Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов
Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов
Налоговое право: конспект лекций
издательство Высшее образование
год издания 2009
Серия Хочу все сдать
Страниц 175
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Налоговое право».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.
Оглавление
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Роль налогов в современном государстве
Понятие, предмет, метод и теория налогового права
Налоговое право в системе наук
Тема 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
Международные договоры Российской Федерации
Налоговый кодекс РФ
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Тема 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
Тема 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая система Российской Федерации
Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
Участники налоговых правоотношений
Тема 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Представители налогоплательщика, плательщика сбора
Тема 6. СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
Налоговые агенты
Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
Тема 7. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
Организационные модификации налоговой администрации
Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
Состав, структура и полномочия налоговых органов
Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
Тема 8. УСТАНОВЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ
Принципы установления налогов и сборов
Элементы налога и их характеристика
Способы уплаты налогов
Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
Налоговая отчетность
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
Тема 9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Сущность и формы налогового контроля
Государственный налоговый учет
Мониторинг и оперативный налоговый контроль
Камеральный и выездной налоговый контроль
Административно-налоговый контроль
Тема 10. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
10.1. Истребование документов
Выемка документов и предметов
Проведение осмотра
Проведение инвентаризации
Проведение опроса
Проведение экспертизы
Осуществление перевода
Налоговые санкции
Тема 14. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Акцизы
Единый социальный налог
Водный налог
Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
Государственная пошлина
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Земельный налог
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Нормативные акты
Конституция – Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996№ 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-Ф3
КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
НК – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ
ТК – Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ
УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3
Закон о налогах на имущество физических лиц – Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»
Закон о налоговых органах – Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
Органы власти
МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минфин России –Министерство финансов Российской Федерации
ОВД – органы внутренних дел
ФНС России – Федеральная налоговая служба Российской Федерации
ЦБР – Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Прочие сокращения
ВВП – валовый внутренний продукт
гл.– глава (-ы)
ЕНВД – единый налог на вмененный доход
ЕСН – единый социальный налог
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых
НДС – налог на добавленную стоимость
НДФЛ – налог на доходы физических лиц
п. – пункт (-ы)
подп.– подпункт (-ы)
разд.– раздел (-ы)
РФ – Российская Федерация ст. – статья (-и)
Налоговый кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.
Задачи НК. НК(п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Структура НК.Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.
В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.
Структура части первой НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.
В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.
Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.
Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.
В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.
Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.
Вступление в силу и изменения части первой НК.Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.
Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:
– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);
– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);
– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);
– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);
– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).
Структура части второй НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.
К разделам части второй НК относятся:
– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);
– разд. VIII.1«Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);
– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);
– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).
Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.
Вступление в силу и изменения части второй НК.В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.
Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).
Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:
– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;
– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;
– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;
– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;
– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;
– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;
– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;
– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.
Терминология НК.Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).
Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.
Таблица 4.1
Налоговые агенты
При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.
Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.
Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.
Права налоговых агентов.Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
– право на информацию;
– право на получение официального письменного разъяснения;
– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
– право не соблюдать незаконные предписания и требования;
– право на обжалование;
– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Обязанности налоговых агентовотличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);
3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.
Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
– сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.
Ответственность налогового агента.В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.
Рис. 1. Система и структура налоговых органов РФ
Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:
– осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
– проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
– осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.
Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.
Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.
Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:
– осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
– имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.
Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:
– осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
– осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
– организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.
Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).
Права налоговых органов.По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим образом:
– права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);
– информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);
– права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);
– юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).
В состав обязанностей налоговых органоввходят:
– соблюдение законодательства о налогах и сборах;
– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
– руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
– сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
– принимать решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направлять соответствующие поручения территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;
– соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
– направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговые уведомления, требования об уплате налога и сбора;
– представлять справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
– осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
– выдавать копии решений, принятых налоговым органом.
Объекты налогообложения
Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и обычно рассчитывается по итогам каждого налогового периода.
Способы уплаты налогов
Обязанность по уплате налога или сборавозникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:
– с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора);
– со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;
– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;
– с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Исчисление налога,подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
НК предусматривает возможность исчисления налога:
– налогоплательщиком самостоятельно;
– налоговым агентом;
– налоговым органом.
Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога.
Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В теории существует четыре основных способа уплаты налога:
– кадастровый;
– «у источника»;
– по декларации;
– по уведомлению.
Кадастровый способуплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.
Уплата налога«у источника»применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа.
При использовании прогрессивной или регрессивной ставки налогообложения уплата налога «у источника» не исключает необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых обязательств.
Уплата налога по декларациисостоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах.
Одновременно с подачей налоговой декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.
Уплата налога по уведомлениюприменяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны:
– размер налога, подлежащего уплате;
– расчет налоговой базы;
– срок уплаты налога.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере.
Уплата налога по уведомлению часто сочетается с кадастровым способом уплаты налога.
Налоговая отчетность
Налоговая отчетность,оформленная в виде налоговой декларации или расчета, используется в целях извещения налогоплательщиком или налоговым агентом органов налоговой администрации о факте исполнения им обязанности по исчислению налоговых платежей.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика (налогового агента) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация является основным источником поступления текущей информации от налогоплательщиков и налоговых агентов в органы налоговой администрации.
Расчет авансового платежапредставляет собой письменное заявление о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.
Расчет сборапредставляет собой письменное заявление об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган в установленные сроки лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии указанных видов налоговой отчетности.
Проведение осмотра
Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:
– необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;
– выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.
О производстве осмотра составляется отдельный протокол.
НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
– территория проверяемого налогоплательщика;
– помещения проверяемого налогоплательщика;
– документы;
– предметы.
Осмотр помещений и территорий.Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:
– используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
– связанные с содержанием объектов налогообложения.
Осмотр документов и предметов.В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов м