Общая характеристика средневекового западноевропейского
права и источников средневекового права
Средневековое западно - европейское право характеризовалось следующими признаками:
1. Тесная связь с религией, вера в сверхъестественное. Например, в суде использовались доказательства, действующие не на разум, а на веру, - это ордалии, клятвы.
2. Правовой партикуляризм - раздробленность, обособление права, отсутствие единого права для всей страны (Франции, Германии), выделение своего особого права для разных территорий, что хорошо выражает русская пословица: «Что город, то норов, что деревня, то обычай». Это означает отсутствие единого правового пространства.
3. Основным источником средневекового права являлось обычное право, реципированное римское право, каноническое право римской католической церкви. Королевское законодательство до XV в. было второстепенным источником права.
4. Опора права на авторитет как основы всякого знания. Особенностью средневекового мышления является догматизм. Догматизм принимает истину, данную извне, и подводит под нее явления жизни. Средние века обладали тремя источниками истины. Источниками этими были: Священное Писание для религии, Аристотель для философии, Свод Юстиниана для права. Среди средневековых юристов образовались три школы:
1) Легисты - законники, знатоки римского права, светских законов и гражданского права, сторонники централизации королевской власти. Они нашли необходимый авторитет в Своде гражданского права Юстиниана, в Дигестах. Для них этот Свод был писаным разумом и таким же непререкаемым авторитетом, как для духовенства Библия.
2) Канонисты - знатоки канонического права, которые защищали притязания римских прав на мировое господство и считали, что обычное право должно было соответствовать естественному праву. Для средневековых юристов естественное право - это нормы, вытекающие из божественного закона, установленные Богом, в отличие от позитивного права, установленного людьми. Поэтому они боролись с ордалиями, судебным поединком, многоженством, свободой развода. Для канонистов авторитетом являлась Библия, труды святых отцов церкви.
3) Сторонники обычного права - знатоки обычного права. Отношения по землевладению в средние века сложились в своеобразный, чуждый римскому праву, феодальный строй, в котором право собственности на землю не принадлежало одному только лицу, а было разделено между сеньором и вассалом. Это не укладывалось в рамки исключительной собственности римского права. Для регулирования новых отношений по землевладению выработалось постепенно путем обычного права самостоятельная система ленного (феодального) права.
В XIII в. были сделаны записи немецкого права в Саксонском и Швабском зерцалах. С XIV в. появляется ряд сборников обычного права по отдельным территориям. Эти записи, посвященные в основном национальному гражданскому праву, были сделаны практиками, деятелями местных судов.
Сторонники обычного права становились на сторону королевской власти в ее борьбе против римских пап, поддерживали королевскую власть, но король должен был соблюдать и защищать обычное право и своими законами не должен нарушать обычного права. Легисты же считали, что король не связан обычным правом.
5. Сословный характер права, то есть выделялось отдельное право для каждого сословия. Сословия - исторически сложившиеся объединения людей, различающиеся по правовому положению, права и обязанности которых в основном передавались по наследству. Для каждого сословия создавался свой суд.
К XIV в. складываются три основных сословия, которые могли участвовать в политической жизни страны, входить в состав сословно-представительного органа - французских Генеральных штатов, английского парламента, германского рейхстага и ландтагов. Эти сословия имели те или иные привилегии - исключительные права в разнообразных областях жизни.
Первое сословие духовенство (клир) занимало первенствующее положение, так как в раздробленном феодальном обществе церковь была единственной организованной силой, а духовенство было более других сословий образованное и пользовалось особым нравственным авторитетом, ибо служило удовлетворению религиозной потребности народа. Церковь также заботилась о народном здравоохранении, об обеспечении продовольствием в голодные годы, о развитии образования, выполняя государственные функции.
Духовенство владело обширными землями, капиталами, было освобождено от податей королю, не подлежало суду государства, имело свой церковный суд, где применялось каноническое право. Каноническое право - это система норм, созданных католической церковью для управления общественной жизнью. Высшее духовенство было дворянским по составу.
Второе сословие дворянство - это благородная, родовитая знать, военное сословие средневековья, которое служило королю и обществу шпагой. Аналогию им представляют греческие эвпатриды и римские патриции. Дворяне несли военную службу в коннице, которая являлась главной военной силой, и были землевладельцами. Они освобождались от уплаты многих налогов, а в случае совершения преступления подлежали суду равных. Сословным дворянским правом являлось ленное право (от немецкого слова «Lehn», феод). Ленное право - нормы, регулирующие отношения между сеньорами и вассалами, порядок землевладения.
Третье сословие горожане (средний слой) возникло вследствие развития городов, торговли, ремесла. Горожане были лично свободны, добились самоуправления, права на собственный суд, имели исключительные права в области ремесла и торговли. Города превратились в самостоятельные территории, имевшие республиканский строй. Основное занятие горожан - ремесло и торговля. Они платили подати государству, привлекались к военной службе в случае крайней необходимости. Жизнь горожан регулировалась городским правом.
Самая многочисленная общественная группа средневекового общества крестьянство, которое зависело от дворян - феодалов, не выделялось в особое сословие. Манориальное право - это система норм, регулирующая отношения между феодалами и крестьянами, жизнь феодального поместья.
Городское право
В XI - XIII веках в Италии, Франции, Германии и других государствах возникли тысячи новых городов как политические и хозяйственные центры ремесла и торговли. Первоначально города, возникшие на землях феодалов, находились в феодальной зависимости от них, несли повинности, подчинялись их административной, военной и судебной власти. В результате борьбы за самостоятельность и независимость города освобождались из-под власти сеньора и превращались в «города - коммуны», в автономные общины, в территориальные корпорации со своими собственными должностными лицами, то есть города получали полное самоуправление, суд, полицию, финансы.
Города обладали правом войны и мира, чеканили собственную монету, облагали граждан городскими налогами, имели свой суд и издавали свои законы, содержали свою армию. Чаще всего, она представляла собой основанную на воинской повинности городскую милицию, но иногда города держали отряды постоянных солдат. Завоевание городами политической самостоятельности привело к возникновению городского права, которому подчинялась жизнь горожан. Горожане были подчинены одному, общему для всех них праву. Городское право всесторонне регулировало имущественные отношения горожан - вещное, обязательственное, наследственное право, семейное право, уголовное право, судебный процесс, вопросы городского самоуправления.
Нормы городского права подвергались записи и обработке. Городское право фиксировалось в хартиях сеньоров, закрепляющих права и вольности города. Хартию город получал, как правило, в результате острой борьбы, откупаясь от сеньоров крупными суммами денег. Источниками городского права являлись также судебные прецеденты и постановления, законы органов городского самоуправления. Городское право фиксировалось в форме статутов - законов, которые составлялись и редактировались городскими магистратами.
Торговый оборот предъявлял новые требования к праву, на которые не в состоянии были ответить древние варварские правды, рассчитанные на сельскую жизнь. Поэтому варварские правды и капитулярии были преданы забвению. Новые потребности удовлетворялись при помощи городских правовых обычаев. Важным источником развития городского права являлось римское право, оказывало влияние на его развитие и каноническое право.
Города добились самоуправления, которое осуществлялось выборными должностными лицами, имели свой городской совет, мэра и свой суд. Законодательная и административная власть сосредотачивалась в руках городских советов, во главе которых стоял мэр, в Германии - бургомистр. Состоятельные, имущие горожане, обладавшие недвижимостью - домовладельцы, избирали городской совет, советников числом до двенадцати на несколько лет. Зажиточные городские семьи рано стали сплачиваться в замкнутую корпорацию, патрицианскую верхушку городов, так называемый патрициат, в руках которой сосредоточилось управление городом с передачей по наследству замещения городских должностей.
Городские советы осуществляли суд, надзор за рынками, за торговлей и купцами, заведовали городскими финансами, полицией, заботились об общественных зданиях, о чистоте улиц, о боевой готовности города, ведали внешними сношениями. Во главе городского совета стоял мэр - городской голова, который возглавлял управление в городе. Его избирали из своей среды члены совета, или знатные избиратели совета.
Городское право признавало определенное правовое равенство всех горожан, как богатых, так и бедных. Статус горожанина предусматривал право на свободное распоряжение имуществом, вступление в брак по своему выбору, исключительную подсудность городскому суду. Постепенно городские суды исключили из судебного процесса иррациональные доказательства, вроде поединка, божьего суда.
В городах возник принцип: «городской воздух делает человека свободным», то есть всякий, откуда бы он ни пришел и к какому бы званию не принадлежал, в том числе и бежавшие лично - зависимые крестьяне - сервы, становился горожанином, если поселялся в городе.
Прожив в городе короткий срок - 1 год и 1 день, любое лицо считалось свободным и никакой господин не имел права требовать выдачи ему бежавшего от него лично - зависимого крестьянина. Город был тем местом, где совершался переход из зависимого в свободное состояние. Но городское право не допускало бедных к выборам руководителей. Городами управляли городские советы из городского патрициата. Полноправие горожанина зависело от принадлежности его к гильдии, цеху. Типичным гражданином средневекового города являлся купец или ремесленник. Он становится полноправным, если является домовладельцем.
Цеховое право
В городах существовали ремесленные цехи и купеческие гильдии. Отдельные профессии были объединены в цехи. Цехи - монопольные экономические объединения, корпорации, объединения ремесленников, занятых в определенной профессии (производителей шерсти, сукна, шелка, кожи, серебра и др.), по их местожительству. Средневековый цех - это союз ремесленников, каждый из которых самостоятельно работал в своей мастерской. Главная цель объединения в цехи состояла в отстаивании интересов той или иной профессиональной группы. Цеховое право составляли нормы, закрепляющие привилегии для цехов, и упорядочивающие цеховую деятельность, а также регламентирующие внутреннюю деятельность цехов. Источниками цехового права являлись обычное право, судебные прецеденты, договоры, уставы. Цеховое право являлось частью городского права.
В цехах существовало неравенство мастеров и подмастерьев, помощников мастеров. Мастер имел собственную мастерскую, своих заказчиков и покупателей, своих помощников-подмастерьев. У хозяев - мастеров работали подмастерья и ученики, число которых было ограничено цехом. Ученики могли после определенного стажа работы стать подмастерьями, а последние - мастерами. Однако доступ в число мастеров был затруднен для всех, кроме сыновей мастеров. Полноправными членами цеха считались только хозяева - мастера, имевшую свою мастерскую. Собрание мастеров во главе со старшиной цеха, избираемом из их числа на один год, было высшим распорядительным органом цеха.
Цех получил право давать согласие на поселение лиц своей профессии в городе. Не принадлежащему к тому или иному цеху нельзя было заниматься никаким ремеслом. Каждый цех имел свой собственный суд из наиболее уважаемых членов цеха. Ремесленники должны были выполнять требования устава своего цеха. Устав цеха подлежал одобрению городских властей. Цехи осуществляли надзор за производством, стремились установить обеспеченный минимум, достаток для всех членов цеха, поэтому ограничивали конкуренцию.
Уставы регулировали такие вопросы, как условия ученичества и приема в члены цеха, календари рабочих дней и праздников, стандарты качества работ. Уставы устанавливали минимальные цены на производимые товары, запрещение продажи в кредит кроме как членам цеха, ограничения на импорт, условия трудовых договоров. Забастовка считалась тяжким преступлением. Члены цеха должны были помогать товарищам, которые заболели, впали в бедность, обеспечивать похороны мертвых, создавать школы для детей членов цеха, строить часовни. Постепенно ремесленные цехи превратились в замкнутые корпорации мастеров-хозяев.
Торговое право
Для регулирования отдельных сделок в XII в. в Италии в городах появляется особое торговое право. Италия в XI-XIII веках выпала роль быть посредницей между Западной Европой и Азией. В итальянских республиках купцы составляли господствующий класс, их интересы стояли выше всех других. Торговое право сложилось как сословное право купцов, торговцев и первоначально так и называлось правом торговцев - купцов. Его нормам подчинялись лишь лица, входившие в торговое сословие, занятые в европейской торговле, как на море, так и на суше. Оно регулировало торговые отношения в городах, в особых местах - на ярмарках, рынках, в портах, служило для разрешения конфликтов и столкновений между купцами.
К торговому праву относились нормы, регулирующие торговую деятельность: торговое товарищество, вексель, торговые сделки: купля - продажа, в том числе и продажа товаров в кредит, поручение, комиссия, страхование, финансирование торговых операций, банкротство, морское право.
В каждом городе купцы разделялись на самоуправляющиеся сообщества (корпорации) - гильдии. Купеческая гильдия - это постоянные объединения купцов одного и того же города, целью которых были взаимопомощь во время совместных путешествий на ярмарки на случай разбойных нападений и взаимных соглашений при установлении цен на товары. Купец - одиночка был беззащитен. Такие гильдии достигали фактической монополии в районах своего действия.
Внутри каждой гильдии складывались нормы торгового права в форме обычного права. Расширение коммерческих связей привело к формированию права каждого города. Торговое право создавалось вначале самими купцами, а затем торговыми судами. Торговые суды включали суды рынков и ярмарок, суды купеческих гильдий и городские суды.
Многочисленность спорных дел и столкновения между членами разных корпораций привели к необходимости назначить для разбирательства особых лиц- консулов. Суды торговых консулов постепенно распространили свою юрисдикцию на все торговые дела в городе. Во всех торговых судах процедура отличалась быстротой и отсутствием формализма, так как купцам было необходимо скорое правосудие. Решения торговых консульских судов вносились в хронологическом порядке в особые книги. В пределах одного итальянского города была осуществлена первая попытка записи торговых обычаев и судебных решений.
Основными источниками торгового права являлись торговые правовые обычаи, торговые прецеденты и торговое законодательство. Торговые правовые обычаи - это правила поведения, сложившиеся в сфере осуществления торговых операций на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений на протяжении жизни нескольких поколений. Торговые прецеденты - это решения торговых судов, разрешающих коммерческие споры, становившиеся образцами для разрешения аналогичных торговых дел в будущем. Затем нормы торгового права стали фиксироваться в отдельных городских законах, появилось торговое законодательство. Торговое законодательство - это система нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы торгового оборота, издаваемых органами городского управления.
В отличие от городского права, которое было партикулярным, торговое право приобретает межгосударственный характер. Нормы торгового права заимствуются другими государствами, ибо торговое право развивалось неравномерно.
Первые же попытки урегулировать торговые отношения в законодательном порядке были предприняты во Франции во второй половине XVII в. Французские короли, видя в торговле главный источник своих доходов, а, следовательно, и основу своей силы, приняли на себя роль её покровителей. При Людовике XIV под управлением министра Кольбера произошла кодификация торгового права. В 1673 г. был издан торговый ордонанс (фактически торговый кодекс), в 1681 г. - морской ордонанс (морской кодекс). Торговое право остается сословным, но развивается уже не только правовыми обычаями, но и королевскими ордонансами, распространяющими своё действие на свою страну.
2. Рецепция римского права в средневековой Западной Европе (XI - XVII века)