Каковы пределы прав суда апелляционной инстанции?
Согласно ранее действовавшему законодательству, суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, проверял законность, обоснованность, справедливость приговора лишь в той части, в которой оно обжаловано.
В настоящее время при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционных жалобы, представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а апелляционные жалоба или представление принесены только одним из них либо в отношении некоторых из них, суд апелляционной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.
Отличительной особенностью производства по уголовному делу в суде апелляционной инстанции является то обстоятельство, что апелляционный суд непосредственно исследует и проверяет повторно все доказательства по уголовному делу в состязательном уголовном процессе. Кроме того, апелляционный порядок производства по делу в отличие от ранее действовавшего кассационного порядка предусматривает возможность вызова новых свидетелей, назначение и производство новых судебных экспертиз, истребование вещественных доказательств, документов и других доказательств. Ранее суд кассационной инстанции проверял, исследовал и принимал свои решения, основываясь в основном только на материалах дела.
В результате рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке суд принимает одно из решений: оставляет судебное решение без изменения, жалобу – без удовлетворения; отменяет обвинительный приговор и выносит оправдательный приговор; отменяет обвинительный приговор и выносит обвинительный приговор; отменяет приговор, определение, постановление суда первой инстанции и передает уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции; отменяет оправдательный приговор и выносит оправдательный приговор; отменяет определение или постановление и выносит обвинительный или оправдательный приговор либо иное судебное решение; отменяет приговор, определение, постановление и возвращает дело прокурору; отменяет приговор, определение, постановление и прекращает уголовное дело; изменяет приговор или иное обжалуемое судебное решение; прекращает апелляционное производство.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает уголовное дело в апелляционном порядке по апелляционным жалобе, представлению, если апелляционная жалоба осужденного, его защитника или законного представителя, потерпевшего, его законного представителя или представителя либо представление поступили, когда уголовное дело в отношении этого осужденного уже рассмотрено по апелляционным жалобе или представлению другого участника уголовного судопроизводства.
Наиболее подробно вопросы производства в апелляционной инстанции регламентируются соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
7. Предмет и пределы надзора за исполнением законов (общего надзора)
Предмет прокурорского надзора за исполнением законовв соответствии с Законом о прокуратуре включает: 1) соблюдение Конституции РФ и 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
Определяя предмет прокурорского надзора, Закон о прокуратуре называет только соблюдение Конституции РФ.Однако на территории субъекта РФ действуют конституции и уставы субъектов РФ, имеющие высшую юридическую силу, распространяемую на территорию субъекта РФ. Это обстоятельство обусловливает возможность включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.
Объекты прокурорского надзора: 1)федеральные министерства (Министерство юстиции РФ, Министерство образования и др.); 2) государственные комитеты; 3) федеральные службы (Федеральная таможенная служба, Служба внешней разведки); 4) иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ и др.); 5) представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (думы, законодательные собрания и др.); 6) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (администрация, правительство и др.); 7) органы местного самоуправления(муниципалитеты, управы); 8) органы военного управления (Министерство обороны и его структурные подразделений и др.); 9) органы контроля (органы вневедомственного контроля – контрольно-ревизионное управление – в системе Министерства финансов и др.); 10) их должностные лица; 11) органы управления (совет директоров, правление, совет учредителей и др.) и руководители (лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) коммерческих и некоммерческих организаций.
Перечень поднадзорных объектов является исчерпывающим.Граждане в настоящее время не входят в их число. Однако требование исполнения законов предъявляется также и к гражданам, поэтому в случае совершения ими правонарушений или во взаимосвязи с деятельностью поднадзорных объектов они могут входить в поле надзорной деятельности прокуратуры.
Пределы прокурорского надзораопределяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.
Согласно Закону о прокуратуре прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных правовых актов объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.
При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы, а прокуроры не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.
Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.