ регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность работы органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.
Главной военной прокуратуре, главным управлениям и управлениям Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с компетенцией следует:
§ направлять в Главное управление международно-правового сотрудничества предложения по организации, проведению и участию в мероприятиях международного характера, обосновывая их необходимость задачами, стоящими перед органами прокуратуры, представлять необходимые информационно- аналитические материалы, представлять информацию о результатах участия в международных мероприятиях;
§ представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы, прилагаемые к запросу о выдаче лиц (в том числе материалы судов), и запросы о правовой помощи по материалам и уголовным делам, находящимся в производстве федеральных органов расследования, за процессуальной деятельностью которых осуществляется надзор. Запросы и материалы представлять в двух экземплярах и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, — с переводом на иностранный язык, включая прилагаемые уголовные дела;
§ организовывать в пределах своей компетенции исполнение запросов компетентных органов иностранных государств в порядке, определенном указанием Генерального прокурора РФ.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур необходимо:
§ организовать работу по координации, учету, анализу и отчетности в сфере международно-правового сотрудничества подчиненных прокуроров и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь;
§ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями исходить из того, что все сношения по этим вопросам должны осуществляться через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами и законодательством Российской Федерации;
§ в порядке, установленном указаниями Генерального прокурора РФ, организовывать исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о правовой помощи и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой их исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации;
§ представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы, прилагаемые к запросу о выдаче лиц, и запросы о правовой помощи по материалам и уголовным делам, находящимся в производстве органов дознания и предварительного следствия, за процессуальной деятельностью которых осуществляется надзор. Запросы и материалы прокурорам необходимо представлять в двух экземплярах и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, — с переводом на иностранный язык, включая прилагаемые уголовные дела;
§ принимать необходимые меры к своевременному задержанию и заключению под стражу лиц, в отношении которых осуществляется международный (межгосударственный) розыск, для обеспечения возможности их выдачи;
§ организовывать в кратчайшие сроки экстрадиционные проверки и представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы этих проверок с заключением о возможности выдачи лиц.