УПК РФ, Статья 317.3. Порядок составления досудебного соглашения о сотрудничестве
1. Прокурор, приняв постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника. С их участием прокурор составляет досудебное соглашение о сотрудничестве.
2. В досудебном соглашении о сотрудничестве должны быть указаны:
1) дата и место его составления;
2) должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение со стороны обвинения;
3) фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, заключающего соглашение со стороны защиты, дата и место его рождения;
4) описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пунктами 1 - 4 части первой статьи 73 настоящего Кодекса;
5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;
6) действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве;
7) смягчающие обстоятельства и нормы уголовного законодательства, которые могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве.
2.1. Прокурор разъясняет подозреваемому или обвиняемому, заявившим ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, что в случае отказа от дачи показаний в суде в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступления, с учетом положений пункта 2 части четвертой статьи 46, пункта 3 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу; что на основании статьи 317.8 настоящего Кодекса приговор может быть пересмотрен, если после назначения подсудимому наказания будет обнаружено, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия какие-либо существенные сведения, им не соблюдены условия и не выполнены обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве; что после рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 317.7 настоящего Кодекса, уголовного дела, выделенного в отношении его в отдельное производство, он может быть привлечен к участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления и иных лиц, совершивших преступления.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)
3. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым или обвиняемым, его защитником.
В соответствии с положением ст. 5 УПК РФ законодателем дается следующее определение: досудебное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.
Соглашение в силу ст. 175.1 оформляется в форме ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, подается подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора. Ходатайство подписывается также защитником.
Подозреваемый, обвиняемый, его защитник представляет ходатайство прокурору через следователя, следователь, получив указанное ходатайство, в течение трех суток с момента его поступления либо направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, либо выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Прокурор рассматривает данные ходатайства также в течение трех суток с момента его поступления прокурору.
Результатами рассмотрения прокурором принимается одно из двух предусмотренных УПК РФ решений, а именно: 1- принимает постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; 2- принимает постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. В случае согласия с поступившими ходатайствами прокурор приглашает следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника, и с их участием составляет досудебное соглашение о сотрудничестве.
Одним из обязательных условий составления досудебного соглашения является указание действий, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве. Указанные положения предусмотрены нормами ст.ст. 317.1-317.3 УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 317.1 и ч. 2 ст. 317.2 УПК РФ постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа, а постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть обжаловано следователем, подозреваемым или обвиняемым, его защитником вышестоящему прокурору.
В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, его близких родственников, родственников и близких лиц следователь выносит постановление о хранении документов (ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, постановление прокурора об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, досудебное соглашение о сотрудничестве) в опечатанном конверте, данная норма закреплена в ст. 317.4 УПК РФ. Кроме того, меры безопасности, применяемые в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, его близких родственников, родственников и близких лиц, закреплены в ст. 317.9 УПК РФ, а именно на данное лицо распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные законодательством.
В соответствие с нормами ст. 317.8 если после назначения подсудимому наказания будет обнаружено, что он умышленно сообщил ложные сведения или умышленно скрыл от следствия какие-либо существенные сведения, то приговор подлежит пересмотру в порядке, установленном 15УПК РФ, а именно пересмотрен вступивший в законную силу приговор.
Принцип законности.
Данный принцип отражен в ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в которой указывается, что прокуроры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры.
Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций: при осуществлении надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, при участии в рассмотрении дел судами и т.д.
При проведении проверок и расследований прокуроры и следователи нередко сталкиваются с пробелами в законодательстве, несовершенством действующих законов и их отставанием от потребностей жизни. Один из возможных путей влияния прокуроров на укрепление законности – их участие в правотворческой деятельности. Закон дает прокурору право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании законодательства.
Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных качествах исполнителей может гарантировать успешную деятельность прокуратуры на всех порученных ей участках.
Из принципа законности вытекает ряд требований, предъявляемых к прокурорам. Они обязаны:
а) глубоко знать законы, исполнение которых проверяется и на основании которых формулируются предложения;
б) полно выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений;
в) правильно квалифицировать выявленные нарушения законности, что позволит определить все связанные с ними правовые последствия;
г) применять действенные меры по устранению правонарушений, причин, условий, способствующих их совершению;
д) осуществлять контроль за фактическим устранением нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств.
41. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
УПК РФ; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1997 г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием», приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, регламентирован главой 3 Закона о прокуратуре, Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации от 12 августа 1995 года, также Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре РФ, предметом надзора за этим важным направлением является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Следует отметить, что органы прокуратуры, осуществляя уголовное преследование, проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции.
Федеральный закон «Об ОРД» к порядку осуществления оперативно-розыскной деятельности относит:
- наличие предусмотренных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД;
- наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
- соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- объективность и полнота проверок;
- своевременное и полное представление органам расследования оперативно-розыскных данных, материалов по результатам применения специальных технических средств для подготовки и осуществления следственных действий;
- условия привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе. К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон относит:
1. Наличие возбужденного уголовного дела;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) события или действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве;
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД;
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Одной из важнейших задач прокурорского надзора является проверка установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались в установленный законом срок.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования преступлений как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты общества, государства от преступных посягательств.
42. Основные положения приказа Генпрокурора РФ от 05.09.2011 N 277 (в ред. от 08.06.2015) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".
Определен комплекс мер по усилению прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия.
Повышенное внимание следует уделять соблюдению компетенции должностными лицами, сроков регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, порядка их продления. Требуется проверять информацию СМИ о преступлениях, обоснованность принятых решений органов следствия (дознания) и законнось их действий (в частности, использовались ли в отношении заявителя незаконные методы воздействия, разъяснены ли ему право на обжалование решения и его порядок и др.).
На особом контроле, в частности, находятся сообщения о коррупции, организованной преступности, терроризме, экстремизме, незаконным обороте наркотиков.
Установлена периодичность проверок органов следствия и дознания - не реже 1 раза в месяц. При наличии сведений о нарушениях законодательства - безотлагательно.
С 1 января 2012 г. на органы прокуратуры возлагается ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, ее раскрываемости, следственной работы и прокурорского надзора. В связи с этим проводятся необходимые организационные мероприятия.
Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
1.1. Проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки)
1.2. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
1.3. 1.3. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией
1.4. 1.4. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.
1.5. 1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.
1.6. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки.
1.7. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.
И др.