Проблемы (продолжение; юридический аспект)
Отмечая только что названные (и кратко рассмотренные) проблемы прав человека, не упустим из поля зрения то обстоятельство, что решающее значение по вопросам прав человека имеет их юридический аспект. И в этой связи – понимание того, что все они так и останутся острыми и нерешенными вопросами современности до тех пор, пока не будут выработаны оптимальные варианты их решения, которые неизбежно, могу заверить, "выйдут" на право. То есть пока они не воплотятся в праве человека, содержащем отработанные юридические конструкции и принципы, способные, фактически, на деле реализовать при помощи юридических механизмов высокие гуманитарные ценности и идеалы.
Что это за юридические конструкции и принципы?
К счастью, многие из них (во всяком случае, по своим основам, "классическим" построениям) уже выработаны за многовековую историю юриспруденции, стали достоянием юридической культуры. Другие – нуждаются в модификации, развитии, выработке новых компонентов, соответствующих требования надлежащего юридического обеспечения прав человека.
Так, при решении вопросов, связанных с юридическим обеспечением свободы слова, была бы оправданной проработка возможности использования таких юридических конструкций и принципов, которые построены на признании абсолютного характера (по существующим юридическим определениям или с известными элементами ни! §епеп5) субъективного права, выражающего и гарантирующего свободу слова. И стало быть, такого построения, допустим, права по лицензии на телевещание, в соответствии с которым "продолжение" этого права на то или иное время носит автоматический характер (и соответственно – лишение этого права может производится только в судебном порядке по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных в законе).
Аналогичные соображения можно высказать и по другой острой проблеме – исключения самой возможности "уничтожения" людей без суда и действия всего комплекса процессуальных процедур, неизбежно наступающей в результате использования методов войны при решении внутригосударственных проблем.
Такого социального результата можно достигнуть не только путем введения соответствующих конституционных запретов (запрет на использовании регулярных вооруженных сил при решении внутригосударственных проблем предусматривался в первых вариантах проекта российской конституции), но одновременно путем установления юридически отработанного порядка использования регулярных вооруженных сил внутри страны. Порядка, при котором подобное использование армии допускается лишь по основаниям, строго определенным законом в исчерпывающем перечне, с констатации их наличия в правосудном порядке, что и должно в автоматическом режиме открывать или не открывать по данным акциям бюджетное финансирование (постановка вопроса о выработке и введении подобных законодательных установлений выдвигалось в печати еще в обстановке первой чеченской войны 1994—1996 гг.).
Вопросы глобализации
Одна из фундаментальных задач нынешнего времени (особенно для стран, освобождающихся из-под ига тоталитарных режимов и проходящих в таком многосложном процессе ряд "промежуточных стадий") – это перейти от общих деклараций и славословий по правам человека к реальному делу.
Условия, пути и способы решения возникающих здесь проблем, направленных на превращение в жизненную реальность современной культуры прав человека, многообразны. Они сопряжены со степенью утверждения в обществе начал последовательно демократической, либеральной цивилизации, институтов современного гражданского общества, природой, характером и честностью политической власти, деятельностью общественных правозащитных организаций, реальным делом и мужеством действительных подвижников правозащитного дела, со многими другими реалиями и факторами нашего сегодняшнего бытия.
Но быть может, среди этих различных условий, путей и способов есть ключевое звено?
Да, есть такой центральный пункт. Это в пределах юридических систем отдельных стран – такое юридическое возвышение прав человека, когда они обретают качество объективного права, а в отношении права в целом (права под углом зрения всего комплекса ныне существующих юридических систем) -- приобретение правом человека глобального значения.
Суть дела в том, что право – явление универсальное, общечеловеческое. А в этой связи и в том еще, что реализация ценностей и идеалов права (и прежде всего – тех, которые относятся к правам человека) должна не только получать фактическую жизнь через институты и механизмы объективного права данного государства, но и, по всем данным, реализоваться в мировом сообществе – в международном праве, в самом законосообразном порядке внешних связей государств, а главное – в состоянии и в "настроенности" права, характерном для мирового сообщества. Процесс, который сообразно аналогичным явлениям в экономике и политике в настоящее время определяется в качестве феномена глобализации.
Вопросы глобализации обычно рассматриваются в отношении экономики, информационной сферы, культуры, досуга и т. д. Здесь они сопряжены с трудными проблемами, вызывают разноплановые оценки. Особо острые в отношении экономически отсталых стран и регионов, где процессы глобализации, при всей их неодолимости и позитивных сторонах, подчас прикрывают господствующие статус и интересы наиболее могущественных государств, деятельность транснациональных структур, их претензии на расширяющееся господство.
Но вот в области права процесс глобализации наиболее примечателен, а быть может, и наиболее принципиально важен, конструктивен. Причем речь идет не о праве "вообще" и тем более не праве сильного, с другой стороны, не о системах национального права в той их части, которые затрагивают отношения и факторы национальной культуры и истории (в частности, семейные и близкие к ним отношения). Речь идет именно о праве человека.
Каковы доводы, обосновывающие это положение?
Главный из них заключается не только в том, что именно от права (права человека!) решающим образом зависит реализация и других процессов глобализации в их позитивном значении, но и в том, что право – это по самой своей природе, как уже упомянуто, универсальный институт в жизни людей на нашей планете. А общезначимым, всецивилизационным звеном этой универсальности являются как раз общепризнанные, фундаментальные права человека.
Вполне понятно поэтому, что в странах, особенно тех, которые только вступили на путь формирования права современного гражданского общества (и тем более – в экономически отсталых странах), опорными точками для такого правового развития должны стать как внутренние, существующие в данном обществе условия и импульсы, так и те планка и порог правовых ценностей, которые должны быть непреложными для человеческого сообщества на современной стадии развития цивилизации, и в этом отношении ценности права человека.
Весьма важно, что в этой области постепенно обозначается и такая сторона формирующегося мирового правопонимания, в соответствии с которой также и национальные правовые системы призваны действовать сообразно современным правовым ценностям.
Здесь прежде всего имеются в виду события 1998– 2000 гг. по делу Пиночета, бывшего чилийского диктатора. Генерал Пиночет, глава военной хунты, совершившей в начале 1970-х гг. государственный переворот и учредившей затем репрессивный режим в Чили, был в 1998 г. во время частной поездки задержан в Великобритании по обвинению, представленному Испанией, в преступлениях против человечности.
В то время, когда пишутся эти строки, казалось бы, все точки над "и" в этом деле уже поставлены. Пиночет в связи с состоянием здоровья по сугубо гуманным соображениям не выдан Испании, а получил возможность вернуться и некоторое время тому назад вернулся в Чили.
Но как бы то ни было, главное, что имеет принципиальное значение для права на рубеже нового, третьего тысячелетия христианской эры, уже произошло. Это главное заключается в том, что нарушение прав человека в любой стране получает оценку в качестве деликта надгосударственного порядка. А это значит, что права человека становятся действующим правом в глобальном отношении – на "наднациональном" уровнем. И что следовательно, права человека обладают, скажем так, универсальной юридической силой. И главное – в соответствии с приоритетом международного права каждая национальная юридическая система призвана строится сообразно принципам и критериям права человека.
Приведенные положения получают новое подкрепление в связи с тем, что в 2000—2001 гг. судебные инстанции Чили лишили Пиночета парламентской неприкосновенности и привлекают бывшего диктатора к юридической ответственности (именно в связи с нарушениями прав человека возглавляемой генералом военной хунты, притом более чем десятилетней давности). Значит, и на уровне национальной юрисдикции идея верховенства прав человека, притом в отношении ответственности недавнего политического лидера, становится ведущим правовым началом демократического общества, согласующимся с универсальным, надгосударственным значением общепризнанных прав человека.
Тут нужны еще вот какие дополнительные пояснения. В мировой юридической практике и до дела Пиночета права человека уже начали получать признание в качестве непосредственно действующих, обладающих прямой юридической силой, независимо от установлений той или иной национальной юридической системы. Еще в 1996 г. судебные инстанции Германии посчитали возможным на основании положений о правах человека привлечение к ответственности деятелей "другого", притом уже не существующего государства – бывших деятелей ГДР за действия, которые они совершали по существовавшему в свое время (но к рассмотрению юридического дела утратившему силу) "социалистическому законодательству".
Здесь же, в Великобритании, при рассмотрении дела Пиночета, такого рода линия не только получила завершение в виде признания глобального, надгосударственного юридического статуса прав человека, но и в соответствии со спецификой общего, прецедентного права нашла отражение в самом содержании действующей юридической системы. Ибо (сторона проблемы специального характера, не всегда принимаемая в расчет) право Великобритании характеризуется как раз тем, что в нем как в системе общего прецедентного права, демократические правовые ценности и идеалы не просто учреждаются декларациями "сверху" (что во многих случаях на долгое время оставляет их сугубо "бумажными" или даже пропагандистскими формулами), а формируются и утверждаются в самом процессе решения юридических дел, судом, судебной практикой и по своим результатам прямо "входят" в действующую юридическую систему, а отсюда и в практику правовой и политической жизни.
Есть весомые основания полагать, что перед нами – самое значительное явление в процессе преобразования (точнее – перенастройки) права в соответствии с требованиями современного гражданского общества. Сейчас, на рубеже нового тысячелетия, при всей значительности самого этого качественного перелома в мире права, мы пока находимся в первых фазах указанного процесса. Сам переход человечества к цивилизациям последовательно демократического, либерального типа происходит в ходе сложнейших столкновений, противоречий, переплетения разнообразных факторов, социальных сил, исторических зигзагов. И это, конечно же, накладывает свою печать на правовое развитие, нередко резко осложняет, деформирует его. Но принципиально важно, что "рубикон" здесь пройден, сам этот "качественный перелом" в мире права определился с должной строгостью, а главное – уже реально происходит.
В настоящее время, надо думать, все более важное значение приобретает отработка соответствующих юридических механизмов, всего правового инструментария – и сообразно инструментально-математическому пониманию права, и в соответствии с идеалами и критериями права человека. И хотя здесь перед нами – многотрудная работа, которая, по всем данным, потребует долгих лет упорного труда, уже сейчас просматриваются определенные элементы такого рода юридических механизмов, складывающихся в данной сфере юридических конструкций.
Эти элементы подтверждают общезначимость общих принципов права (таких как "абсолютность" соответствующих требований, "автоматизм" наступления правовых последствий). И вместе с тем в данной сфере очевидны перспективы дальнейшего углубленного исследования права как под углом зрения его гуманитарного содержания, так и с инструментально-математических позиций, отработки и совершенствования юридического инструментария, юридических конструкций, специфических правовых идей и принципов.