Убийство женщин, детей или брахманов каралось смертной казнью (ЗМ, IX, 262). Вишну-смрити отмечали, что царь пусть казнит отравителей, убивающих женщин, детей и мужчин (V, 10-11).

Телесные повреждения рассматривались как оскорбление действием, к числу которых Артхашастра относила прикосновение, замахивание и удар. Прикосновение к нижней части тела руками, хватание за ногу, одежду, руки, волосы наказывались штрафами. Большие штрафы предусматривались за замахивание рукой, ногой, поленом, камнем, оружием.

Под оскорблением словом понимались слова, сказанные с целью обидеть, содержащие поношение родных мест человека, его учёности, имени, касты, семьи, родителей, указание на его физический недостаток - кривой, хромой, даже если бы это соответствовало действительности, обвинение в тяжком проступке, грубые слова, угрозы побоями (Нарада, XV-XVI; Вишну, V).

Оскорбление словом или действием равного себе по сословному положению или представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом. однако шудра за оскорбление словом представителей трёх высших варн подвергался отрезанию языка. Шудра за оскорбление чести действием представителя низшей варны подвергался по принципу талиона членовредительскому наказанию - отрезанию руки, ноги, губ и др.

«Тот член, каким человек низший (шудра) ударит высшего (дваждырожденных), именно он - у него должен быть отрезан... Подняв руку или палку, заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги. У плюнувшего по наглости (на высших) надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой - детородный член, у испортившего воздух - задний проход. У хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки» (ЗМ, VIII, 279-283).

Среди преступлений против собственности Законы Ману различали кражу и грабеж. Грабеж понимался как насильственное присвоение вещи в присутствии собственника, а кража как присвоение вещи в отсутствии собственника (ЗМ, VIII, 332). Грабеж как открытое и насильственное присвоение вещи считался более опасным преступлением и карался большим штрафом. При назначении наказания за кражу учитывалась стоимость похищенного и ценность вещи. Кража ценных вещей (например, зерна, скота) определённой стоимости (до 50 пан) влекла за собой для вора уплату денежного взыскания в размере одиннадцатикратной стоимости похищенного, а если украдено свыше 50 пан, то отсечение рук (ЗМ, VIII, 322; Вишну-смрити,V, 81, 82).

Законы различали квалифицированные (отягчённые) кражи, предполагающие бόльшую злую волю преступника и поэтому наказываемые строже обыкновенных краж:

1. Ночная кража. Вору, совершившему кражу ночью и сделавшему пролом в стене дома, предписывалось сначала отрубить руки, а затем казнить посажением на кол (ЗМ, IX, 276).

2. Кража наиболее ценных вещей: крупного рогатого скота, людей, домов, золота наказывалась по Артхашастре крупным штрафом, а по Законам Ману похищение «родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, а похищение священных коров, принадлежащих брахману, - отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 323, 325). Смертной казнью карались кража из царских кладовых, арсеналов или храмов и кража слонов, лошадей и колесниц (ЗМ, IX, 280).

2. Повторная кража (рецидив), то есть совершение кражи лицом, имеющим судимость за ранее совершенную кражу. Третья кража независимо от размеров похищенного наказывалась смертной казнью. «За первую кражу он (царь) должен приказать отрезать у вора два пальца, за вторую - руку и ногу, за третью - подвергнуть смерти» (ЗМ, IX, 277).

Преступления против семьи

К преступлениям против семьи относились прелюбодеяние, изнасилование. Прелюбодеяние считалось тяжким преступлением, так как вело к смешению варн. Виновные в прелюбодеянии с чужой женой, кроме брахмана, подвергались смертной казни (ЗМ, VIII, 359). По Нараде и Вишну-смрити, за прелюбодеяние с женщиной, равной по варне, мужчина наказывался высоким штрафом; если она ниже его по варне - средним штрафом, а если выше по варне, то смертной казнью (Нарада, XII, 69; Вишну, V, 40, 41). Сношение с неприкасаемой приравнивалось к скотоложству: для прелюбодея «и за соитие с коровой (и) за связь с неприкасаемой - смертная казнь» (V, 42, 43). Прелюбодеяние шудры с женщиной из высшей варны влекло для него отсечение полового органа (кастрацию) или смертную казнь, в зависимости от того, охранялась или не охранялась такая женщина.

«Шудра за связь с женщиной дваждырожденных варн, охраняемою и неохраняемою (должен быть наказан следующим образом): если она не была охраняема, он лишался (виновного) члена (то есть подвергался кастрации); если она была охраняема, (лишается) всего (даже жизни)» (ЗМ, VIII, 374).

Женщину за прелюбодеяние, по-видимому, наказывал муж, за одним исключением. «Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности своих родственников и своего превосходства, изменяет мужу, то царь должен приказать затравить ее собаками на многолюдном месте. Он должен приказать сжечь мужчину - преступника на раскаленной докрасна кровати; нужно подбрасывать под не дрова, пока не сгорит злодей» (ЗМ, VIII, 371, 372).

Изнасилование каралось телесным наказанием, если преступник занимал низшее сословное положение по сравнению с потерпевшей. Равный по сословному положению уплачивал высокий штраф (ЗМ, VIII, 364, 366). По Нараде, за изнасилование девушки полагалось отрубание двух пальцев, а если она из высшей варны - смертная казнь с конфискацией имущества (XII, 70).

Цели и виды наказаний

Целью уголовного наказания являлось, прежде всего, устрашение.

«Если бы царь не налагал энергично наказания на тех, которые заслуживают наказания, то сильнейшие изжарили бы слабейших, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог и собака стала бы лизать жертвенную снедь, и не осталось бы ни у кого собственности, низшие бы захватили место высших. Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям... Но где наказание, черного цвета и с красными глазами, смело выступает, уничтожая преступников, там подданные не возмущаются, если только правитель судит хорошо» (ЗМ, VII, 20, 21, 22, 25).

Законы при назначении наказаний широко применяли талион, как натуральный, так и символический. В качестве наказаний применялись:

1. Смертная казнь, как простая: отрубание головы, утопление, так и квалифицированная: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, растаптывание слонами (например, за кражу находки по ЗМ, VIII, 34).

2. Членовредительские наказания, направленные на «орган деторождения, чрево, язык, губы, руки, ноги, глаза, нос, уши, грудь и туловище». Дополнительным наказанием было клеймение.

Наши рекомендации