Преступления против нравственности
В период государственных, устрашающих наказаний под влиянием церкви законодательство чрезмерно сурово карало преступления против нравственности. С конца XVIII в. был признано, что безнравственные действия не могут быть причислены к преступлениям, если они не нарушают права отдельных лиц или общества в целом. Поэтому перестали быть уголовно наказуемыми самоосквернение (онанизм), простое любодеяние, то есть добровольное внебрачное совокупление лиц, не состоящих в браке и родстве, если они совершены не публично и не вызывают соблазна для других. Возбуждение общественного соблазна путём любострастного действия (например, публичное совокупление супругов) облагалось наказанием (ст. 330 ФУК, § 183 ГУК). Законодатель наказывал распространение непотребных сочинений, рисунков изображений, направленных на возбуждение полового инстинкта и грубо нарушающих требования нравственности (§ 184 ГУК).
Из разряда тяжких преступлений против нравственности, наказываемых смертной казнью, были исключены мужеложство и скотоложство, кровосмешение, многобрачие, прелюбодеяние, сводничество. Изнасилование и растление малолетних рассматривались как тяжкие преступления, наказываемые длительным тюремным заключением или смертной казнью при отягчающих обстоятельствах (например, если изнасилование повлекло смерть потерпевшей).
Ненасильственное, добровольное по взаимному согласию педерастов, непубличное в частной обстановке мужеложство по французскому кодексу 1810 г. было признано ненаказуемым.
По Французскому кодексу мужеложство наказывалось, если оно было совершено с насилием или публично как публичное бесстыдство (ст. 330). При этом не различался возраст жертвы, так что если оно было совершено над ребёнком, не оказавшим сопротивления, то виновный оставался безнаказанным. С целью ограждения малолетних от нравственного растления, законы 1832 и 1863 гг. признали наказуемым мужеложство и без применения насилия с малолетним, не достигшим 13 лет (ст. 331).
Напротив, германский кодекс наказывал тюремным заключением с потерей гражданских прав противоестественное непотребство, понимая под ним и ненасильственное и непубличное мужеложство и скотоложство (§ 175). В Англии ненасильственное мужеложство сурово наказывалось. С 1806 по 1836 г. за мужеложство было повешено 60 мужчин. 18Среди всех стран Европы Англия была в 1861 г. последней, упразднившей смертную казнь за мужеложство. Оно стало наказываться тюремным заключением сроком до двух лет с каторжными работами или без таковых.
Прелюбодеяние стало наказываться краткосрочным тюремным заключением. По германскому кодексу допускалась наказуемость прелюбодеяния лишь под условием предварительного расторжения брака по этому поводу. В Англии в XVIII в. прелюбодеяние утратило характер преступления. Английский закон стал смотреть на прелюбодеяние как на гражданское правонарушение, деликт. Обиженному супругу было предоставлено право взыскать в гражданском суде убытки с учётом обстоятельств дела: по общественному положению, имущественному состоянию как истца, так и ответчика; по степени и способу обольщения; по прежнему поведению и характеру жены; по обращению с ней мужа и т. д.
Наконец, некоторые кодексы, например, некоторых кантонов (провинций) Швейцарии, не предусматривали уголовной ответственности за прелюбодеяние жены и мужа, считая достаточной в этом случае гражданской ответственности, то есть развода. Это объяснялось тем, что развод вполне удовлетворяет интересы оскорблённого супруга, а требование последним наказания виновного после расторжения брака вызывается только чувством мести. Однако прелюбодеяние, подрывающее основы семьи, а вместе с тем и основы общества, наказывается в интересах не только потерпевшего супруга, но и всего общества, а поэтому ссылка на личную месть здесь не уместна. Таким образом, прелюбодеяние становится безнаказанным, может повлечь только развод. Либералы рассматривали столь широкую половую терпимость современного им права как прогресс, а консерваторы как грозный симптом падения нравов.
Французский кодекс различал состав наказуемого прелюбодеяния мужа и жены и наказывал жену за всякое прелюбодеяние, а мужа - только за прелюбодеяние со всякой женщиной, живущей или поселённой им в том доме, где он сам живёт. то есть в доме совместной супружеской жизни: «Муж содержащий наложницу (concubine) в супружеском доме и уличённый в этом, карается по жалобе жены штрафом от 100 до 2000 франков» (ст. 339). По смыслу данной статьи, как разъяснили французские криминалисты, половая связь мужа должна быть длящейся. Единичного совокупления недостаточно. Под супружеским домом понималась квартира супругов и, следовательно, не было состава наказуемого прелюбодеяния мужа, если бы даже он поселил свою любовницу в одном этаже дома, дверь о дверь со своей супружеской квартирой. Кроме этого неравенства, существовало неравенство и в наказании. Прелюбодейная жена подлежала тюремному заключению на срок от 3 месяцев и до 2 лет (ст. 337), а прелюбодейный муж - только денежному штрафу (ст. 339).
Ответственность соучастников прелюбодеяния также была различна. Соучастник прелюбодеяния жены мог быть подвергнут тому наказанию, которое несёт прелюбодейная жена (тюремному заключению), плюс то наказание, которому подвергается прелюбодейный муж - денежному штрафу (ст. 337). Соучастница же прелюбодеяния мужа наказанию не подлежала. По французскому кодексу неравенство мужа и жены выражалось ещё и в том, что убийство мужем жены или её соучастника, которых он застигает на месте преступления в супружеском доме, признавалось «извинительным» (ст. 324). За это убийство полагалось смягчённое наказание - краткосрочное тюремное заключение. О жене, которая бы решилась таким образом расправиться с изменником-супругом, закон не обмолвился ни одним словом. Кодекс предоставил мужу право помиловать наказанную за прелюбодеяние жену: «Муж властен прекратить исполнение такого приговора, изъявив согласие взять жену к себе обратно» (ст. 337). Жена же не могла освободить мужа от уплаты наложенного на него штрафа за прелюбодеяние.
Неравная ответственность за прелюбодеяние мужа и жены, по мнению составителей кодекса, объяснялась тем, что «неверность женщины предполагает бόльшую нравственную испорченность и имеет гораздо более опасные последствия, чем неверность мужа: поэтому муж всегда судился за неё менее строго, чем жена». Прелюбодеяние жены более расстраивает порядок в семье и вызывает скандал. Притом в семью вводятся чужие дети, возникают проблемы с наследованием. Французский криминалист Проаль даже находил, что «половая потребность у женщины менее могущественна, чем у мужчины; у него половая страсть и сильнее и стремительнее и животнее… Если женщина становится прелюбодейкой, она виновнее мужчины, так как её половая организация делает для неё добродетель более лёгкой». Кроме того, доказывание прелюбодеяния, совершённого мужем, более затруднительно, чем прелюбодеяния жены, которая обычно не может совершить это преступление иначе, как в собственном доме. Общественные взгляды таковы, что прелюбодеяние более позорит жену, чем мужа. Мужа покрывает позором не столько собственное прелюбодеяние, сколько прелюбодеяние жены. Поэтому муж должен подлежать наказанию лишь в исключительных случаях, когда муж слишком уж пренебрегает брачным союзом, когда он явно оказывает своей супруге презрение, держа дома любовницу.
Германский кодекс наказывал одинаково за прелюбодеяние мужа и жену, а также их соучастников, но дозволял наказание прелюбодеяния только после расторжения брака и притом именно по поводу этого прелюбодеяния. «Прелюбодеяние, ежели по причине его брак был расторгнут, - наказывается тюрьмою до 6 месяцев, как по отношению к виновному супругу, так и по отношению к его совиновнику. Преследование возбуждается только по жалобе потерпевшего» (§ 172). По общему правилу прелюбодеяние преследовалось только по жалобе потерпевшего супруга. Основание этого положения заключалось, главным образом, в нежелании государства подрывать прочность семьи непрошеным вторжением во внутреннюю её жизнь. Публичное преследование прелюбодеяния покроет позором тех несчастных мужей и жён, которые, не желая выносить своего горя на показ публике, решили хранить молчание об изменах своих супругов. С другой стороны, необходимо предоставить супругам, в особенности оскорблённому супругу, возможность примирения и продолжения брачной жизни на почве прощения одного и исправления другого. Некоторые кодексы первой половины XIX в. определяли преследование по инициативе государственных органов в случаях вызова прелюбодеянием общественного соблазна. Например, когда супруг оставляет другого супруга, чтобы жить вместе с легкомысленным, пользующимся дурной репутацией лицом, а также когда прелюбодеяние превращается в ремесло (промысел). Такой подход объяснялся тем, что прелюбодеяние есть нарушение не только супружеского права оскорблённого супруга, но и самих основ семьи, а вместе с тем и основ общества.
В некоторых кодексах оскорблённый супруг лишался права жалобы на прелюбодеяние. Например, французский кодекс не допускал жалобы на прелюбодеяние, если обвинитель сам был виновен в нарушении супружеской верности (ст. 336, 339). Таким образом, французский кодекс по образцу канонического права признавал компенсацию, то есть зачёт в случае взаимного прелюбодеяния. Другие кодексы допускали предполагаемое молчаливое прощение прелюбодеяния, если оскорблённый супруг продолжает проживать с виновным в прелюбодеянии супругом и вступает с ним в половую связь. Кроме того, не допускалась жалоба со стороны супруга, если он склонил виновного супруга совершить прелюбодеяние (сводничество) или согласился на таковое (§ 1565 Германского гражданского кодекса).
По германскому кодексу допускалась наказуемость прелюбодеяния лишь под условием предварительного расторжения брака по этому поводу. Такой взгляд объяснялся тем, что наказание за прелюбодеяние без расторжения брака может быть крайне неудобным для его продолжения, ибо, несмотря на существование брака, потерпевший доказывает судебным порядком развратное поведение своего супруга, и таким образом, брак этих лиц лишается нравственного значения. Но с другой стороны, раз потерпевший супруг добивается наказания виновного, то едва ли он желает продолжения с ним брака. А если и желает, то, скорее всего после того, как наказание возвратит виновному сознание греха и готовность жить порядочно.
Изнасилование есть противозаконное умышленное половое сношение с женщиной, совершённое посредством насилия над ней. Преследование изнасилования по французскому кодексу могло начинаться не только по жалобе потерпевшей, но и прокурором. Германский кодекс установил, что изнасилование подлежит преследованию только по жалобе потерпевшей, чтобы не поставить потерпевшую и её семью в неудобное положение посредством огласки. Однако после принесения жалобы примирение не допускалось в силу опасности преступления для общества.
Объектом изнасилования по римскому праву признавалась свобода деятельности женщины вообще, поэтому жертвой изнасилования могла быть любая женщина, даже собственная жена и проститутка. Изнасилование было возможно как по отношению к женщине, так и по отношению к мужчине, например, насильственное мужеложство (D. 48. 6. 3. § 4). Древнегерманское право объектом изнасилования считало женскую честь (целомудрие), половую непорочность. Поэтому жертвой изнасилования могла быть только непорочная женщина, так что гулящие женщины, проститутки исключались и от изнасилования не ограждались. Противоположного взгляда придерживалось Саксонское зерцало: «Если кто-нибудь изнасилует продажную женщину или свою наложницу, то он может поплатиться жизнью (отсечение головы), если он её положит без её согласия» (III. 46. § 1). В XIX в. объектом изнасилования стала ограждённая законом половая свобода женщины, поэтому изнасилование возможно по отношению ко всякой женщине независимо от порочности её. Жертвой изнасилования не могла быть собственная жена виновного. Так как половое сожительство составляет законную цель брака, то муж не может быть субъектом изнасилования своей жены, хотя бы он вступил в связь против её воли. С другой стороны, в семейной жизни трудно доказать факт изнасилования, а общество заинтересовано в сохранении неприкосновенности семейной жизни. Если совокупление с женой было достигнуто мужем путём насилия при помощи увечья или телесных повреждений, то возможна была ответственность лишь за последнее, а не за изнасилование. Германский кодекс требовал для изнасилования принуждения к внебрачному совокуплению. Следовательно, муж отвечал за изнасилование лишь в случае расторжения брака судом.
Относительно допустимости изнасилования публичной женщины, проститутки, вопрос был решён следующим образом. Так как вступление в категорию проституток не означает полную утрату правоспособности, а следовательно и права половой свободы женщины, то и проститутка может быть субъектом изнасилования, но только необходимо делать различие по обстановке, по месту и времени совершения насилия. Если насилие совершено в обстановке продажного разврата, например, в публичном доме, или после прихода её в частное помещение по приглашению для разврата, то не может быть и речи об изнасиловании. Согласие на совокупление здесь предполагается. Напротив, если насилие было совершено при условиях, когда публичная женщина не промышляла собой, то личность её должна быть ограждена от изнасилования. Например, когда пришла в гости в не промышляющее развратом семейство и тут сделалась жертвой изнасилования со стороны лица постороннего при взрыве негодования членов этого семейства. Изнасилование проститутки могло быть наказуемо только при особых условиях, подлежащих рассмотрению суда.
Изнасилование предполагает половое сношение посредством насилия. Насилие должно быть средством принуждения потерпевшей к половому акту. Поэтому необходимо сопротивление с её стороны, преодолеваемое насилием со стороны виновного. Сопротивление жертвы должно быть серьёзным, то есть пропорциональным силам женщины, а не мнимым, притворным, чтобы иметь отговорку. Серьёзным же оно может быть только тогда, когда представляется непрерывным, то есть продолжается до самого полового акта. Поэтому, если сначала женщина сопротивляется, а потом охотно допускает половой акт, то здесь преступление изнасилования отпадает. Всякое колебание женщины делает её участницей, а не жертвой, даёт знать мужчине, что ему сопротивляются только по форме, только по инстинктивному чувству стыда, а не серьёзно, что его приглашаю продолжать усилия, чтобы иметь отговорку перед собой. При изнасиловании трудно отличить действительное сопротивление от мнимого, составляющего лишь как бы приглашение продолжать в том же направлении. Этим объясняется, что в инквизиционном процессе формальная теория доказательств устанавливала по делам об изнасиловании особые правила, требуя, чтобы потерпевшая кричала во время насилия, чтобы она заявила о нём в установленный весьма краткий срок и т. п.
При изнасиловании приготовлением является отыскание пособника, соглашение с ним, отправление на место совершения изнасилования, даже прикосновение к женщине, не содержащее в себе указания на желание совершить половой акт. Покушением является применение насильственных действий для достижения полового акта. Например, случаи поваления жертвы на пол, забивание её рта землей, падение на неё, соединённое с поднятием платья или прикосновением к её половым органам и т. п. При оценке действий, относящихся к обвинению в изнасиловании, следует быть осторожным, чтобы не смешать покушение на изнасилование от грубых шуток и пошлых выходок, образующих только оскорбление. Изнасилование окончено с момента начала полового акта, то есть соединения детородных органов мужчины и женщины, независимо от его последствий (intrusio membri). Когда оконченное изнасилование наказывалось смертной казнью, то для сокращения применения этой кары, старались отодвинуть возможно дальше момент окончания изнасилования и требовали поэтому завершения полового акта в физиологическом смысле - извержения семени во влагалище (emissio seminis).