Прокуратура и исполнительная власть.

Прокуратура входит в исполнительную ветвь власти!!!!ВАЖНО

Именно в органах исполнительной власти прокуратура больше всего раскрывает свою основную функцию-надзорную.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов исполнительной власти составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.
В соответствии сост. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Как они осуществляют взаимодействие:

1) взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, о предупреждении преступлений и иных вопросах правоохранительной деятельности;

2) информирование органов прокуратуры о выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторах;

3) совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;

5) совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

6) участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

7) участие прокуроров в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления, в работе координационных совещаний по обеспечения правопорядка в субъектах РФ;

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЗНОВАТЕЛЯ.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

По сравнению со следователем по отношению к прокурору процессуальная самостоятельность дознавателя довольна мала.

Самая главная особенность заключается в том, что в случае если дознаватель не согласен с объемом обвинения, квалификацией, с прекращением , с мерой пресечения, и если необходимо выделять или соединять уголовное дело он не вправе приостановить производство по этим вопросам , в отличие от следователя. Он имеет право их обжаловать, но при этом должен эти требования прокурора выполнить. Следователь же вправе приостановить производство и обжаловать .

70. Участие прокурора в предварительном слушании уголовного дела

Не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд, а в случае если по делу есть обвиняемый, содержащийся под стражей, – не позднее 14 суток, по нему должно быть принято решение о назначении предварительного слушания либо о назначении судебного заседания.

Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в таком порядке.

Предварительное слушание проводится:

1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в соответствии с частью третьей настоящей статьи;

2) при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору;

3) при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела;

4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 Кодекса; В исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.

5) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

6) при наличии не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;

7) при наличии основания для выделения уголовного дела;

8) при наличии ходатайства стороны о соединении уголовных дел в случаях, предусмотренных Кодексом.

Предварительное слушание проводится по правилам состязательного судопроизводства с соблюдением требований положений гл. 33, 35 и 36 УПК РФ. Следовательно, участвуя в предварительном слушании, прокурор обладает всеми правами участника судебного разбирательства: он может заявлять ходатайства и отводы, делать заявления, подлежащие занесению в протокол, высказывать свое мнение по всем возникающим в судебном заседании вопросам. Так, при заявлении кем-либо ходатайства об исключении доказательства прокурор вправе как признать ходатайство обоснованным (в этом случае суд своим решением исключает доказательство из судебного разбирательства), так и оспорить. Бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на прокуроре (ч. 4 ст. 235 УПК РФ).

Участие прокурора в предварительном слушании является продолжением уголовного преследования. Утвердив обвинительное заключение, прокурор придает содержащемуся в нем обвинению статус государственного обвинения. Так как согласно ст. 235 УПК РФ стороны вправе заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств любого доказательства, прокурор, доказывая законность действий по собиранию доказательств, на исключении которых настаивает вторая сторона, обеспечивает себе возможность продолжать обвинительную деятельность. Таким образом, прокурор обосновывает в суде сформированный им вывод о том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления может быть рассмотрен судом с постановлением обвинительного приговора. Поскольку в силу ч. 4 ст. 235 УПК РФ на прокуроре лежит бремя опровержения доводов защиты о том, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ, он вправе ходатайствовать перед судом об исследовании доказательств и допросе свидетелей, и обязан при наличии на то оснований опровергнуть доводы защиты. Согласно ст. 236 УПК РФ по результатам предварительного слушания судья может принять решение о возвращении уголовного дела прокурору. В ходе предварительного слушания прокурор может изменить обвинение, при этом судья отражает это в постановлении и в случаях, предусмотренных УПК РФ, направляет уголовное дело по подсудности.

Наши рекомендации