Акты надзора за исполнением законов (общий надзор).

Протест прокуpopа — это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.
Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.
Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
— названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;
— наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;
— общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;
— указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;
— приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;
— предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;
— подписи прокурора. Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора — это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
— фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;
— наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);
— полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
— требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца. В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
— подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания..
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию.
Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 “О применении предостережения о недопустимости нарушения закона” применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием дня предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.





Подготовка прокурора к участию в судебном рассмотрении уголовного дела

Подготовка прокурора к поддержанию государственного обвинения начинается с его ознакомления с надзорным производством по уголовному делу и изучения материалов дела. Прокурор проверяет законность проведенного расследования и обоснованность обвинительного заключения, обеспечивающий надлежащее решение дела в суде. Вопросы, которые выясняются в процессе подготовки к судебному разбирательству, определены в ст. 228 УПК: 1) имело ли место событие преступления, 2) имело ли место деяние, которое вменяется в вину обвиняемому, состав преступления, 3) были соблюдены во время проведения дознания и досудебного следствия требования УПК об обеспечении права подозреваемого и обвиняемого на защиту; 4) нет ли в деле обстоятельств, влекущих закрытии дела (ст. 213 УПК), 5) или предъявлено обвинение по всем установленным преступных действиях обвиняемого, 6) или привлечены в качестве обвиняемых всех лиц, уличенные в совершении преступления; 7) правильно квалифицированы действия обвиняемого по статьям уголовного кодекса; правильно избрана мера пресечения; 9) приняты ли меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества; 10) соблюдены требования закона при составлении обвинительного заключения; 11) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; 12) соблюдены органами дознания или предварительного следствия другие требования УПК. На эти вопросы при изучении уголовного дела прокурор должен дать ответ.

С началом подготовки к судебному разбирательству будущий государственный обвинитель является процессуально независимым от позиции прокурора, утвердившего обвинительное заключение. Исследуя вопросы, предусмотренные ст. 228 УПК, он лично сделать вывод по делу в отношении следующего:

1. Или объективно и полно проведено следствие.

2. Соблюдены при расследовании (помимо обеспечения полноты и объективности) требования уголовно-процессуального закона и или не допущено таких его нарушений, которые делают невозможным рассмотрение дела по существу.

3. Правильно решен во время досудебного следствия ходатайства обвиняемого и его защитника, соответствуют ли эти ходатайства нормам КПК и основываются ли постановления следователя на требованиях закона.

4. Приняты ли меры к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, и обеспечена возможной конфискации имущества обвиняемого.

5. Верно составлен обвинительное заключение и соответствует ли он материалам дела и предъявленному обвинению. Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве уголовного дела состоит из следующих основных этапов:

а) изучение и конспектирование материалов дела;

б) анализ и оценка доказательств, собранных во время досудебного следствия;

в) ознакомление с законодательством, судебной практикой, методическими рекомендациями, которые касаются особенностей расследования и рассмотрения конкретного уголовного дела;

г) составление плана судебного следствия, особенно при допросе потерпевшего, свидетелей, подсудимого, проведении экспертизы, осмотра места происшествия, проверке показаний на месте и выполнении других следственных действий;

г) составление тезисов или текста речи. Знание материалов дела - это одно из условий успешного поддержания государственного обвинения, поэтому изучение уголовного дела должно быть всесторонним и полным. Практикой выработаны следующие варианты возможной последовательности ознакомления и изучения прокурором материалов уголовного дела:

1. Изучение материалов дела происходит в той последовательности, в которой проводилось следствие, с последующим ознакомлением с обвинительным заключением.

2. Изучение материалов дела начинается с обвинительного заключения и выяснения сути обвинения, а затем исследуются другие материалы дела, в той последовательности, в которой проводилось следствие. Это позволяет прокурору составить наиболее оптимальный план своего участия в судебном следствии.

Наши рекомендации