Ребёнка: искусственное оплодотворение и суррогатное материнство
Для преодоления бездетности стали применяться вспомогательные репродуктивные технологии - искусственное оплодотворение и суррогатное материнство. Искусственное оплодотворение есть введение в половые пути женщины донорской спермы. Если на момент искусственного оплодотворения у женщины есть муж, то при его согласии отцом ребёнка считается именно он, а не донор спермы. Например, Французский гражданский кодекс устанавливает правило: «В случае медицинского вмешательства с участием донора в рождение родственная связь не может быть установлена между ним и родившимся ребёнком. Никакое привлечение к ответственности не может быть осуществлено в отношении донора» (ст. 311-19). Если женщина, родившая ребёнка посредством искусственного оплодотворения, не состоит в браке, отцом ребёнка считается донор спермы, в случае если его личность известна.
С точки зрения православной церкви допустимо только искусственное оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Использование в подобных целях «донорского материала» (половых клеток, спермы донора) неприемлемо, так как при этом существенным образом нарушается целостность и исключительность брачных отношений между двумя людьми, мужчиной и женщиной. В них вторгается кто-то третий. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство, заведомо освобождая от всяких обязательств по отношению к своим потомкам, к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Оплодотворение одиноких незамужних женщин с использованием донорских половых клеток лишает будущего ребёнка права иметь отца.
Суррогатное материнство есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка «заказчикам». Отношения между суррогатной матерью и супружеской парой строятся на договорной основе. Суррогатная мать обязана передать таким образом рождённого ребёнка женщине, чью яйцеклетку она вынашивала в своём чреве, получив оговоренное в договоре вознаграждение. Муж является донором спермы, а значит, и биологическим отцом ребёнка, а суррогатная мать даёт согласие на усыновление ребёнка супругой отца.
Суррогатное материнство называют «наймом матки». Во время этой процедуры семейная пара прибегает к услугам посторонней женщины, которая вынашивает яйцеклетку жены, оплодотворённую спермой её мужа. Эта женщина получает заранее оговорённое вознаграждение или же делает это бесплатно. К этому методу люди прибегают в тех случаях, если жена по тем или иным причинам не способна выносить ребёнка, или же просто из-за того, что она хочет избежать трудностей, связанных с беременностью и родами.
В связи с тем, что в процессе деторождения участвует третья сторона помимо отца и матери, материнские функции разделяются между двумя женщинами: генетической матерью, чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребёнка и которая воспитывает его после рождения, и суррогатной («вспомогательной», «заменяющей»), биологической матерью, которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребёнка в течение года и более. С точки зрения православной церкви, суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания, разрываться между двумя матерями. Суррогатная мать должна настраивать себя на то, чтобы чувство любви к своему рёбенку в ней не пробуждалось. Она должна подготовлять себя к тому, чтобы не любить своё родное дитя. В западных странах, где практикуется суррогатное материнство, нередко возникают судебные тяжбы в тех случаях, когда суррогатная мать отказывается отдавать супругам выношенное ею дитя согласно договору. Потому что между матерью и младенцем уже во время беременности устанавливается глубокая эмоциональная и духовная близость. Нельзя столь безжалостно травмировать чувства как женщины, так и ребёнка.
Наконец, вся процедура низводит суррогатную мать до положения инкубатора, сосуда для вынашивания чужого ребёнка. Это очень унизительно для женщины, тело которой фактически становится товаром. При широком использовании данного метода материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, эксплуатируя малоимущих.
В законодательном регулировании суррогатного материнства нет единства. Например, в большинстве штатов США договоры о суррогатном материнстве полностью запрещены, в других разрешены, но подлежат жёсткой регламентации. В штате Вирджиния в соответствии с законом о суррогатном материнстве 1993 г. договоры о предоставлении услуг суррогатной матерью признаются действительными только при наличии целого ряда условий: суррогатная мать должна быть замужней и иметь детей; согласие мужа суррогатной матери; невозможность по медицинским показаниям вынашивания и рождения ребёнка женщиной, желающей получить услуги суррогатной матери; предоставление, по крайней мере, одним из потенциальных родителей генетического материала для оплодотворения.