Причины перехода к гражданскому браку

Западные государства перешли от церковного брака к гражданскому браку. Гражданский (светский) брак - это брак, зарегистрированный государственными органами, без участия церкви. Гражданский чиновник удостоверял согласие сторон на вступление в брак, которое тут же и записывалось в официальную метрическую книгу, и объявлял брак совершившимся. За государственной регистрацией брака может последовать и церковное венчание, но для возникновения юридических последствий брака оно не является необходимым.

Причинами перехода к гражданскому браку в западных европейских государствах являлись:

1. Образование множества религиозных вероисповеданий и сект во времена реформации XVI - XVII веков, взаимная нетерпимость различных конфессий и возникшие отсюда практические затруднения при заключении браков лиц разных вероисповеданий. Реформация уничтожила религиозную однородность европейского общества, разделив его на религиозное большинство, принадлежащее к господствующей и единственно признанной государственной религии (как к католической, так и к протестантской), и религиозное меньшинство, не принадлежащее к государственной религии. Церковный брак предполагает регистрацию брака священником господствующей, государственной церкви.

Брак, заключённый духовенством негосударственного вероисповедания, был недействительным для государства. Дети от такого брака считались незаконными, а часто и самоё заключение брака было строго запрещено. С другой стороны, просить о венчании священника государственного вероисповедания, которое они считали éресью, им не позволяла совесть, да и само духовенство государственного исповедания часто не соглашалось венчать еретикόв.

2. Воззрение на брак французских юристов и представителей школы естественного права как на простой гражданский договор, в такой же мере подлежащий государственному регулированию и государственной юрисдикции, как и всякие гражданские договоры. Если брак является договором, то только государство вправе устанавливать для него правила. Государство есть единственный источник права. Брак перестал рассматриваться как таинство.

Французские юристы считали, что в браке нужно различать церковное таинство и гражданский договор. Брак как таинство подлежит суждению церкви. Брак, рассматриваемый как договор, подобно всякому другому договору, подлежит государственному законодательному регулированию, то есть государство вправе определять условия заключения и прекращения брака, о способе заключения брака. Духовенство, регистрируя браки, записывая их в метрические книги, является представителем государственной власти, лишь королевским уполномоченным. Отсюда следовал юридический вывод, что за государством всегда оставалось право взять своё полномочие назад.

Защитники гражданского брака отмечали, что католическая церковь не вправе возражать против всякой формы заключения брака, если только ею достаточно гарантируется публичность брака и если притом в самом брачном праве, регулирующего условия заключения и прекращения брака, нет ничего противоречащего требованиям церкви. Не всё ли равно: заявить согласие перед священником и двумя свидетелями, или же перед государственным чиновником и двумя свидетелями? Ведь, по мнению католических богословов, брак как договор двух сторон заключается самим мужем и женой, которые и являются совершителями таинства, а священник - только авторитетным свидетелем.

3. Политическая борьба между католической церковью и государством. Регламентацию брака католической церковью государственная власть считала покушением на свою независимость. Она не могла оставить одно из важнейших общественных учреждений - брак - в распоряжении независимой от него корпорации, которая по собственному усмотрению бы закрепляла условия законности брака. Гражданский брак является здесь выражением независимости государства от католической церкви.

Чтобы дать возможность религиозному меньшинству заключать законным образом браки в том случае, когда жених и невеста не пожелают венчаться по правилам господствующей церкви у духовного лица не их религии или это лицо само не пожелает их венчать, государство оказалось вынужденным создать для них особую светскую, или гражданскую форму брака. Впервые гражданский брак для религиозного меньшинства появился в 1580 г. в двух нидерландских штатах - провинциях и вскоре был распространён на все Нидерланды (Голландию). Религиозным большинством в Голландии являлись кальвинисты, которые заключали обязательный церковный брак, а религиозные меньшинства - обязательный гражданский брак. Они должны были являться к государственному чиновнику и перед ним заявлять согласие на вступление в брак, которое тут же и записывалось в официальную метрическую книгу.



Наши рекомендации