Систематизация канонического права
С XII в. происходит систематизация, обобщение канонического права. Бывшие первоначально в употреблении частные сборники канонического права заменились в конце средневековья официальным сборником - Сводом канонического права.
Основу кодификации канонического права составил труд монаха Иоанна Грациана из Болоньи, который преподавал в болонской юридической школе каноническое право, впервые отделенное им от богословия, в качестве самостоятельной науки. Во второй половине XII в. в Болонье монах Грациан составил обширный сборник канонического права - Свод или Декрет Грациана, который представляет собой систематизированный сборник канонов, основанный на апостольских правилах, постановлениях соборов, отрывках из сочинений отцов церкви, из римского права, из капитуляриев франкских королей, папских декреталов. Декрет Грациана являлся не только систематическим собранием источников канонического права, но одновременно и комментарием к ним.
В церковно-правовой практике Декрет Грациана, после того как он был положен в основу преподавания канонического права, стал рассматриваться как общий источник канонического права. На его авторитет ссылались папы, церковные соборы, церковные суды.
Каноническое право, наравне с римским правом, преподавали в университетах. Преподавание канонического права заключалось в чтении текста, на текст давались толкования - глоссы. На основании Декрета Грациана возникла школа канонистов, которая толковала, комментировала этот Декрет. В отличие от сформировавшегося римского права каноническое право было подвижным и непосредственно действующим. Законченное юридическое образование должно было совмещать в себе две специальности: римского, или гражданского права, и канонического, или церковного права. Позднейшие канонические сборники римских пап Григория IX, Бонифация VIII и Климента V заключали в себе уже исключительно папские декреталы - законы.
В 1582 г. все указанные сборники канонического права - Декрет Грациана, сборники Григория IX, Бонифация VIII и Климента V были сведены в единый официальный Свод (корпус) канонического права - Corpus juris canonici - Корпус юрис каноници. Каноническое право католической церкви изучало нормы, вошедшие в Корпус канонического права, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Этот Корпус канонического права изучали во всех европейских университетах.
Корпус действовал до принятия в 1918 г. Кодекса канонического права. В 1983 г. был издан новый Кодекс канонического права.
3. 4. Источники средневекового (дореволюционного) права Франции в X - XVIII веках
Обычное право (кутюмы)
Средневековую Францию в юридическом отношении разделяли на две половины: область писаного права и область обычного права. В южной Франции, где проживало романизированное население, сохранило свое действие в силу обычая упрощенное римское право: сборник вестготского короля Алáриха, кодекс Феодосия 438 г., Свод Юстиниана был неизвестен. Поэтому юг Франции стали называть страной писаного права, основанным на римском праве. При этом действовало и обычное право.
Север Франции, заселенный германскими народами, сохранившими свои этнические обычаи, называли страной обычного права, так как здесь применялось и господствовало обычное право, но разное для различных местностей. Правовые обычаи назывались кутюмами. При этом римское право рассматривалось в качестве дополнительного источника в том случае, если в кутюмах не было ответа на поставленный вопрос. Например, договорное право не было урегулировано кутюмами в достаточной мере.
С XIII в. появляются сборники обычного права - кутюмов разных областей, которые составлялись частными лицами, юристами - практиками и носили неофициальный характер, то есть были не обязательны для королевской администрации. Одним из наиболее ранних и известных сборников записей кутюмов северо-западной части Франции являются кутюмы Бовези, составленные в XIII в. (1285 г.) королевским чиновником Филиппом де Бомануаром, который в 70 главах дал обзор обычного права с добавлением ряда положений из канонического и римского права.
В середине XV в. (1453 г.) король Карл VII предписал провинциальным властям в сотрудничестве с королевскими легистами записать все местные кутюмы, а уже записанные заново пересмотреть. Запись была осуществлена лишь в XVI - XVIII веках. Обсужденный и отредактированный проект утверждался королем и приобретал значение акта, исходящего от центральной власти. Обычное право получило официальное признание именно в эпоху установления сильной централизованной государственной власти, которая боролась с партикуляризмом обычного права, собирала и записывала его с целью унификации, единообразного решения правовых вопросов. Появление официальных сборников кутюмов, их редактирование способствовало более единообразному применению права, создало предпосылки для формирования общефранцузского обычного права, а позднее и для слияния обычного и писаного права. Накануне французской революции конца XVIII века во Франции действовало до 60 собраний местных кутюмов, применявшихся на территории одной или нескольких провинций, и до 200 собраний чисто местного значения, действовавших в пределах более тесных - округа, отдельного города или деревни. Полностью преодолеть партикуляризм обычного права не удалось.