Еще одна сторона высшего назначения права
Материалы данной главы подводят нас к еще одной стороне высшего назначения права. Право способно быть не только носителем и проводником высоких рациональных, разумных начал в практической жизни людей, но и одновременно призвано стать прямым выражением, носителем и проводником свободы человека его высокого статуса, созидательной активности, творческого дела. То есть быть правом человека.
Впрочем, приведенное положение ("еще одна сторона") требует известных уточнений.
Ведь правовая материя (как "явление Разума") и так, по самой своей природе характеризуется своего рода целеустремленностью к субъективным правам. И следовательно, тем, что перспектива стать "правом человека" является для юридической системы при соответствующих условиях вполне естественной, логичной, закономерной, в чем-то по мере становления современного гражданского общества – неизбежной.
Вместе с тем указанная перспектива имеет и самостоятельное значение. Она в условиях формирования современного гражданского общества уже напрямую отвечает потребностям социальной жизни и должна становиться реальностью. И значит, должна привести в действие потенциал права, его инструментарий, соответствующие юридические конструкции (принципы) и – что не менее важно – развить и усовершенствовать их, обогатить весь арсенал правовых средств и юридических механизмов новыми элементами, позволяющими решать сложные вопросы жизненной практики.
Ранее, при рассмотрении юридических аспектов прав человека, уже была отмечена необходимость использования таких, в частности, правовых механизмов, как конструкция "абсолютных прав" (при обеспечении свободы слова), или принципа "автоматизма" юридических последствий при наличии определенных фактов (в целях недопущения использования методов войны при решении внутригосударственных проблем).
Инструментальный потенциал права свидетельствует, что нет ни одной сложной проблемы в области прав человека (да и любой иной сложной проблемы современности), которая при достаточном овладении механизмами и правовым инструментарием не могла бы найти достойного решения в соответствии с потребностями гражданского общества и логикой права.
Вот перед нами, казалось бы, безнадежная, нерешаемая ситуация в области электроснабжения в сложной экономической обстановки России 2000—2001 гг. Монопольная организация РАО ЭС ввело в практику порядок отключения от электроснабжения региональных и ведомственных потребителей, задерживающих оплату электроэнергии (которые, в свою очередь, обеспечивают электроснабжение населения, других "конечных" потребителей). И хотя эта практика опирается на положения действующих нормативных документов о взаимных санкциях в случае невыполнения обязательств, само это "отключение" в 2000—2001 гг. приобрело характер одностороннего административного усмотрения, а главное – оно фактически ударяло по "конечным" потребителям – гражданам, в том числе тем, кто аккуратно и полно вносит платежи по электроснабжению региональным и ведомственным потребителям.
И что же? Кроме жалоб в "центр" (центральные ведомства, Правительству, Президенту) да громких заявлений – безусловно, справедливых – о "грубых нарушениях прав человека", какой-либо иной реакции на подобную практику не последовало.
Между тем суть проблемы состоит как раз в том, чтобы ввести в действие комплекс правовых механизмов (цепочки отработанных юридических конструкций), которые обеспечили бы и надлежащую оплату электроснабжения, и применение взаимных санкций, и исключение потерь, которые несли бы граждане, исправно выполняющие свои обязательства. Нет слов, здесь – сложные вопросы юридико-конструктивного характера. И потому по этим вопросам нужна углубленная специальная проработка и, возможно, как и в любом конструкторском деле, оригинальные решения (например, есть основания рассматривать электроэнергию в отношении жизнедеятельности граждан в качестве своего рода "публичного объекта" со строгим юридическим режимом, не допускающим какие-либо односторонние действия).
Но принципиально важно то, что все эти вопросы при использовании потенциала науки и надлежащих усилиях специалистов могут получить удовлетворительное решение. И значит – получит решение сложная социальная проблема нашей действительности.
А если попытаться обозначить один из существенных итоговых пунктов изложенному в этой и предшествующей главах, то закономерен вывод о том, что в составе существующих человеческих знаний есть наука правоведение, содержащая такой значительный, пожалуй, поистине гигантский интеллектуальный капитал прикладного характера, который уже сейчас (и тем более в перспективе, при углублении научных знаний, дальнейшей отработки, наладки юридических механизмов) может быть поставлен на службу решения сложных проблем современности. Причем именно в том направлении, которое строго соответствует требованиям Времени – перспективам развития цивилизации, всему тому, что относится к жизни и судьбе людей в современную эпоху.
Глава десятая Право в жизни и судьбе людей
Уникальные функции
Право в своем "высшем назначении" – это цель наиболее высокой ступени сообщества людей – гражданского общества. Общества, в центре которого – человек с высоким достоинством и неотъемлемыми правами'.
Именно здесь, в гражданском обществе, право в полной мере раскрывает свои уникальные социальные возможности (способности) и, следовательно, при их практической реализации – уникальные, не имеющие альтернатив функции.
Таких функций у права в обществе, находящемся в гражданском состоянии, три. Это:
во-первых, право способно и призвано быть носителем и гарантом свободы человека в оптимальных разумных формах. Иного института регуляции, кроме права, способного по максимуму выразить, закрепить, гарантировать и тем самым обеспечить в соответствии с высокими требованиями цивилизации реальность индивидуальной свободы каждого человека (да притом – в гармонии с такими же правами всех других людей) в жизни общества, не существует. Ни морали, ни корпоративным нормам, ни обычаям и традициям, никаким иным способам социальной регуляции осуществление такой задачи "не дано" – не под силу, не это их предназначение;
во-вторых, назначение права, определив условия и границы свободы человека, отсечь от нее "явления зла и несчастья" —- вольницы, злоупотреблений, преступлений во всех их разновидностях. И дело не только в том, что в праве заложена потенция противостоять произволу, насилию, и вместе с тем юридический инструментарий создает надлежащие цивилизационные условия и возможности для профилактической и карательной деятельности правоохранительных государственных органов, оформляют эту деятельность с максимальным учетом прав людей, но и в значении самой формы (права как формы) которая, по словам М. Мамардашвили, не содержит в себе "оснований зла и несчастья"1;
в-третьих (пункт, к которому хотелось бы привлечь внимание), право оказывается способным – и это тоже качество уникального порядка – переводить "свободу вообще" в деловую активность, в творчество, в созидательное дело. Сами по себе правовые институты собственности, контрактного права, возмещения причиненного вреда, компенсаций и многих других (в силу конструктивной расстановки прав, обязанностей, ответственности), втягивая людей при оформлении и реализации тех или иных отношений в соответствующие юридические конструкции, тем самым вводят их в такие социальные структуры, где оптимальным вариантом поведения является созидательная деятельность по достижению позитивного результата.
2. Есть доказательство!
Существуют достаточные основания полагать, что события второй половины XX в., происшедшие в демократических странах после окончания Второй мировой войны, дают убедительное доказательство могущества современного права – права человека! – в решении сложнейших проблем экономического и социального развития.
Во второй половине XIX – начале XX в. в условиях продолжающегося процесса перехода человечества к цивилизациям последовательно демократического, либерального типа, все более стали проявляться пороки, изъяны промышленного капитализма, базирующегося на экономической свободе по нравам "вольницы".
В этой связи человечество в конце XIX – в первые же десятилетия XX в. оказалось перед вызовом времени. Этот вызов во всей своей жуткой наготе выступил в виде кровавой бойни Первой мировой войны, Великой депрессии начала 1930-х гг., подведшей человеческое общество к черте тотального разрушения цивилизации, ее ценностей, разложения культуры и морали. Обанкротились и те течения общественной жизни, которые в представлении немалого числа людей, казалось бы, давали ответ на вызов времени, – коммунистический строй и фашистские режимы. Напротив, тот и другой варианты общественного развития, при всем их действительном и кажущемся различии, породив и поддерживая некоторые процессы модернизации, а еще более видимость благополучия и даже иллюзию будто бы близкого "грандиозного будущего", обернулись на деле порядками диктатуры, беззакония и мракобесия. Режимом рабства и истребления целых народов, наций – по идеологии и практике фашизма.
И уж совсем похоронным маршем общественному прогрессу стала новая мировая бойня 1939—1945 гг., по сути – кровавая схватка фанатичных идей, безумия вооруженного насилия, принявшая невиданный в истории истребительный характер. В согласии с логикой Истории эта новая мировая бойня завершилась в 1945 г. разгромом цитадели насилия и истребления народов, наций – фашизма. В какой-то мере оказалась подорванной и коммунистическая идеология, так как борьба Советского Союза с фашистской Германией, сыгравшей в разгроме фашизма решающую роль, проходила в союзе с демократическими странами под общими лозунгами "свободы" и "демократии".
Но в целом все же многие регионы нашей планеты после Второй мировой войны оказались в состоянии разрухи, тотального экономического упадка, морального падения.
И вдруг спустя одно-два десятилетия после окончания разрушительной Второй мировой войны в ряде демократических стран (притом оказавшихся "полем" наиболее обширных разрушений, и прежде всего стран, сбросивших иго фашистских диктатур, – таких как Германия, Италия, Испания) началось стремительное возрождение, быстрое восстановление экономики, переход ее на постиндустриальную стадию, на стадию устойчивого экономического и социального развития. Как так? В чем дело? Каковы причины этого поразительного феномена?
Конечно, одна из причин – это то, что еще в предвоенные годы, во время войны начал набирать силу, а в 1950—1960 гг. ворвался в жизнь общества многих стран могучий поток научно-технической мысли, открытий, изобретательских свершений во всех сферах техники и передовой технологии, охватывающих источники энергии, материалы, машинную технику, электронику и т. д., а главное – информатику, управленческое дело. И это стало существенным фактором резкого повышения производительности труда, экономии энергии и материалов, быстрой и плодотворной "товарной отдачи" от производительной активности, предприимчивости, творчества.
Но спрашивается – каковы все же основания для этой производительной активности, предприимчивости, творчества?
И вот здесь, на мой взгляд, в условиях утверждающегося современного гражданского общества, его ценностей, идеалов и проявило свою творческую энергию право, которое как раз в 1950—1960 гг. стало все более утверждаться в качестве права человека. То есть права, благодаря которому в центре жизни общества становится человек – творец и созидатель, гражданин, личность с высоким статусом, достоинством и неотъемлемыми правами.
Вот и совпали, совместились – как это, к счастью, нередко происходит в Истории – два, казалось бы, довольно отдаленных друг от друга процесса в жизни общества – фантастический взлет научно-технического прогресса со всеми вытекающими из него поразительными экономико-социальными последствиями, и одновременно – развитие культуры прав человека.
Получилось, стало быть, что ключевыми, поворотными для права в середине и во второй половине XX в. оказались события 1950—1960 гг., явившиеся как результатом общего постиндустриального прогресса общества (и в чем-то, увы, прогрессом в связи с "требованиями истребительной войны"), так и процессом утверждения гуманистических ценностей, своего рода правовой реакцией на кровавый кошмар фашистского и сталинского тоталитаризма.
И главное здесь – то, что культура прав человека в том виде, в каком она стала выстраиваться в 1950– 1960 гг., резко возвысила, придала новое высокое качество юридически защищенному статусу человека, сообщила прочность и надежность его "суверенности", самостоятельности и независимости, уверенность во всех сторонах его активного творческого поведения, персональную ответственность за него. В том числе поведения в сфере современного "рынка", основанного на риске и персональной ответственности человека за результаты его деятельности.
Выходит, в действительности передовую экономическую и социальную значимость имеет не "просто рынок", а рынок, развивающийся на основе научно-технического прогресса, в условиях утверждающегося современного гражданского общества и потому – облагороженный современным правом, единым с культурой прав человека (когда корректнее утверждать не о "рыночной экономике", а о частноправовой организации народного хозяйства, о чем еще в начале XX в. говорил замечательный русский правовед-мыслитель И. А. Покровский).
Благодаря "такому" праву экономическая свобода (свобода защищенной, уверенной, ориентированной на право личности) не соскальзывает по некому общему бесовскому проклятию в базарно-разбойничью вольницу, а в полной мере оказывается способной раскрыть природные творческие силы человека, его производительную активность, нацеленность на напряжение сил и ума, его нацеленность идти на риск во имя экономического успеха, его персональную ответственность за результаты собственного дела1.
Убежище
Не хотелось бы, продолжая рассмотрение права в современную эпоху, приводить в данном месте иные свидетельства его роли в жизни и судьбе людей. Думается, приведенное доказательство" является уже достаточным для того, чтобы перейти к принципиальной стороне проблемы, связанной с парадоксами либерального развития.
Но один пункт, хотя бы в самом кратком виде, нужно все же обозначить. Тем более, что он сопряжен с широко распространенными и по ряду позиций вполне обоснованными представлениями о праве как явлении из области криминальных проблем. Это то, что именно право даже в условиях сложившегося гражданского общества (и тем более --в сложной обстановке его формирования) является убежищем для человека.
Слова об "убежище" представляют собой своего рода "знак" служения права конкретному человеку в его сложной, полной превратностей и бед жизни. В том числе – защиты от бед, проистекающих от его же, человека, творения, призванного по своей глубокой сути быть стражем людских интересов, – государства, самой мощной в обществе силы. Ибо именно государственная власть нередко вопреки своему истинному предназначению обрушивает на человека самую страшную, неотвратимую беду – государственный произвол, своеволие, порядки расправ, бесчинства чиновников1.
А вот в условиях развитой юридической системы гражданского общества человек именно в праве (притом, конечно же, в праве человека) может найти —коль скоро такое право действительно утвердиться в обществе – надежное "убежище" от социальных невзгод, от насилия и произвола, в том числе самого страшного – государственного насилия и произвола.
О рассматриваемой стороне гражданского предназначения права с ударением приходится говорить потому, что в современных условиях "жесткие" и "решительные" акции государственных инстанций (фактически приводящие к произволу, нарушениям прав человека) подчас обосновываются необходимостью обеспечения в обществе дисциплины и порядка, освещены святым делом – борьбой с преступностью, особенно – в ее наиболее злостных и коварных разновидностях, с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом.
Да, юридические институты призваны создавать надлежащие, благоприятные условия для профилактической и карательной деятельности правоохранительных государственных органов. Но не меньшая их миссия – обеспечивать эту деятельность с максимальным учетом прав людей. И в этой связи – создавать такие гарантии прав человека (в том числе – подозреваемых в преступлениях, подследственных, подсудимых), которые бы позволяли любому лицу "спрятаться" от произвола, найти именно в праве "охранителя" и "защитника", быть уверенным в том, что при -любом повороте событий (даже при признании его виновным в судебном порядке) он будет защищен от расправы, других проявлений произвола. Вот и получается, что право человека самой системой правосудия, строгих процессуальных процедур, недопустимости применения вне этого государственного принуждения, порядком опротестования и обжалований, презумпцией невиновности и других развитых и отработанных юридических форм и конструкций призвано создать барьер непробиваемой защиты, огражденности человека от насилия и произвола. А с учетом неотделимой от истинного права социальной солидарности – защиты от превратностей судьбы обездоленного
человека.
Думается, наряду с впечатляющей ролью права в сфере современной экономики именно характеристика развитых юридических систем как надежного "убежища для человека" является – как показывает практика передовых демократических стран – важнейшим показателем достигнутой ими ступени цивилизационного развития.
Негативы либерализма
Уготованная Историей миссия права в современную эпоху и те впечатляющие рубежи, которых оно уже достигло в нынешнее время, сталкиваются с иными, противостоящими им реалиями, тенденциями и направлениями в общественной жизни. Эти реалии и тенденции в ряде случаев оказываются настолько значительными что они таят в себе опасность грозных последствий – тяжкой беды для людей, для самой, казалось бы вполне благополучной, оптимистичной перспективы' современного общественного развития. Да не только опасность - - но и уже саму беду, ее очевидные знаки приметы> тяжкие проявления.
В этой связи -- замечание более общего характера о чем под несколько иным углом зрения уже говорилось просвещении прав человека.
Было бы ошибочным рассматривать переход человечества от традиционных к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям в качестве некоего общего и непрерывного потока позитивных переосложняемого лишь некоторыми "издержками".
мен,
Действительные процессы, происходящие в современном мире> намного сложнее. Исторически закономерный переход тех или иных стран, народов к демократии к правовому гражданскому обществу не только носит исторически длительный, порой многовековой характер, но и в этой связи характеризуется тем, что в реальной жизни сохраняются, а порой вновь и вновь реанимируются, утверждают свою жизнестойкость, адекватность реально существующим экономическим, социальным, этическим отношениям социальные структуры и порядки, характерные для традиционных цивилизаций. В ряде случаев – рудименты весьма древних эпох феодального или раннекапиталистического строя, да притом нередко в таких своеобразных социальных и политических вариантах авторитарного или тоталитарного типов, когда они прикрываются внешне современными, казалось бы, передовыми юридическими институтами.
И вот здесь (после позитивных оценок экономического, социального и правового развития, происходящего в современную эпоху) пора сказать о сложности, противоречивости самого процесса перехода человечества к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям, о наличии в этом процессе "теневых" сторон, условий и факторов, которые могут привести к новым трудностям и бедам, – того, что условно можно назвать "негативами либерализма", его побочными продуктами.
Суть вопроса тут вот в чем. Наряду с тем поистине великим, порой фантастически грандиозным, что принесла новая эпоха, раскрепостив человеческую активность и силу Разума (и что стало основой взрывной модернизации общества), эта же эпоха породила – пусть и в виде возможности, потенции, но все же породила – явления негативного характера. Это и восприятие людьми свободы как состояния вольницы, и настрой на несвязанность поведения внешними ограничителями, и неодолимая тяга ко все более изощренному ненасытному потребительству, и новый всплеск магии власти, и простор для вспышек этнических и сепаратистских страстей.
Отсюда – нарастающие стремления овладеть путем насилия собственностью и властью. Нередко – так, что архаичные, тиранические институты оказываются "зараженными" все новыми соблазнами, порывами к достижению все более и более изощренных благ современного потребительского общества (нередко переходящими грань морали, да и простого здравого смысла, здорового образа жизни). И тут же – разочарования в институтах политической демократии, парламентаризма, системы свободных выборов, при помощи которых (а чаще – под прикрытием которых) в ряде стран устанавливаются диктаторские, тиранические режимы власти, поддерживаются авторитарные политические структуры. Словом, в мире заговорили (по выражению одного из современных мыслителей) о грядущей анархии.
Особо сложными и трагичными эти обстоятельства дали о себе знать в тех странах, в которых радикальные силы вознамерились в ускоренных темпах перескочить из одной крайности в другую – от тоталитарного строя (да к тому же – азиатско-византийского образца) к благоденствующему обществу с развитой рыночной экономикой. Что, увы, в силу ряда причин и произошло в России, когда в тяжелейшей схватке за власть в 1991—1992 гг. был взят курс на "кардинальные рыночные реформы".
Думается, именно с позиций реальных процессов, связанных с переходом права в новое состояние и с "негативами либерализма", и следует рассматривать одну из ключевых и сложнейших проблем нынешнего времени – проблему путей и способов преодоления трудностей и бед, с которыми встретилось человечество в современную эпоху.
К сожалению, в обстановке усиливающейся остроты этих "проблем эпохи" в практических делах ряда стран и в общественном мнении возрождается былой расчет на власть как таковую, ее силу – силу бюрократического, полицейского аппарата, вооруженных сил, всей системы силовых ведомств и спецслужб. И отсюда – известное возвеличивание власти как первостепенной социальной ценности (когда во имя дела, его успеха, во имя экономических и политических расчетов можно пренебречь иными "формальностями", правами некой "отдельной личности"). Именно с властью, с ее сильными и решительными акциями связываются в представлениях многих людей решение острых проблем нашей действительности, сам образ "крепкой государственности"1 . В особенности в странах (таких, как Россия), где стремление в быстрых темпах достигнуть "капиталистического рая", а затем и преодоление новых трудностей и бед, порожденных "кардинальными реформами", стало чуть ли не всеми реформаторами, объявившими себя "либералами", сопрягаться с властью авторитарного, пиночетовского типа. Линия тем более объяснимая, что она один в один согласуется с укоренившимися в обществе царистскими и большевистскими нравами и догмами.
В этом отношении происходит даже своеобразная реанимация взглядов и убеждений из прошлых времен, из идеологии тоталитарных режимов, далеких от ценностей и идеалов демократического развития и верховенства гуманистического права, но таких, которые создают впечатление о легкости и быстроте достижения некоего желанного образца – безупречного "порядка и дисциплины". Или же – что не менее страшно и пагубно – быстрого формирования рыночной экономики "по-пиночетовски", силовыми методами.
Да, нынешнее состояние общества, да и общие требования демократического развития, нуждаются в надежной, эффективной государственности. Крепкая, эффективная государственность необходима и при переходе от тоталитарного строя к строю современного гражданского общества. Необходима, в том числе и для обеспечения функционирования действенной юридической системы, включая решительную борьбу с насилием, преступностью, особенно организованной преступностью, мафией, коррупцией, терроризмом.
Вместе с тем нужно отдавать ясный отчет в том, что само по себе разбухание и возвеличивание власти как таковой, ее выходы за рамки социально оправданного порога, а тем более "вторжение власти" в экономическую и социальную жизнь возвращает общество к пройденным фазам развития, к общественным порядкам, построенным на доминировании власти с ее пороками и коварством, и отсюда – со всеми отрицательными последствиями для общественного развития, прогресса общества, его будущего, судьбы. И что это направление социального развития (наиболее остро и зловеще проявившееся как раз в коммунизме и фашистских режимах) противоречит общим тенденциям развития человеческой цивилизации, необходимости модернизации общества на основе демократии, переходу в ходе этого процесса социальных систем к правовому гражданскому обществу.
5. Основная идея. "Умерение" свободы через свободу же!
Как же быть?
И вот здесь, отдавая отчет в губительности легких быстрых решений, необходимо обратиться к праву, к пониманию его природы, особенностей и логики его "материи", его богатству юридико-конструктивного порядка, его уникальных функций и возможностей в решении острых жизненных проблем. И в этой связи – видеть драматизм современного социального развития, основанного на либеральных ценностях и идеалах – свободе и творческой активности человека, когда наряду с потрясающими по грандиозности результатами такого развития нарастающие беды и трудности нынешней эпохи сопряжены с упомянутыми ранее "негативами либерализма" (и увы, с реанимацией расчетов на "сильную власть").
И вот главный вы вод из всего предшествующего изложения. Основная идея этой работы.
У человечества нет иного пути и иного способа решения глобальных проблем и трудностей, грозящих тяжкими последствиями для человеческого рода, как поставить в самый центр жизни людей современное право.
Только оно, право, способно противостоять вполне возможной катастрофе, которая грозит человечеству в обстановке "грядущей анархии", "вольницы" ненасытного и изощренного потребительства, притом, увы, в условиях, казалось бы, близкого всеобщего процветания.
И если принять во внимание изложенные ранее данные, ясен ответ на вопрос, возникающий в связи с приведенными утверждениями, – почему?
Да по той простой причине, что именно праву (именно праву, и никакому иному социальному институту) "дано" быть "умерителем" свободы человека – гарантированным ее носителем, определителем ее границ, а главное – способом ее переключения в творческую, созидательную активность. Иного пути и иного способа упорядочить свободу, отсекая от нее "негативы либерализма", – "умерить" и упорядочить через свободу
же\– в природе, в арсенале социальной действительности просто нет. А право в высших своих значениях как будто бы специально (а быть может и не "как будто"), представляя собой явление Разума и высоких человеческих начал, приспособлено для решения задач того как раз времени, когда реализуются ценности и идеалы Свободы и когда, увы, появляются на свет и грозят людям тяжкими последствиями "негативы либерализма" и настроений вновь опереться на "сильную власть".
С этой точки зрения именно сейчас, в обстановке только-только наступившего нового тысячелетия, во многом решается судьба человечества. Прежде всего, надо полагать, решается коренной вопрос: возобладает ли в схватке между насилием и правом указанная ранее линия на возвышение правовых начал в жизни людей, и право в своих высоких значениях – в современных условиях право человека – займет центральное место в жизни общества. Или же произойдет трагический для человечества поворот назад – к порядкам права силы, к нравам (по-византийски или как-то иначе изощренно приукрашиваемым благообразными лозунгами и формулами) произвола, насилия.
Создается впечатление, что Провидение на самом рубеже нового тысячелетия решило, скажу жестко и грубо, ткнуть нас носом в такую тяжкую прозу жизни, которую мы в череде обыденных дел не видим (а если видим, то главным образом в скандальных подробностях и в заидеологизированных политических штампах), но в которой, однако, отчетливо просматривается наиболее глубокое и основательное в нашей жизни – трудное, порой драматическое, не во всем еще утвердившееся становление основополагающих ценностей современной цивилизации, связанных, помимо всего иного, с противостоянием между правом и насилием. И по конечным итогам будем верить (на мой взгляд, верить и знать) в то, что именно право окажется в центре жизни людей.
Нужно только само "право" понимать в том высоком значении, которое оно приобретает – сообразно объективным процессам действительности и с достижениями науки – в современных условиях, в новом, третьем тысячелетии христианской эры. Что, помимо всего иного, призвано настроить и современную науку, в том числе в практических сторонах ее служения действительности, когда отработка совершенных юридических конструкций, реализующих высшее назначение права, займет – непременно займет! – столь же значимое место, как и конструирование новых поколений ЭВМ, выработка конструктивных схем биотехники и конструкторские решения в области ракетной техники.
Право нового тысячелетия
Право третьего тысячелетия может быть названо правом цивилизованных народов.
Эти слова (право цивилизованных народов) еще в первой половине прошлого века прозвучали в одной из работ немецкого правоведа, специалиста по цивилистике и сравнительному правоведению, в сущности, нашего современника – Эрнста Рабеля. Приведу их (оборванные в конце фразы многоточием) в одном из оригинальных переводов с немецкого1: "Переливающиеся многоцветием под лучами солнца и трепещущие от дуновения ветра живые организмы права цивилизованных народов составляют вместе единое целое..."1
По первым впечатлениям, как будто бы – фраза как фраза, некая, пожалуй, даже нарочитая красивость. Я же смею утверждать, что перед нами – одна из самых основательных характеристик права в современную эпоху.
Конечно, выражение "право цивилизованных народов" – условное, с некоторым даже этически небесспорным, проблемным акцентом (потому и поставленное в кавычки). Но оно все же с необходимой определенностью обозначает особенности ныне существующих юридических систем, которые уже состоялись как "демократические" и "правовые". Притом – состоялись в качестве реально высокозначимого звена современного гражданского общества2.
Три момента в таком понимании "права цивилизованных народов" с юридической стороны являются наиболее существенными.
Первое – это то, что в них уже состоялась или, во всяком случае, с достаточной строгостью определилась перенастройка юридической системы в соответствии с началами права человека. Состоялась или определилась не в декларациях, лозунгах, объявленных намерениях, а на деле, в самом "живом организме права , т. е. в действующих юридических механизмах, принципах, нормах, в конечном итоге – в решениях судов, иных юрисдикционных органов по конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, "право цивилизованных народов" – это по своей общей социальной характеристике последовательно гуманистическое право (в том значении понятия гуманистическое, когда оно означает приоритет и высшую юридическую значимость неотъемлемых прав и свобод человека).
Такое значение, по всем данным, имеют решения судебных инстанций Великобритании в 1998—1999 гг. по делу Пиночета (а теперь, в 2000—2001 гг., также и Верховного Суда Чили), аналогичные по значимости решения Конституционного Суда и других высших судебных инстанций Германии. Как отмечается в литературе по сравнительному правоведению, в Германии вообще указанное понимание права связывается не только с правонарушениями; оно касается права в целом, распространяется и на частное право. Так, "в решениях Верховного федерального суда... развивается принцип посильного возмещения ущерба в случае нарушения основных прав человека". Примечательно (и это в полной мере согласуется с идеей права цивилизованных народов), что "этот принцип Верховный федеральный суд (Германии. – С. А.) защищал ссылкой на то, что (дальше приводится выдержка из решения суда. – С. А.) "почти во всех правовых системах, в которых, как и в нашей, ценности отдельной личности отводится центральное место, возмещение морального ущерба за оскорбление и унижение, физическое и моральное, признается в качестве гражданско-правовой санкции"1. Вот и сейчас, в наши дни, судебные и иные государственные инстанции Германии с опорой на требования права человека решают правовую ситуацию, связанную с компенсациями за рабский труд, использованный немецкими фирмами и иными организациями при фашистском режиме.
Второе, что характеризует "право цивилизованных народов" с юридической стороны, – это центральное положение права как регулятора в обществе.
Центральное – и с точки зрения признания общезначимости права во всем обществе, во всем "народе" (когда только и возможно говорить о "праве народа" или "народов"). И одновременно центральное – с точки зрения положения права во всем комплексе институтов и средств социальной регуляции. Прежде всего (и притом с атрибутами – "абсолютно", "безусловно") – в сфере принуждения, особенно государственного, которое в гражданском обществе в условиях демократического режима должно выступать исключительно в виде правового принуждения, со всеми присущими ему характеристиками – ответственностью за персональную вину, на единых для всех субъектов юридических основаниях, реализуемой только в строгих процессуальных процедурах и т. д. Здесь требуется такая отработанность и главное – такое состояние действующих юридических форм и конструкций, которые исключают из жизни общества произвол, и в особенности насилие, не допуская ни под каким видом и предлогом легализацию и использование насилия для решения жизненных проблем, в том числе и применение методов войны с использованием регулярной армии и ее тяжелой техники для решения внутригосударственных дел, конфликтов (за исключением, понятно, пресекательных и оперативных полицейских действий и военных действий в действительных ситуациях войны; и там и здесь, впрочем, жестко "обставленных" законодательными ограничениями и процедурами).
Третье, характеризующее современное право, это концентрация в юридических системах развитых демократических стран оптимальных юридических средств