Отношения между родителями и детьми в Прусском

Земском уложении 1794 года и Германском

Гражданском кодексе 1900 года

Родительская власть по Прусскому земскому уложению принадлежала отцу. Он имел преимущественное право на воспитание ребёнка и выбор для него как образа жизни, так и религии.

Отец должен был преимущественно позаботиться о том, чтобы ребёнок получил религиозное воспитание и приобрёл полезные образовательные сведения сообразно общественному положению и обстоятельствам. Родители обязаны были приготовить из своих детей полезных членов государства на поприще науки, искусства или промысла. Определение будущего образа жизни сыновей зависело прежде всего от воли отца. При этом он должен был обращать внимание на склонности, способности и физические свойства детей. До 14-летнего возраста дети должны были оставаться в той деятельности, которая избрана отцом. После этого в случае непреодолимого отвращения сына к избранной профессии дело мог решить опекунский суд.

По Прусскому уложению, склонному к подробной регламентации семейных отношений, здоровая мать была обязана сама кормить грудью своего ребёнка. Как долго она обязана кормить ребёнка грудью - это решал отец, а в случае спора - эксперты. До достижения ребёнком четырёхлетнего возраста отец не вправе отнимать его у матери, лишить мать права ухаживать за ребёнком и воспитывать его. В случае столкновения родительской власти мужа и жены из-за ребёнка в возрасте до четырёх лет, происходил опекунский суд. К участию в этом суде привлекались родственники сторон. После смерти отца уложение предоставляло матери только некоторые права. В праве на воспитание ребёнка ей предоставлялось некоторое участие. Забота о воспитании и об имуществе ребёнка переходили к опекуну.

Согласно Прусскому уложению родители имели право для воспитания своих детей применять все невредные для здоровья последних принудительные меры. Но если таковые окажутся недостаточными, опекунский суд обязан, по требованию родителей, помочь им. Это требование суд рассматривает сокращённо, не прибегая к формальному процессу, и сообразно с обстоятельствами определяет вид и продолжительность назначенных им исправительных мер, как-то помещение в публичные исправительные или воспитательные заведения.

Родительская власть в Германском гражданском кодексе являлась преимущественно властью отца. Отец обладал следующими правами в отношении несовершеннолетних детей до 21 года: 1) заботиться о личности детей, которое заключает в себе право и обязанность воспитывать детей (§§ 1627 и 1631); 2) управлять и пользоваться имуществом несовершеннолетних детей; 3) давать согласие на сделки детей, или вообще представлять детей. «В силу своего права на воспитание детей отец может прибегнуть к соответствующим исправительным мерам. По его просьбе опекунский суд обязан оказывать ему содействие, налагая со своей стороны надлежащие кары» (§ 1631). Каковы могут быть эти меры - закон не указывал, выбор их зависел от усмотрения отца. Но опекунский суд был не обязан оказывать содействие отцу, если не признает его нужным.

При этом пока длится брак мать наряду с отцом в праве и обязана заботиться лишь о личности детей (§ 1634), то есть право воспитывать детей, определять вероисповедание, образование детей, контролировать их знакомства, применять дисциплинарные меры. В заботах о личности детей мать связана решающим мнением отца, то есть в случае разногласия между нею и мужем, она должна уступить ему (§ 1634). Родительская власть предоставлялась матери: 1) в случае смерти отца или объявления его умершим; 2) в случае утраты им прав родительской власти и прекращения брака (§ 1648).

Общая юридическая характеристика отношений

Между родителями и детьми

Гражданские кодексы западных государств устанавливали, что дети получают фамилию и статус своего отца (ГГК, § 1616). Местом жительства детей считалось место жительства родителей (ФГК, ст. 108). Дети должны были быть воспитаны в той религии, к которой принадлежат родители. По Прусскому земскому уложению при смешанных браках родителей, принадлежащих к разным религиозным вероисповеданиям, вопрос о религиозном воспитании детей решался по взаимному соглашению. Если оно не состоится, то решающий голос принадлежал отцу с правом ребёнка, по достижении 14-летнего возраста, самому избрать себе вероисповедание. В Баварии этот вопрос решался по взаимному соглашению супругов, а если оно не состоится, - сыновья следуют религии отца, а дочери - религии матери.

Отцовская власть становится родительской властью, хотя и с преобладанием авторитета отца. Эта родительская власть устанавливается прежде всего в интересах детей, а не родителей. Она перестаёт быть пожизненной и в своём проявлении имеет характер не столько власти, сколько покровительства, защиты и попечения. Вместе с правами родителей в отношении детей неразрывно идут и обязанности. Государство, учитывая, что в семье воспитываются будущие граждане, решительнее, чем прежде, вмешивается со своими нормами в область семейных отношений. Оно, сохраняя и поддерживая родительский авторитет, в то же время принимало меры на случай злоупотребления родительской властью. Родительская власть, будучи единством прав и обязанностей, проявлялась в следующем:

1. Родители имели право требовать, чтобы дети разделяли с ними место пребывания. Поэтому родители вправе требовать возвращения к себе детей от всякого лица, удерживающего их против воли родителей (ФГК, ст. 374).

2. Родители являлись представителями за детей (ГГК, § 1630). Они отвечали за деликты, совершённые детьми. Равно и в случае личной обиды, нанесённой несовершеннолетним детям, родители имели право предъявлять за них иск.

3. Родители обязаны содержать и воспитывать детей.

Германский гражданский кодекс постановлял, что несовершеннолетние сын и дочь, не вступившие в брак, имеют право требовать содержания от своих родителей, если первые не могут жить за счёт доходов от своего имущества или на свой заработок (§ 1602). Эта обязанность ложится прежде всего на отца как на главу семьи, а при отсутствии средств у отца - на мать, а потом на прочих восходящих - на деда и бабку с отцовской и материнской стороны (§ 1606).

Под содержанием детей понимается предоставление всех необходимых средств к жизни, включая и издержки по воспитанию и по приготовлению к соответствующей профессии (ФГК, ст. 208; ГГК, § 1610). Размер содержания детей определяется общественным положением детей и родителей. В германских законодательствах, в соответствии с обязанностью родителей содержать детей, существовала обязанность последних, пока они не покинули дома родителей и воспитываются ими или получают от них содержание, оказывать им услуги в их домашнем хозяйстве и промысле по мере своих сил и соответственно своему общественному положению (ГГК, § 1617).

4. Право и обязанность родителей воспитывать своих детей даёт им право применять известные дисциплинарные меры по отношению к детям, или, как говорят, родители имеют право наказания детей. Французский гражданский кодекс предоставил отцу право подвергать своих детей тюремному заключению (ст. 375-378). Германский гражданский кодекс не предоставил отцу права тюремного заключения своих детей, ограничившись домашними исправительными мерами (§ 1631).

Этот германский способ поддержания родительского авторитета признавался более предпочтительным, чем способ избранный французским кодексом, по следующим соображениям: 1) недопустимо наделять судебными функциями частное лицо; право назначения наказания должно принадлежать суду, а не частному лицу; 2) эта мера не всегда ведёт к исправлению: не надлежаще устроенное исправительное заведение, а тем более тюрьма, может не исправить, а развратить непослушного сына; 3) такая мера наказания может быть объективно и поднимет родительский авторитет, но субъективно он скорее пострадает. Такая мера едва ли вызовет, по отбытии наказания, искренние сыновние чувства у понесшего наказание сына.

Законодатель принимал меры против злоупотреблений родительской властью, когда родители не только не заботятся о пропитании и воспитании своих детей, но, напротив, развращают их, эксплуатируют их труд и имущество в свою пользу и, в конце концов, готовят из них не полезных граждан, а людей морально испорченных, наполняющих собой места лишения свободы и остающихся на всю жизнь тяжёлым бременем для государства.

Прусское земское уложение постановляло: родительская власть в деле воспитания детей ограничивается, если они нерадиво относятся к выполнению этой обязанности, жестоко обращаются с детьми или учат их дурному, или отказывают им в необходимом содержании. В этом случае дети могли быть отняты у родителей и воспитание их передано постороннему лицу за счёт родителей. По Австрийскому гражданскому уложению 1811 г., отцы, пренебрегающие обязанностью содержания и воспитания своих детей, лишались родительской власти навсегда. Причём возбудить ходатайство по этому поводу перед кем следует предоставлялось не только родственникам детей, но и всякому знающему об этом.

По Германскому гражданскому кодексу отец лишался родительской власти, если он был приговорён к заключению в исправительном доме или в тюрьме на срок не менее 6 месяцев за преступление или проступок по отношению к своему ребёнку (§ 1680). Опекунский суд был обязан принимать необходимые для предотвращения опасности меры, когда духовное или телесное благосостояние ребёнка страдает вследствие того, что отец злоупотребляет правом попечения о личности ребёнка, не заботится о нём или оказывается виновным в бесчестном и безнравственном поведении. В этом случае опекунский суд может постановить, что ребёнок был помещён для воспитания в подходящую семью или в воспитательное или исправительное заведение (§ 1666).

Французский закон о покровительстве детям 1889 г. предусматривал в случаях грубого злоупотребления (например, в случае признания судом родителей виновными в том, что они склоняли своих детей к занятиям проституцией, за что полагалось тюремное заключение от 2 до 5 лет) лишение родительской власти во всём её объёме: права надзора, воспитания, исправления, права давать согласие на брак и права пользоваться детским имуществом. Однако родители не освобождались от обязанности содержать своих детей, а дети - от обязанности почтительно относиться к своим родителям.

Английский закон 1894 г. устанавливал ответственность для всякого (не только для родителя), кто, имея попечение, присмотр или уход за малолетним моложе 16 лет, будет сам умышленно чинить ему насилие, дурно или нерадиво обращаться с ним, а также будет позволять малолетнему просить милостыню или же находиться в помещениях, где производится торговля крепкими спиртными напитками, а равно в цирке или ином увеселительном заведении с целью петь, играть, участвовать в представлении за плату. Этот закон предоставлял суду право постановить определение об изъятии малолетнего из попечения лица, осуждённого за жестокое обращение, с правом отдачи на попечение родственнику или постороннему лицу, или в профессиональную школу до достижения 16-летнего возраста.

Наши рекомендации