Постглоссаторы (конец XIII - XV вв.)
В конце XIII в. школу глоссаторов сменила школа постглоссаторов, или комментаторов. Они изучали и комментировали не Свод Юстиниана, а глоссы, толкования к ним своих предшественников. Глосса заменила текст. В отличие от глоссаторов, преследовавших в основном научные цели, комментаторы ставили главным образом практические цели. Они стремились привести римское право в такой вид, чтобы оно отвечало потребностям современной им жизни и оборота. С этой целью они отчасти ненамеренно, отчасти и сознательно извращали смысл римских норм, где это казалось нужным, желая сделать их пригодными для разрешения споров свой эпохи. Комментаторы выступали и в качестве теоретиков и практиков.
Сочинения (глоссы) комментаторов применялись в качестве источника права в судах, благодаря их особым профессиональным познаниям. При этом королевское законодательство не признавало сочинения ученых комментаторов равными по своей силе закону. Так как глосс, или толкований было много, и к тому же комментаторы различались по взглядам, то был выработан принцип, согласно которому общее мнение ученых считалось обязательным для всех судов источником права.
Гуманистическая школа (XVI - первая половина XVII вв.).
Историческое изучение права
Глоссаторы и постглоссаторы, занимаясь кропотливым толкованием слов и фрагментов Свода Юстиниана, не задавались вопросом о том, как были выработаны содержащиеся в этом Своде столь совершенные нормы права. С XVI в. возникает так называемая гуманистическая или филологическая школа, которая вернулась к непосредственному изучению источников римского права. При этом изменилось само отношение к тексту Свода Юстиниана. На него перестали смотреть как на неподвижный истинный закон, а стали рассматривать его как творение рук человеческих. Гуманисты занялись историческим изучением римского права.
С одной стороны, они стремились установить последовательную смену источников римского права, начиная с законов XII таблиц и вплоть до кодификации римского права при Юстиниане, то есть они занялись изучением законов, постановлений народного собрания, сената, императорских конституций, судебной практикой, ответами юристов, из которых составился Свод Юстиниана. С другой стороны, они стали знакомиться с государственным, хозяйственным, семейным строем римской жизни, о которых речь шла в Своде Юстиниана и в условиях которой вырабатывалось и на особенности которой было рассчитано римское право. Первого рода изучение привело к созданию истории законов, или истории права. Из изысканий второго рода сложилась особая дисциплина так называемых древностей права.
Наиболее талантливыми представителями гуманизма были французы - Ж. Куя’ций (1522-1590) и Г. Дóнелл (1527-1591), поэтому говорили о французской школе юристов. Гуманисты изучали только «чистое» римское право и дальнейшему развитию права не уделяли достаточного внимания, хотя практика жизни требовала приспособления римского права к потребностям современного гражданского оборота.
Новое направление, выдвинутое французской школой, было воспринято в Германии и получило там обстоятельную и систематическую обработку. В XVIII в. в Германии была создана обширная литература истории и древностей права, и обе эти дисциплины стали предметом университетского преподавания. На смену правоведам-гуманистам приходит школа пандектúстов.
В XVI в. возникли единые национальные государства. Это пробудило интерес юристов к национальному праву, которое состояло главным образом из обычного права, восходившее к незапамятной древности. Поэтому разработка национального права не могла обойтись без исторических изысканий. Таким образом, наряду с историей и древностями римского права постепенно образовались история и древности национального права. Эти дисциплины создали, особенно в Германии, свою особую литературу и к концу XVII в. были введены в систему преподавания на юридических факультетах германских университетов.
Выросшая из потребностей догматической юриспруденции в историческом толковании законов, история права представляла собой главным образом хронологический перечень последовательной смены законов и юридических обычаев, являлась своего рода юридической летописью. В лучшем случае она давала некоторое прагматическое объяснение регистрируемым хронологическим изменениям в праве, выводя их из практических замыслов законодателей. Древности права давали картину юридического быта времен того или другого памятника права, который изучался догматически. Древности права излагались не в хронологической последовательности, а в виде реального комментария к памятникам права.
Значение рецепции римского права
Рецепция римского права совершалась не по велению государственной власти, не путем принятия закона, а путем обычного права и судебного прецедента. Со времени Болонского университета (XI - XII вв.) изучение римского права становится в центре юридического образования; оно усваивается многими тысячами разноэтнических слушателей и разносится ими по всем странам Западной Европы. Здесь оно путем судебной практики проходит в жизнь и в целом ряде отношений изменяет, а то и вовсе вытесняет старое национальное право. В Германии римское право в виде Свода Юстиниана реципируется целиком как действующий закон, призванный восполнять пробелы права национального, делается «общим правом».
Рецепция иностранного римского права представляла собой применение закона чужой государственной власти, которую признали достаточно авторитетной для того, чтобы видеть в ее установлении обязательную юридическую норму. Это было возможно благодаря тому, что государственная власть европейских стран не доросла до того состояния, при котором законодательство становится исключительным правом существующей государственной власти.
Рецепция римского права способствовала ликвидации партикуляризма и сословного характера феодального права, тормозивших развитие торговли и промышленности, а также развитию частной собственности. Римское право непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью уголовного и государственного права многих западных государств. Главным итогом деятельности глоссаторов, постглоссаторов и гуманистов стало появление западноевропейской юридической науки - теоретического правоведения.