Участие прокурорп в стадии исполнения приговоров

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор и в стадии исполнения приговоров. Они призваны надзирать за тем, чтобы: обращенные к исполнению приговоры исполнялись в строгом соответствии с законом; содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе, как по основаниям и в порядке, установленном законом; соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных; обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных; исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказаний и досрочном освобождении по болезни.

Действующее законодательство наделяет прокуроров существенными полномочиями, реализация которых позволяет им вовремя выявлять и устранять нарушения закона. В соответствии с такими полномочиями они могут, в частности, немедленно освобождать лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуто мерам принудительного характера; свои постановлением прокуроры вправе также немедленно освободить осужденного из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.

Прокуроры производят опрос осужденных лиц, подвергнутых применению мер принудительного характера; дают заключение в суде о законности и обоснованности представления осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замене не отбытого наказания наказанием более мягким; участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, связанных с устранением сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговоров. [5]

Вывод:

Вступившие в законную силу приговор и постановление суда обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан. Неисполнение приговора, постановления суда влечет уголовную ответственность.

Обращение к исполнению приговора и постановления возлагается на суд, рассматривавший дело по первой инстанции. Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей вместе с копией приговора тому органу, на который в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством возложена обязанность приведения приговора в исполнение. На суд апелляционной инстанции возлагаются обязанности сообщить результаты апелляционного рассмотрения дела в отношении лиц, содержащихся под стражей. В случае изменения приговора при рассмотрении дела в апелляционном порядке к копии приговора должна быть приложена копия постановления апелляционной инстанции.

Планирование в органах прокуратурах.

Планирование является одним из организационных начал обеспечения деятельности прокуратуры по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Состояние планирования отражает не только уровень организации работы, но и целенаправленность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

Сущность планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей.

В прокуратуре очень много текущей работы.

Виды планирования работ в органах прокуратуры применяется:

1) перспективное планирование (перспективные планы)

План составляется на более или менее продолжительный период времени (на 1 год и более). Основывается перспективное планирование на прогнозировании правонарушений. В перспективные планы включаются:

  • мероприятия по анализу состояния законности
  • проведение координационных мероприятий
  • проведение проверки исполнения законов.

Возможность перспективного планирования основывается на том, что в прокуратуре регулярно должна проводиться аналитическая работа (анализ состояния законности). Такой анализ позволяет выявить наиболее распространённые правонарушения по видам, территории, времени совершения. На основе этого анализа возможно прогнозирование по времени, территории и другим показателям.

В соответствии с Приказом генерального прокурора № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» не реже двух раз в год прокуратуры должны проводить анализ состояния преступности, а также условий и причин, её способствующих.

По результатам анализа принимается организационное решение о том, какие мероприятия надо проводить и включать в план.

2) текущее планирование

Обязательным видом является планирование на полугодие (раньше было планирование на квартал).

И полугодия, и кварталы – это периоды более ил менее устойчивого состояния законности.

В текущие планы включаются:

  • мероприятия координационного характера (по координации деятельности

правоохранительных органов)

  • проверки исполнения законов
  • обобщение судебной и следственной практики, практики прокурорского надзора
  • мероприятия по повышению квалификации (семинары, конференции и т.д.)

Не включаются в план текущей работы (текущая работа – это та работа, которая есть постоянно):

  • работа по разрешению жалоб и обращений граждан
  • работа по расследованию преступлений
  • работа по участию в рассмотрении дел в судах (поддержка обвинения по уголовным

делам, участие в рассмотрении гражданских дел)

  • работа по реагированию на нарушение законов.

Подготовка плана – это процесс. Перед составлением плана должны быть проанализированы результаты выполнения предыдущего плана, предложения работников и проч.

Мероприятия в плане указываются в связи с мероприятиями других отраслей надзора. Мероприятия в плане группируются по отраслям, учитываются во взаимосвязи разных отраслей надзора.

План составляется (разрабатываются и включаются в него мероприятия) на оперативном совещании. После этого план утверждается прокурором и становится документом, обязательным для исполнения (т.е. в дальнейшем за его неисполнение может наступить ответственность).

Включение в план мероприятий – это своеобразный (определённый) способ реагирования на нарушение законности.

Исходя из анализа состояния законности, выбираются наиболее необходимые мероприятия.

Анализ состояния законности предполагает изучение информации, находящейся в самой прокуратуре (внутренней), и поступающей в прокуратуру из других организаций, в том числе – истребуемой прокуратурой информации (внешней).

В прокуратуре изучаются:

  • поступившие и разрешённые заявления и обращения граждан
  • материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела
  • дела, которые расследовались и были направлены в суд
  • прекращённые дела
  • приостановленные дела
  • материалы ранее проведённых проверок
  • материалы о нарушении законности, поступившие в прокуратуру из СМИ и

контролирующих органов.

Прокурорские органы должны проявлять инициативу по истребованию информации из органов контроля, органов внутренних дел, службы судебных приставов, судов, таможенных органов. Это внешняя информация. Это в основном статистическая информация. К числу контролирующих органов относятся: органы налоговой инспекции, инспекция по охране труда, инспекция по охране окружающей среды, центр санэпиднадзора, управление статистики и др.

Анализ всей этой информации и позволяет определить необходимые мероприятия, которые должны быть включены в план и выполнены.

К планам предъявляются определённые требования:

1) обоснованность включаемых мероприятий

Т.е. запланированные мероприятия должны быть вызваны необходимостью борьбы с правонарушениями в каком-либо органе или организации – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

2) мероприятия должны быть результативными

Т.е. по результатам их проведения должны быть обязательно приняты меры прокурорского реагирования – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

3) комплексность

В ряде случаев проведение проверки требует обобщения имеющейся информации.

Комплексность – это включение в план нескольких взаимосвязанных мероприятий из разных отраслей надзора (выполнение одного мероприятия невозможно без выполнения другого).

4) обязательность

Все мероприятия, включённые в план, подлежат выполнению.

Наши рекомендации