Земельное право. Сельская община
Индийское право делило вещи на движимые и недвижимые. У Ману (VIII. 264) обрабатываемое поле, дом, пруд и сад назывались среди основных объектов права собственности частного лица. За незаконное присвоение их полагался большой штраф. Основным объектом собственности была земля. Земли делились на царские (дворцовые), храмовые, общинные и частные. В Индии в силу относительной слабости царской власти царские земли были не столь многочисленны, как в Вавилонии. Значительная часть земель находилась в коллективной собственности общины и частной собственности в рамках общины. Общины, как правило, состояли из одного крупного села и прилегающих к нему нескольких соседних небольших деревень, в которых проживали большие и малые семьи.
В коллективной собственности общины находились леса, луга, пастбища, оросительные сооружения, храмы, дороги, свободные земли, которыми все жители общины могли пользоваться. Пахотные возделываемые земли находились в частной семейной собственности, то есть могли быть проданы, подарены, сданы в аренду, заложены полностью или частично. Они непременно должны были обрабатываться. Поле, если его не обрабатывать, зарастает в Индии буквально через несколько лет. Поэтому, если собственник не засевал поле и не собирал урожай, то он терял земельную собственность. «Каждый владеет обрабатываемым им участком до тех пор, пока продолжается обработка. Раз то или другое пространство земли оставлено без ухода, оно снова входит в состав общинной пустоши и может быть занято каждым из членов общины»1. 1 Ковалевский М. М. Общинное землевладение. М., 1879. С. 81.Государству и общине было безразлично, кем обрабатывалась земля, лишь бы тот, кто её обрабатывал, исправно вносил налог в казну.
При продаже пахотной земли закреплялось преимущественное, предпочтительное право её покупки за родственниками и соседями и лишь после них другим лицам (Артхашастра. III. 9). Если некто собирается продать землю, граничащую с землёй другого человека, третьему лицу, то в этом случае сосед может потребовать себе эту землю за ту же самую цену, за которую продавец соглашается её продать. Поскольку продавец на этом ничего не проигрывает, справедливо, чтобы купил землю тот, чей участок с ней граничит. Если семья вымирала, то пашня переходила к общине. Эти нормы были направлены на сохранение пахотных земель в общине. Новые земельные собственники становились членами общины.
Органами управления общиной были общинный сход из глав семей, староста. писец, жрец. Главы семей, мужчины (домохозяева) избирали деревенского старосту, общинный совет из пяти наиболее уважаемых жителей общины, которые руководили делами общины, отвечали за сбор налогов, разбирали жалобы, вершили суд.
Староста избирался общинным сходом на неопределённый срок. Должность старосты могла быть и не выборной. Она стала монополией определённой семьи и передавалась по наследству. В общинах, возникавших на царских землях, староста, вероятно, назначался (ЗМ. VII. 115) и оказывался низшим звеном государственного аппарата. Государственная власть стремилась обеспечить избрание угодного ей старосты. Старосте надлежало наблюдать за порядком в селении и сообщать о совершающихся там преступлениях (ЗМ. VII. 116). В его функции входило обеспечение безопасности деревни, организация охраны её границ и содержание в порядке оборонительных сооружений. Староста выступал естественным руководителем совместных работ, разрешал споры, созывал сход и выполнял судебные функции.
Важная роль в общине принадлежала писцу. Он вёл учёт налоговых взносов, земельных угодий, оформлял документацию. Большим влиянием пользовался деревенский жрец, часто бывший и астрологом: он должен был не только присматривать за местным святилищем и совершать обряды, но и толковать расположение планет, знамения и приметы. В серьёзных делах общинник не предпринимал ничего без совета астролога - последний устанавливал время для начала полевых работ, возведения построек, день и час свадеб и т. д.
Общины отдавали государству в качестве налога 1/6 часть урожая и платили налоги как единое целое. Община обладала судебной властью. Большинство споров разрешалось в общине третейскими судьями, собранием членов общины или старостой. Община имела право изгонять нарушителей и накладывать на них штрафы, которые поступали в её фонд. Только самые серьёзные преступления рассматривались в царском суде. Общинники иногда привлекались и к военной службе. В помощь профессиональному войску в случае опасности государство призывало ополчение воинов-общинников, которые должны были вооружаться за свой счёт.
Общины не интересовались вопросами государственной власти и вели замкнутый образ жизни. Государство старалось воздерживаться от частого вмешательства во внутренние дела общины и предпочитало принимать во внимание нормы обычного права, которыми руководствовалась община (ЗМ. VIII. 41, 46). На свои средства община содержала нужных ей мастеров - ремесленников: горшечника, кузнеца, плотника, ювелира, которые удовлетворяли потребности общины в изделиях. Совместно общинники выполняли необходимые для общины работы: очистку новых территорий от джунглей, строительство дорог, храмов, местных оросительных сооружений, борьбу с наводнениями, рытьё колодцев и прудов, охрану жителей деревни и домашнего скота от хищных зверей и посевов от птиц, грызунов и травоядных животных.
Совместное проживание общинников и коллективный труд содействовали упрочению социальных связей между ними. Не очень надеясь на охранительную силу государства, они сами заботились об обороне своей деревни и своего имущества - обносили селения деревянной оградой, содержали сторожей и готовы были постоять за себя. Это, конечно, не обеспечивало полной безопасности, но могло спасти в случае нападения разбойников и грабителей.
В немалой мере членов общины сплачивало участие в развлечениях и празднествах, а также религиозное единство. Религиозные обряды совершали общинные жрецы. Для общих мероприятий использовались специальные помещения, где проводились собрания, устраивались празднества, разбирались спорные вопросы. Сюда после трудового дня приходили селяне, чтобы побеседовать о делах, послушать рассказы задержавшихся путников или бродячих монахов.
Сельская община в значительной мере была автономной самоуправляющейся корпорацией (коллективом). В условиях натурального хозяйства при несовершенстве средств сообщения и связи, слабых экономических связях с городом и другими общинами, неразвитости государственного аппарата являлась институтом, освобождавшим центральную государственную власть от необходимости создавать особые органы управления на местах. Благодаря своей исключительной живучести сельская община в Индии смогла просуществовать до создания независимого индийского государства в 1947 г.