Перечень задач к зачёту по Правовой статистике
Задача 1. Имеются данные о возрасте 100 осужденных к лишению свободы:
18, 20, 32, 23, 20, 24, 22, 18, 29, 23, 19, 21, 18, 23, 18, 24, 27, 31, 19, 25, 27, 21, 28, 25, 16, 17, 27, 21, 19, 20, 19, 25, 18, 27, 22, 23, 19, 31, 32, 27, 19, 22, 30, 17, 22, 19, 18, 24, 20, 22, 17, 29, 21, 27, 17, 31, 25, 20, 24, 19, 26, 28, 21, 18, 26, 21, 20, 23, 26, 23, 19, 25, 21, 20, 18, 25, 33, 18, 33, 19, 33, 28, 31, 22, 30, 19, 26, 18, 29, 20, 29, 19, 23, 32, 17, 20, 33, 21, 33, 19.
Требуется построить вариационный ряд (указав варианты, частоты и частости), определить размах ряда R, моду Мо, медиану Ме, построить полигон частот встречаемости различных возрастов.
Задача 2. Имеются данные о возрасте 100 осужденных к лишению свободы:
18, 20, 32, 23, 20, 24, 22, 18, 29, 23, 19, 21, 18, 23, 18, 24, 27, 31, 19, 25, 27, 21, 28, 25, 17, 17, 27, 21, 19, 20, 19, 25, 18, 27, 22, 23, 19, 31, 32, 27, 19, 22, 30, 17, 22, 19, 18, 24, 20, 22, 17, 29, 21, 27, 17, 31, 25, 20, 24, 19, 26, 28, 21, 18, 26, 21, 20, 23, 26, 23, 19, 25, 21, 20, 18, 25, 33, 18, 33, 19, 33, 28, 31, 22, 30, 19, 26, 18, 29, 20, 29, 19, 23, 32, 17, 20, 33, 21, 33, 19.
На основе этих данных: а) построить вариационный ряд (интервальный, образовав 4 группы с равными интервалами); б) определить размах ряда, моду и медиану; в) построить гистограмму.
Задача 3. В районном федеральном суде в течение месяца слушались уголовные дела, по приговорам которых были назначены осужденным следующие сроки лишения свободы:
3; 1; 3; 1; 4; 2; 2; 4; 0; 3; 0; 2; 2; 0; 2; 1; 4; 3; 3; 1; 4; 2; 2; 1; 1; 2; 1; 0; 3; 4; 1; 3; 2; 7; 2; 0; 0; 1; 3; 3; 1; 2; 4; 2; 0; 2; 3; 1; 2; 5; 1; 1; 0; 1; 1; 2; 2; 1; 1; 5.
Требуется построить вариационный ряд (указав варианты, частоты и частости), определить размах ряда R, моду Мо, медиану Ме, построить полигон частот встречаемости различных возрастов.
Задача 4. Дана следующая успеваемость 100 студентов-заочников, сдававших четыре экзамена
Число сданных экзаменов | |||||
Число студентов |
Требуется определить частости вариант, размах R вариационного ряда, моду Мо, медиану Ме, построить полигон частот по данному распределению выборки.
Задача 5. Имеется следующее распределение возбужденных уголовных дел следователями за день дежурства:
Число возбужденных дел | |||||
Число следователей |
Требуется определить размах R вариационного ряда, моду Мо, медиану Ме, накопленные частости вариант и построить полигон частот и кумуляту по данному распределению выборки.
Задача 6. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – число сделок на фондовой бирже за квартал; число инвесторов n = 400
хi | |||||||||||
ni |
Требуется найти среднее арифметическое , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по данному распределению выборки.
Задача 7. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – число сделок на фондовой бирже за квартал; число инвесторов n = 400
хi | |||||||||||
ni |
Требуется определить размах R вариационного ряда, моду Мо, медиану Ме; построить полигон частот и кумуляту по данному распределению выборки.
Задача 8. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – месячный доход жителя села (в руб.); число жителей п = 1000
хi | Менее 500 | 500-1000 | 1000-1500 | 1500-2000 | 2000-2500 | свыше 2500 |
ni |
Требуется найти среднее арифметическое , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по данному распределению выборки.
Задача 9. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – месячный доход жителя села (в руб.); число жителей n = 1000
хi | Менее 500 | 500-1000 | 1000-1500 | 1500-2000 | 2000-2500 | свыше 2500 |
ni |
Требуется определить размах R вариационного ряда, моду Мо, медиану Ме; построить полигон частот и кумуляту по данному распределению выборки.
Задача 10. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – возраст детей в семьях родителей, проживающих в коттеджном поселке (лет); число детей n = 100
хi | 4-6 | 6-8 | 8-10 | 10-12 | 12-14 | 14-16 | 16-18 | 18-20 | 20-22 | 22-24 | 24-26 |
ni |
Требуется найти среднее арифметическое , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по данному распределению выборки.
Задача 11. Дано распределение признака Х, полученной по п наблюдениям.
Х – возраст детей в семьях родителей, проживающих в коттеджном поселке (лет); число детей n = 100
хi | 4-6 | 6-8 | 8-10 | 10-12 | 12-14 | 14-16 | 16-18 | 18-20 | 20-22 | 22-24 | 24-26 |
ni |
Требуется определить размах R вариационного ряда, моду Мо, медиану Ме; построить полигон частот и кумуляту по данному распределению выборки.
Задача 12. Требуется определить размах вариационного ряда R, моду Мо, медиану Ме, построить полигон частот по данному распределению выборки:
xi | ||||
fi |
Задача 13. Требуется найти среднее арифметическое , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по данному распределению выборки:
xi | ||||
fi |
Задача 14. Требуется определить размах вариационного ряда R, моду Мо, медиану Ме, построить полигон частот по данному распределению выборки:
xi | |||||
fi |
Задача 15. Требуется найти среднее арифметическое , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по данному распределению выборки:
xi | |||||
fi |
Задача 16. Требуется найти среднее значение , построить полигон относительных частот и кумуляту по данному распределению выборки:
xi | |||||
wi | 0,15 | 0,20 | 0,10 | 0,10 | 0,45 |
Задача 17. Требуется найти среднее значение , построить полигон относительных частот и кумуляту по данному распределению выборки:
xi | |||||
wi | 0,15 | 0,25 | 0,30 | 0,20 | 0,10 |
Задача 18. Состояние преступности в городе N за период 2005-2011 гг. характеризуется следующими данными:
Годы | |||||||
Число зарегистрированных преступлении |
На основании этих данных рассчитайте основные показатели динамики:
а) определите абсолютные приросты (снижения), приняв за базу 2005 год;
б) определите относительные показатели – темпы роста (снижения) преступности в процентах;
в) составьте график динамики преступных проявлений за 6 лет.
Задача 19. Состояние преступности в городе N за период 2005-2011 гг. характеризуется следующими данными:
Годы | |||||||
Число зарегистрированных преступлении |
На основании этих данных рассчитайте основные показатели динамики:
а) определите цепные абсолютные приросты (снижения);
б) определите цепные темпы роста (снижения) преступности в процентах и темпы прироста;
в) составьте график динамики преступных проявлений за 6 лет.
Задача 20. Состояние преступности в городе N за период 2005-2011 гг. характеризуется следующими данными:
Годы | |||||||
Число зарегистрированных преступлений | |||||||
Численность населения |
На основании этих данных:
а) вычислите коэффициент преступности на 1000 человек;
б) составьте график динамики коэффициент преступности за 6 лет.
Задача 21. Народным судом города Петрозаводск в 2011 г. было осуждено 640 человек. За этот же год среднее число жителей составило 85 800 человек. Определите коэффициент преступности для этого города, указав при этом, к какому виду относительных величин он относится.
Задача 22. Следственным управлением в 2010 г. было расследовано:
в срок до 1 мес. | 420 уголовных дел |
в срок от 1 до 2 мес. | 632 уголовных дела; |
от 2 до 3 мес. | 75 уголовных дел; |
от 3 до 6 мес. | 15 уголовных дел. |
Определите: а) средний срок расследования; б) постройте гистограмму частот распределения уголовных дел по срокам расследования.
Задача 23. На основании следующих данных о хулиганстве
Число обвиняемых | Число уголовных дел |
определите:
а) среднее число обвиняемых на одно уголовное дело;
б) укажите, какая разновидность средних величин здесь применима.
Задача 24. Возраст 682 осужденных за детоубийство и оставление новорожденных без помощи в России за 1897-1906 гг. (по данным, приведенным М.Н. Гернетом в книге «Детоубийство», 1911) составлял:
Возраст | до 20 лет | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 40-45 | 45-50 | 50-55 |
Число осужденных |
Вычислите на основании этих данных удельный вес обозначенных возрастных групп.
Задача 25. Сроки рассмотрения уголовных дел районным судом характеризовались следующим образом:
до 3 дней | 360 дел |
от 3 до 5 дней | 190 дел |
от 5 до 10 дней | 70 дел |
от 10 до 20 дней | 170 дел |
Определите средний срок рассмотрения дела и постройте гистограмму распределения уголовных дел по срокам рассмотрения уголовных дел.
Задача 26. Определите среднюю месячную нагрузку следователя, если в следственном отделении, где работают 22 следователя, находилось в производстве: в январе – 160 дел, в феврале – 175 дел, в марте – 188 дел, в апреле – 155 дел, в мае – 182 дела, в июне – 190 дел.
Укажите, какой вид средней величины использован в данном случае.
Задача 27. Определите средний срок лишения свободы на основании следующих данных:
Сроки лишения свободы | Число осужденных |
до 2 лет | |
от 2 до 4 лет | |
от 4 до 6 лет | |
от 6 до 8 лет | |
от 8 до 10 лет | |
от 10 до 15 лет |
По данному распределению постройте гистограмму числа осужденных по срокам лишения свободы.
Задача 28. Рассчитать среднее арифметическое срока лишения свободы , дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации по интервальному ряду распределения количества осужденных к лишению свободы:
Срок лишения свободы (в годах) | 2-3 | 3-6 | 6-8 | 8-10 | 10-15 |
Количество осужденных (чел.) | |||||
Накопленная частота |
Задача 29. Рассчитать среднюю заработную плату, если первый работник получает 3000 руб., а второй – 86 руб., использовав формулы среднего арифметического и среднего геометрического. Сделать вывод о правильности использования каждой из этих формул в данном случае.
Задача 30. Рассчитать среднюю скорость движения автомобиля, если в одном направлении он движется с грузом со скоростью 40 км/ч, а в обратном (без груза) – со скоростью 60 км/ч. При расчете использовать формулы среднего арифметического и среднего гармонического. Сделать вывод о правильности использования каждой из этих формул в данном случае.
Задача 31. Требуется определить моду Мо вариационного ряда, его медиану Ме, построить полигон частот распределения срока лишения свободы для 100 осужденных:
Срок лишения свободы (в годах) | 2-3 | 3-6 | 6-8 | 8-10 | 10-15 |
Количество осужденных (чел.) | |||||
Накопленная частота |
Задача 32. В воспитательной колонии содержится 1000 осужденных и они распределяются по возрастным группам следующим образом:
Возраст, лет | Число осужденных |
Найти средний возраст изучаемой совокупности.
Задача 33. Определить средний срок расследования 100 уголовных дел на основе следующих данных:
Срок расследования | Число осужденных |
до 1 месяца | |
от 1 месяца до 2 месяцев | |
от 2 месяца до 3 месяцев | |
от 3 месяца до 4 месяцев | |
от 4 месяца до 6 месяцев | |
от 6 месяца до 1 года | |
от 1 года до 1,5 лет |
Задача 34. Фактический выпуск продукции птицефабрики № 1 за месяц составил 12 млрд. руб. при выполнении плана на 200%. Выпуск продукции птицефабрики № 2 за месяц составил 12 млрд. руб. при выполнении плана на 120%. Каков средний показатель выполнения плана для обеих птицефабрик?
Задача 35. Определить среднегодовой темп роста продукции за четыре года по следующим данным:
Годы | ||||
Темпы роста | 1,036 | 1,069 | 1,084 | 1,090 |
Задача 36. Имеются два следующих ряда сроков лишения свободы в годах:
1, 4, 6, 9, 15 и 4, 6, 7, 8, 10.
Вычислить среднее квадратическое отклонение каждого ряда и сравнить колеблемость рядов.
Задача 37. Имеется совокупность в 6500 осужденных. В порядке случайной выборки обследовали 900 осужденных и установили следующие показатели: 1) средний возраст осужденных – 30 лет; 2) показатель колеблемости возраста – d = 9 лет; 3) доля осужденных, совершивших преступление в состоянии опьянения – Р = 0,8 или 80%. Требуется определить среднюю ошибку репрезентативности: а) при установлении среднего возраста осужденных; б) при определении доли осужденных, совершивших преступление в состоянии опьянения.
Задача 38. Для изучения общественного мнения о работе правоохранительных органов в порядке механического отбора было опрошено 1500 человек, или 1% общей численности городского населения. Из числа опрошенных 340 человек положительно оценили работу правоохранительных органов. С вероятностью 0,997 определите пределы, в которых находится доля лиц, положительно оценивающих работу правоохранительных органов.
Задача 39. При изучении 200 уголовных дел, отобранных из общего числа возбужденных в случайном порядке, оказалось, что 20% были необоснованно прекращены.
С вероятностью 0,954 определите предел, в котором находится доля необоснованно прекращенных дел в общем числе возбужденных уголовных дел.
Задача 40. По материалам всех уголовных дел об умышленных убийствах доля преступлений с использованием огнестрельного оружия составила 70%. В порядке выборки обследовали 20% всех дел и установили, что доля таких преступлений равна 60%. Определите ошибку репрезентативности такой выборки.
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Политология и социология»
1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
2. Этапы развития социологического знания.
3. Основные методы социологического исследования.
4. Социально-политические учения античности.
5. Социально-политические учения в эпоху Ренессансаенессанса.
6. Социально-политические учения Нового времени.
7. Возникновение социологии как науки. О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер.
8. Концепция социального дарвинизма.
9. Психологическое направление в социологии.
10. Социально-политическое учение марксизма.
11. Концепции структурализма и функционализма.
12. Конфликтологическое направление в социологии.
13. Социология общества. Общество как самоорганизующаяся система. Социальная динамика.
14. Типологии общества. Эволюция и революция.
15. Социальные институты. Понятие и специфика институализации.
16. Социальная структура. Виды социальных структур.
17. Социология личности. Типы личностей. Поведение личности.
18. Понятие социального статуса, социального престижа и социальной роли.
19. Социология политики. Политика и её виды.
20. Политология как наука. Объект и предмет политологии.
21. Понятие политической системы. Структура, функции, типология политических систем.
22. Политические институты. Типы и виды политических институтов.
23. Государство как политический институт. Типы государственного устройства и формы правления.
24. Партии как политический институт. Типы политических партий.
25. Выборы как политический институт. Виды систем учёта и подсчёта голосов.
26. Политическая власть и её специфика.
27. Властная элита. Подходы к изучению властных элит.
28. Политическое лидерство. Виды политического лидерства.
29. Политическая идеология. Политические режимы и реализация идеологии.
30. Социально-политический конфликт. Классификация конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Рекомендуемая литература:
Базовый учебник
1. Гаджиев, К.С. Политология: базовый курс. – М.: Юрайт, 2011.
2. Кравченко, А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2010.
3. Политология: учебник / Под общ. ред. М.А. Василика. – М.
Обязательная литература
4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2006.
5. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М., 2000.
6. Немировский, В.Г. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2010.
7. Основы социологии и политологии. Учебник. / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.
8. Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. СПб., 2001.
9. Современная западная социология. М.,1990.
10. Социология / Под ред. В.Н. Лавриенко. М., 1998.
11. Социология / Под ред. В.П. Андрущенко и Н.И. Горлач. Харьков, 1996.
12. Социология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.
13. Социология: учебник / Под общ. ред. Н.Г. Скворцова. – М.: Проспект, 2011.
14. Социология: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1997.
15. Феднева Н.Л. Из истории развития мировой и отечественной социологической мысли. М., 1995.
16. Фролов С.Ф. Социология сотрудничества и конфликты. М., 1997.
Дополнительная литература
17. История политических партий России. Учебник для ВУЗов М, 1994.
18. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1993.
19. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т.
20. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 декабря.
21. Седов Л.А. Институт социальный // Современная западная социология. М.,1990.
22. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний. М., 2001.
23. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
24. Карбонья Ж. Юридическая социология. М., 1986.
25. Громов И., Мацкевич А, Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб,1996.
26. Арутюнян В.Ю, Дробажева Л.М., Соколов А.А. Этносоциология. М., 1998.
27. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социальные институты. Социология: учебник для гуманитарных вузов. М.,1995.
28. Кон И.С. Ребенок и общество. 1988.
29. Фролов С.Ф. Социология сотрудничества и конфликты. М., 1997.
30. Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990.
31. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
32. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1992.
33. Михайловская И.Б. Основы социологических знаний. М., 1991.
34. Немировский В. Социология личности: теория и опыт исследования. Красноярск, 1989.
35. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
36. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995.
37. Региональные проблемы социальной мобильности. М., 1991.
38. Роша А. Основы социологических знаний. М., 1990.
39. Семья и социальная структура. М., 1987.
40. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
41. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли М., 1993.Бабосов Е.М. Общая социология. Минск, 2002.
42. Абдулатипов Н.Г. Человек, нация, общество. М., 1991.
43. Гайгес А., Суворова Т. Любовь вне плана. М., 1990.
44. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
45. Кознов О.Н. Гендерные роли в репродукции социальной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3.
46. Аристова Н.Г. Специализация подрастающего поколения и семья // Семья и социальная структура. М., 1987.
47. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
48. Авсентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. №12.
49. Аршба О.И. Этническое измерение социальной стабильности в России // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2001. № 2.
50. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: история и типология и пути их урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. №4.
51. Аузиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Преодоление национализма – условие формирование гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. №5.
52. Шихирев П. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
53. Бестужев – Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984.
54. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
55. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. М., 1993.
56. Мезенцев С.П., Авагелян А.С. Семья не просто ячейка общества // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2001. № 2.
57. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.
58. Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратификации общества // Рубеж. 1991. №1.
59. Козлов О.П. Социальные миры поколений // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2.
60. Макарян А.С. Современные демографические тенденции как фактор глобализации экономической жизни // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 5.
61. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 7.
62. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992..
63. Вебер М. Сословия и классы // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2002. № 4.
64. Волков Ю.Г. Социология. М., 2001.
65. Спасибенко С.Г. Социальные проблемы здорового долгожителя // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2.
66. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
67. Добреньков В.И., Рахманов А.Б. Система теоретической социологии В. Парето // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2002. № 4.
68. Максимова С.Г. Старость: Социальное отчуждение или социальное принятие // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2002. № 4.Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1980.
69. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
70. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
71. Джеймс У. Личность//Психология личности. Тексты. М., 1982.
72. Дюркгейм Э. Социология и теория познания: Тексты. М., 1991.
73. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
74. История теоретической социологии. М., 1997.
75. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.
76. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1994.
77. Психология личности. М., 1982.
78. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1975.
79. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995.
80. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
81. Резник Ю.М. Гражданское общество как предмет цивилизации. М., 1993.
82. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
83. Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. СПб., 2001.
84. Социология. Словарь терминов. / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2003.
85. Социология. Учебник. / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.
86. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1995.
87. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2001.
88. Трофимов С.В. Два новых подхода к учению Э. Дюркгейма о религии // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2002. № 3.
89. Томас К. Георг Зиммель об общественных силах // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. 2002. № 3.
90. Яковлев И.П. Социология.. Учебное пособие. СПб.,2000.
91. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. М., 1987.
Интернет-ресурсы:
http://www.sociologia.ru
http://lants.tellur.ru/sociologia/
http://www.polis.ru
http://www.soc.msu/ER/sources.htm
http://www.alleng.ru/edu/polit3/htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/sociology.php
http://www.magister.msk.ru/library/politilogy/
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
«Финансовое право»
1. Понятие и роль финансов
2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)
3. Предмет и понятие финансового права
4. Принципы российского финансового права
5. Финансовое право в системе российского права: его особенности
6. и связь с другими отраслями права
7. Система и источники финансового права.
8. Понятие и виды финансово-правовых норм
9. Структура финансово-правовых норм
10. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
11. Субъекты финансового права
12. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
13. Понятие и роль финансовой деятельности государства и
14. муниципальных образований
15. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
16. Правовые формы финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления
17. Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства в области финансовой деятельности
18. Компетенция финансово-кредитных органов
19. Понятие и значение финансового контроля
20. Виды финансового контроля
21. Компетенция государственных и муниципальных органов области финансового контроля
22. Аудиторский финансовый контроль
23. Методы финансового контроля
24. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
25. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации
26. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
27. Понятие и общая характеристика бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
28. Понятие бюджетного процесса и его принципы
29. Стадия составления проекта бюджета
30. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
31. Стадия исполнения бюджета
32. Отчет об исполнении бюджета
33. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов
34. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
35. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
36. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
37. Система государственных и муниципальных доходов
38. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
39. Налоги, их понятие и роль
40. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
41. Порядок установления налогов и сборов
42. Налоговое право Российской Федерации, его источники
43. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права, их права и обязанности
44. Налог на добавленную стоимость
45. Акцизы
46. Налог на доходы физических лиц
47. Налог на добычу полезных ископаемых
48. Налог на прибыль организаций
49. Налог на игорный бизнес
50. Государственная пошлина
51. Таможенная пошлина
52. Лицензионные сборы
53. Платежи за пользование природными ресурсами
54. Налог на имущество предприятий
55. Транспортный налог
56. Особенности местных налогов и сборов
57. Налог на имущество физических лиц
58. Земельный налог
59. Упрощенная система налогообложения
60. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
61. Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах
62. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
63. Формы государственного и муниципального долга
64. Финансовые правоотношения в области государственного(муниципального) кредита
65. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов.
66. Управление государственным и муниципальным долгом
67. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
68. Виды страхования. Обязательное страхование
69. Обязательное медицинское страхование
70. Обязательное пенсионное страхование
71. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
72. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
73. Понятие и правовые принципы финансирования расходов
74. Понятие, принципы и виды банковского кредитования
75. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
76. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (банковских групп)
77. Происхождение и сущность денег
78. Понятие денежной системы. Элементы денежной системы
79. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
80. Правовые основы обращения наличных денег
81. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
82. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву.
83. Расчеты по инкассо, чеками.
84. Правила ведения кассовых операций
85. Понятие и классификация ценных бумаг.
86. Свойства ценных бумаг.
87. Государственные ценные бумаги.
88. Операции с ценными бумагами.
89. Понятие валюты и валютных ценностей
90. Валютные операции.
91. Понятие и содержание валютного регулирования
92. Валютный контроль
Методические рекомендации по подготовке к экзамену по Финансовому праву
Проверочное испытание по финансовому праву в соответствии с государственным образовательным стандартом осуществляется в форме экзамена. Экзаменационные вопросы по финансовому праву обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. С базовыми вопросами студент вправе ознакомиться в любой период обучения. Перечень вопросов соответствует учебной программе по финансовому праву, которая разрабатывается кафедрой, а затем утверждается на ее заседании.
Непосредственно перед сессией экзаменационные вопросы обновляются с учетом произошедших в законодательстве изменений. Экзаменационные билеты включают до трех вопросов по различным разделам финансового права. Обновленный перечень вопросов выдается студентам перед началом экзаменационной сессии. Билеты студентам не выдаются.
Цель экзамена — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине финансового права, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве финансово-правовых норм, дефиниций и категорий финансового права. Оценке подлежит также правильность и грамотность речи студента. Дополнительной целью экзамена является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, экзамен по финансовому праву проверяет сложившуюся у студента систему знаний по данной отрасли права и играет большую роль в подготовке будущего юриста, способствует получению фундаментальной и специальной подготовки в области юриспруденции.
При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам, утвержденным кафедрой в качестве экзаменационных.
Студент в целях получения качественных и системных знаний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса по финансовому праву. Для этого на кафедрах имеются базисные (основные) вопросы. Целесообразно воспользоваться программой курса, помещенной в рабочей программе.
Следует иметь в виду и такую специфическую особенность финансового права, как наличие специальных терминов и понятий, подлежащих отдельному запоминанию. Ведь несмотря на то что многие из этих понятий близки экономическим, они, однако, отличаются от них своей правовой направленностью и содержанием (например, «бюджетный кредит», «трансферт», «бюджетная ссуда», «депозитные средства», «бюджетное обязательство» и т. п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей права, в частности гражданского, не применимы к финансовым (налоговым) отношениям, что нашло законодательное закрепление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической теории, гражданским и предпринимательским правом) содержания уже известных студенту терминов, а также изучения большого количества новых достаточно сложных терминов и финансово-правовых категорий. Названные особенности и специфические черты финансового права не позволяют получить высокий балл тем студентам, которые пытаются «одолеть» курс лишь за период экзаменационной сессии. Не выручает здесь ни высокий уровень общетеоретической подготовки, ни высокий интеллектуальный уровень студента. Гарантией запоминания и усвоения материала по курсу финансового права является систематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в коллоквиумах, имитационных играх, выступления с докладами на практических занятиях и научных студенческих конференциях, а также написание контрольных и курсовых работ.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен, так, чтобы за предоставленный срок (составляющий, как правило, не более 5 дней) он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепро