Евангельское учение о нерасторжимости брака. Развод
Естественной причиной прекращения брака является смерть одного или обоих супругов. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости христианского брака, основываясь на словах Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод, по строгому смыслу евангельского учения, допускался только по вине прелюбодеяния, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Развод разрешался также и в случае оставления супругом - не христианином другого супруга, принявшего христианство.
Православная церковь считает, что нерасторжимость брака есть идеал, но допускает развод как крайнюю меру, как «неизбежное зло», так как человеческая немощь требует снисхождения, люди не смогут соблюдать непосильные требования. Развод всегда рассматривался как серьезный грех, ибо он приносит тяжкие духовные страдания и супругам, по меньшей мере, одному из них, и особенно детям, лишая их семьи. Церковь в некоторых случаях допускает развод, как меньшее зло по сравнению с бόльшим.
Евангельское учение о нерасторжимости брака, о разводе резко противоречило тогдашним обычаям. «Если такова обязанность к жене, - заметили ученики Христа, - то лучше не жениться». У евреев дозволялся односторонний развод мужу, который имел право дать жене разводное письмо при малейшем недовольстве её поведением. В римском праве супруги пользовались почти безграничной свободой развода. Брак расторгался без участия государственной власти путём вручения разводного письма при свидетелях. Развод допускался как по взаимному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению одного из супругов. У древних германцев правом на развод обладал только муж, но не жена.
Христианская церковь в соответствии с евангельским учением потребовала строго соблюдения супружеской верности не только от жены, но и от мужа. По римскому праву только жена обязана была соблюдать верность своему мужу. Прелюбодеяние определялось как половая связь замужней женщины со всяким посторонним мужчиной - женатым или холостым. Связь женатого мужчины с незамужней женщиной (девицей или вдовой) была только безнравственным проступком, блудом. В прелюбодеянии он становился виновным только в том случае, если он вступал в связь с посторонней замужней женщиной.
Церковь, напротив, одинаково обязывала супругов к соблюдению взаимной верности. Под прелюбодеянием понималось половое сношение лица, состоящего в браке с любым третьим лицом, то есть отрицалось понимание прелюбодеяния как на сношение только с замужней женщиной. Такое требование было слишком высоким для общества, поэтому церковь вынуждена была считаться с предписаниями светского права, которое оставалось дохристианским римским правом и лишь постепенно вбирало в себя христианские нормы. Церковь вела непримиримую борьбу с языческими воззрениями на прелюбодеяние.
Христианское учение о нерасторжимости брака по произволу супругов должно было выдержать долгую и упорную борьбу с римским правом с его почти безграничной свободой развода. Христианская церковь, как православная в римско-византийской империи, так и католическая в Западной Европе лишь спустя много времени и после больших усилий смогла провести в юридическую практику свои взгляды на развод как на союз пожизненный и нерасторжимый. При этом христианские конфессии существенно различаются между собой в вопросе о разводе. Католическая церковь совсем не признаёт разводов и допускает только разлучения. Православная церковь признаёт развод как крайнюю меру при наличии уважительных причин. Протестантские вероисповедания признали развод допустимым в довольно широких размерах. Соответственно в странах католических развод запрещается, а в православных и протестантских допускается.
Законодательство христианских императоров о разводе с IV века постепенно проникалось христианскими нравственными принципами о браке и делать попытки к ограничению свободы брачных разводов. С утверждением христианства по праву христианских императоров для развода необходимы были уже законные основания. В 449 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали закон, в котором были подробно указаны причины развода для каждого из супругов, а о разводе по взаимному согласию вовсе не упоминалось. Юстиниан запретил развод по взаимному согласию супругов, без законной на то причины.