Лекция № 2. Уголовное право древних германцев в период мести

Частных композиций и Варварских правд V - IX веков

Источники уголовного права древних германцев

В V- IX веках у древних германцев основным источником права являлось обычное право отдельных германских народов (лангобардов, франков и т. д.), а королевское законодательство играло второстепенную роль. Германские народы составили сборники своего обычного права в VI - IX веках. По приказу королей производилась запись обычного права отдельных народов путём опроса старейших представителей округов. Так возникли «варварские правды»: Салическая (правда салических, западных франков конца V в. от кельтского слова saI, море, в Северной Галлии), Рипуарская (правда рипуарских франков VI в. от ripa, берег, в Северо-Восточной Галлии), Бургундская (правда бургундов VI в., в Юго-Восточной Галлии) и другие правды позднейшей редакции. Варварские правды применялись не ко всему населению данной местности, а только к германцам - завоевателям, а коренные обитатели местности (так называемые римляне) судились и наказывались по римскому праву (см. с…..). С течением времени римское уголовное право было полностью замещено варварскими правдами.

Салическая правда применяла римский способ исчисления. Система римского счёта не шла далее 100000. Чтобы обозначить миллион, говорили 10 раз по 100000. Для своего счёта они довольствовались всего шестью знаками: I, V (5), X (10), L (50), C (100), CI∩ (1000). Для обозначения чисел выше ста тысяч, ограничивались тем, что вокруг тех же самых шести цифр ставили чёрточки.

До 1066 г в англо-саксонский период существовали многочисленные правовые обычаи и законы германских народов (саксов, англов, датчан), населявших в этот период Англию. В стране не было единого права. Источниками права англо-саксонского периода являлись местное обычное право и королевское законодательство. Варварские законы англо-саксонских королей регулировали, главным образом, уголовное право и процесс и представляли собой запись сложившегося обычного права и судебных прецедентов. Например, законы короля Этельберта (около 600 г.), законы короля Уэссекса Альфреда (871-899), законы короля Кнута (1017-1035).

Понятие преступления

Уголовное право древних германцев V-IX вв. находилось на стадии мести и частных композиций (выкупов). В этот период преступление и гражданское правонарушение (деликт) не различались. Преступление понималось как деликт, обида, как причинение вреда личности, имуществу, чести и достоинству частного лица - потерпевшего и его родственников, но не против общества в целом и мира короля. Поэтому основной целью наказания являлось возмещение вреда потерпевшему, предотвращение мести. Основным наказанием являлись частные композиции - денежные выкупы обвиняемого в пользу потерпевшего и его родственников. Подавляющее большинство преступлений, включая убийство, влекли за собой выкупы в пользу потерпевшего и его родственников.

Преступника преследовало не государство, не органы власти, а сам потерпевший от преступления в порядке состязательного (обвинительного) процесса, который характеризуется возбуждением дела исключительно по инициативе потерпевшего и его родственников, выступающих в качестве обвинителя, указывающего обвиняемого, активностью обвинителя и обвиняемого, пассивностью судебных органов, отсутствием предварительного следствия

Субъект преступления

Субъектом преступления по общему правилу признавались свободные лица, но не рабы. Рабы, будучи объектам права, не подвергались наказаниям. За преступления, совершённые рабом, отвечал его господин особенно в тех случаях, когда требовалась уплата выкупа или возмещение более или менее значительных убытков и стоимости украденного.

Например, по Салической правде господин возмещал убытки и стоимость украденного, если раб совершил кражу на 40 денариев (XII, ст. 2). Одновременно раб подвергался телесному наказанию.

Однако, наряду с ответственностью господина, наказанию за тяжкие преступления подвергался и сам раб. Если раб убивал свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счёт половины вергельда (выкупа за убийство), вторую половину платил его хозяин (XXXV, ст. 5). Впоследствии господин раба получил право отказаться от этого платежа путём клятвенного доказательства своей непричастности к убийству, а раб выдавался родственникам убитого для наказания (капитулярий V, ст. 5). Рабы по сравнению со свободными лицами подвергались более суровым наказаниям за такие же деяния. К ним применялись телесные наказания (удары плетью в размере от 120 до 144 раз) и членовредительские наказания (кастрация). За проступок, который влёк для свободного уплату выкупа в размере от 15 до 35 солидов, раб получал 120 ударов плетью (XL, ст. 1, 3).

Преступление раба (например, кража с проникновением в дом с помощью пролома), за которое со свободного взыскивался выкуп в 45 солидов, наказывалось смертной казнью раба (XL, ст. 5). При совершении некоторых преступлений раб должен был уплатить выкуп, и лишь в случае неспособности раба выплатить его, он подвергался телесному или членовредительскому наказанию. Например, в случае изнасилования рабом рабыни со смертельным для неё исходом рабу прежде всего предоставлялась возможность уплатить выкуп в 6 солидов в пользу господина умершей рабыни. И лишь при невыплате выкупа он наказывался кастрацией, а стоимость рабыни возмещал господин раба. В данном случае выкуп в 6 солидов - это не просто выкуп от кастрации, а средство имущественного наказания, налагаемого на виновного раба, который сам отвечает за свои преступления. Сравнительно небольшая плата выкупа за столь тяжкое преступление объясняется невысокой стоимостью жизни рабыни - 30-35 солидов и ограниченными материальными возможностями раба.

Наши рекомендации