Правоведение в структуре права
Распространенные в нынешнюю пору характеристики правоведения нуждаются в принципиальной переоценке.
Прежде всего, вопреки расхожим представлениям, юридическая наука, связанная с практической юриспруденцией, – юридический позитивизм (юридический догматизм) – это не описательная дисциплина "низшего сорта", а полновесная отрасль научных знаний, ничуть не уступающая в данной плоскости общепризнанным по высокому статусу техническим наукам. Она наряду с иными задачами решает коренную задачу в области права – отработку оптимальных правовых средств и, что особо существенно, – юридических конструкций, специальных правовых принципов, от уровня которых (прежде всего – уровня выраженных в них рациональных, разумных начал) решающим образом зависит надлежащее функционирование, да и само существование современного гражданского общества.
Наиболее яркий, выразительный феномен, демонстрирующий влияние юридической науки на мир права, проявился в тех вариантах исторического государственного и правового развития, когда в области юриспруденции решающее значение приобретали практикующие юристы, образующие влиятельные слои общества, особые сословия.
Именно с такими направлениями государственного и правового развития, вызвавшего формирование влиятельного сословия правоведов-практиков, во многом связано само "появление на свет" общего, прецедентного права. Прежде всего – в том его классическом, "чистом" виде, как это произошло в Англии (а затем в США, в других странах англо-американской группы). Появление в Англии в XII—XIII вв. королевской юстиции с общей императивной юрисдикцией, осуществляемой профессиональными судьями, как раз и положило начало тому процессу, который в последующие столетия привел к утверждению в жизни общества мощной юридической системы, имеющей по отношению к местным обычаям единый, унифицированный характер (что и обусловило само наименование действующего права как "общего").
Нередко при освещении своеобразия общего, прецедентного права подспудно проскальзывает мысль, что здесь, в отличие от права континентальной Европы (в особенности германского права), юридическая наука осталась в стороне от мирового правового развития. Да, английская юридическая система не испытала того прямого влияния, которое на европейском континенте оказали на развитие позитивного права философия просветителей, теория естественного права, пандектистика.
Но в Англии произошло явление не менее значительное. Еще в средневековую эпоху в ней в связи с формулярным процессом – как тысячелетием ранее в Древнем Риме – начало складываться и развиваться, так сказать, первородное юридическое мышление, выраженное в ориентировке на строгие юридические конструкции, соответствующие правовые идеи и концентрируемое в устойчивых представлениях сословия юристов. Оно, это своеобразное юридическое мышление, не получило такого же (как это тысячелетие до того произошло в культуре римского права) "теоретизирован-ного выражения" в логических суждениях юристов-классиков "золотого века" римской юриспруденции, а затем уже в Средневековье в разработках глоссаторов, в пан-дектистике. Здесь, на английской земле, в самом ходе правового развития оказались как бы кристаллизованными, заложенными в саму органику правовой жизни первородные основы истинного правоведения, которое в силу самой по себе юридической логики неизбежно выводит на фундаментальные юридические идеалы и ценности. И надо отдавать отчет в том, что это – тоже истинная юридическая наука, притом – в исконном, самом строгом ее значении, что впоследствии оказало столь внушительное позитивное влияние на демократическое развитие Великобритании, других стран. В том числе – и на формирование юридической системы США1.
Наряду с той значительной ролью, которую играют в мире права юристы-практики, сословия юристов (притом, что наиболее существенно, - - через сферу юридического мышления, правовых идей), необходимо отдать должное также и тому направлению развития правоведения, стержнем которого являются научные обобщения высокого уровня – теория права.
Конечно, понимание "глубин" юридической материи требует хотя бы адекватного восприятия самого феномена права, а отсюда – непростых специальных юридических знаний, стремления проникнуть в существо, казалось бы, простейших юридических понятий, выработанных догматической юриспруденцией, – "субъект", "объект", "правомочие", "притязание" и т. д., знание хотя бы простейших юридических конструкций.
Но стоит только встать на путь основательной научной проработки даже такого, казалось бы, схоластического правового материала, как оказывается, что в юридической материи обнаруживается своя "высшая математика" – свои своеобразные свойства, сложные и тонкие связи и соотношения, для которых характерны и построения высокого порядка (юридические конструкции), образующие уникальное социальное богатство, и особая юридическая логика. Эта логика, базирующаяся на сочетании "должного" и "сущего", "долженствования" и "возможного", в ряду других уже отмеченных в предшествующем изложении оснований, состоит, в частности, в том, что особенности права, характерные для него связи и соотношения неизбежно стягиваются (даже в неблагоприятной для права социальной среде) к своему центральному звену - - к субъективным юридическим правам, как бы по самой юридической логике требуя в том или ином виде и значении свободы для субъектов, исключения произвола, насилия. И она, эта юридическая логика, в силу своих оснований и особенностей уже несет в себе необходимые предпосылки и перспективу движения человечества к более высоким ступеням цивили-зационного развития.
Думается, с учетом изложенного выше материала, есть основания утверждать, что в связи с особенностями права, его уникальным, не имеющим альтернативы богатством, правоведение и правоведы призваны занимать высокое место в социальной иерархии общества. И не только потому, что они имеют ближайшее отношение к ключевым проблемам общества, прежде всего – к политической власти и к собственности, нередко напрямую включаясь в соответствующие политические и коммерческие структуры. Но и потому как раз, что состояние действующего права, выступающего наряду с другими характеристиками в качестве явления интеллектуального порядка, существенным, а нередко и решающим образом зависит от состояния науки, творческой активности правоведов, и юристов-практиков и юристов-теоретиков.
С этой точки зрения имеются весомые основания полагать, что именно в области юриспруденции науке и специалистам-профессионалам уготовано особое, если угодно, "повышенно значимое" место, ничуть не уступающее, а в чем-то превосходящее значение науки и профессиональной деятельности в иных социальных сферах (включая экономику, управление).
Конечно, подобная оценка оправдана постольку, поскольку имеется в виду действительная независимая наука, исповедующая высокие идеалы истины, приверженности к общечеловеческим ценностям, служения людям. И тут в сфере правоведения нужно видеть действительность такой, какая она есть на самом деле. Видеть то, что деятельность юристов во многих случаях "замкнута" на обслуживании интересов государственного аппарата, а порой, в особенности при доминировании авторитарной власти и тоталитарных режимов, напрямую носит "придворный" характер, строится по принципу "чего изволите" и, к несчастью, подчас утрачивает даже подобие правовой деятельности в ее истинном значении.
Но как бы то ни было, в праве даже при самых неблагоприятных условиях имеются гуманитарные начала. А наука всегда есть наука, в ней изначально заложен "кодекс научной чести и научного подвижничества", и во все времена в правоведении, как по своей проблематике и в иных отраслях знаний, служили истине, ценностям и идеалам права крупные ученые-правоведы, великие умы, такие как Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Кельзен, Л. Петражицкий, И. Покровский, Э. Рабель и др. Всегда, даже в самых тяжелых политических и социальных условиях, в практической юриспруденции наряду со всем негативным и в противовес ему достойное место занимали юристы-профессионалы, стремящиеся утвердить в жизни – пусть и сообразно условиям и времени – высокие идеалы и фундаментальные ценности права.
Здесь есть предпосылки и для более основательных выводов. Надеюсь, не будет преувеличением утверждать, что именно истинное положение правоведения и правоведов в том или ином обществе является показателем использования в обществе потенциала науки и одновременно – действительного состояния права и законности в данной стране. Стремится ли государственная власть "приручить" правоведов, втянуть их в свою машину властвования и сформировать податливую и облагодетельствованную властью "придворную" юриспруденцию (первый вариант), или же государственная власть (второй вариант) поддерживает самостоятельность и независимость отечественного правоведения, поддерживает его как суверенную сферу социальной жизни, "терпит" любые ее основательные разработки и неизменно считается с ней в практической жизни – именно это является безошибочным "индикатором" фактического положения в области права данной страны, его действительных возможностей и судьбы.
6. Назначение – "увековечивание" разумных начал в практической жизни
Положения данной главы открывают научную перспективу понимания назначения права - - носителя и проводника высоких разумных начал, их претворения в реальность, в практическую жизнь людей.
Это значит, что в ситуациях, когда те или иные жизненные вопросы решаются с "помощью права", то тут, в данной ситуации, вступает (или – должен и может вступить) в работу "объективированный Разум" – нормативные формы, юридические конструкции и принципы, выражающие высокие рациональные начала и способные претворить их в практику, в реальную жизнь. Причем – так, что в жизнь, в реальные жизненные отношения в той или иной мере должны войти важнейшие ценности цивилизации – справедливость, принцип "равновесности", а главное – направленность ("за-ряженность") регулирования на субъективные права, свободу человека как носителя субъективных прав, его активность и творчество.
Словом, коль скоро на данном участке жизненных отношений действует право, то это означает, что здесь работают (или – должны и могут работать) "увековеченные рациональные начала", утвердившиеся на основании опыта и отработки при решении юридических дел, а в этой связи, "заряженные" Разумом на высокие цивилизационные ценности и идеалы.
Таким образом, получается, что углубление рациональных начал в праве и есть оптимальное направление развития гражданского общества в области социальной регуляции, утверждения в нем ценностей и идеалов свободы человека, его статуса и достоинства, условий его созидательной активности, творческого дела.
Конечно, право каждой страны, в том числе и стран, достигших передовых рубежей постиндустриального и демократического развития, – явление пестрое, с элементами различной культурной и гуманистической значимости. И, конечно же, – различных юридических реалий, несущих на себе следы сложного исторического развития той или иной страны, состоявшихся и не оправдавшихся проектов, прозрений и иллюзий, политических страстей, влияния своекорыстных политических сил и расчетов, произвола и капризов правителей, и вместе с тем – выражающих значительные, порой потрясающие достижения ума и таланта.
Но, думается, при всей неожиданности и даже парадоксальности положений данной главы (недаром для обоснования привлечены философские данные!) есть весомые научные основания полагать, что важнейший путь возвышения права и придания уготованного ему значения в жизни людей – это путь признания и разработки чистого права (которое и выражает потенциал Разума). И что здесь есть центральное звено, в обычных представлениях относимое к "заскорузлой, далекой от жизни юридической догматике" – юридические конструкции, а также связанные с ними специфические правовые идеи и принципы. И что как раз основанная на многообразной жизненной практике и вместе с тем углубленная, утонченная отработка оптимальных юридических конструкций и специфических правовых идей (принципов) обеспечивает такое возвышение права, когда оно в условиях развитой юридической системы гражданского общества становится носителем и проводником наиболее высоких цивилизационных ценностей и идеалов.
При таких подходах и таком развитии права можно с достаточной обоснованностью предположить, что неизбежно отпадут бытующие ныне настроения, в соответствии с которыми удел юристов – сугубо "оформительское" дело, всего лишь приспосабливать те или иные юридические "формы" к проектным разработкам экономистов и управленцев.
Напротив, в данной области практической деятельности и знаний напрашиваются иные ориентации, требующие безусловного учета и безусловного использования специалистами всех отраслей деятельности и знаний, "законов права", его логики, фундаментальных правовых ценностей и в первую очередь тех, которые выражены в отработанных юридических конструкциях, специфических правовых идеях, принципах. Сверх того, есть серьезные основания полагать, что правоведению самой логикой развития социальной действительности и науки уготовано будущее приоритетной области знаний. Ибо все то, что относится к реальной жизни экономических и управленческих принципов, – это (коль скоро имеются развитые, совершенные формы) не что иное, как отработанные юридические конструкции.
Впрочем, – это всего лишь попутное замечание, и, надо признать, весьма далекое от нынешних реальностей. И не только потому, что фактическая ситуация с иерархическими зависимостями между специалистами различных отраслей деятельности и знаний ("экономистами", "управленцами", "правоведами"), по-видимому, еще долго по ряду причин останется такой, какая она есть сейчас, но и потому, что и само правоведение находится еще в начале пути достаточно полного и основательного овладения всем арсеналом правовых средств, всего комплекса юридических механизмов, в особенности – отработанных, совершенных юридических конструкций.
Здесь еще непочатый край для науки права, многоплановой исследовательской работы по освоению многообразных юридических механизмов. И когда О. Шпенглер – правда, по иным основаниям – говорит о том, что перед современным правоведением еще "не менее столетия напряженнейшей и глубочайшей работы мысли"1, он в таком прогнозе недалек от истины.
Глава девятая Право человека
Идея и современность
Право под углом зрения "высших характеристик" наряду с рациональными началами правовой материи, особенностей права как "явления Разума" имеет еще одну грань. Это – его становление и развитие как права человека.
В этой связи сначала об идее прав человека и современности.
Принципиальные основы идеи прав человека заложены и сохранили свое значение до наших дней в эпоху Просвещения, Великой французской революции. Они выражены в декларациях, конституциях и других документах того времени. В частности, в словах – "все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами"; "цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека" - прежде всего таких "неотчуждаемых и священных" прав, как "жизнь, свобода, стремление к счастью, собственность, безопасность личности" (Декларация независимости США 1776 г.; Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Итоговая формула такого понимания прав человека закреплена уже в настоящее время в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Вместе с тем надо видеть, что во второй половине XIX – начале XX в. идея прав человека в обстановке бедствий "дикого" капитализма, экономико-социальных кризисов и социалистических иллюзий, начала заслоняться представлениями о приоритете "прав трудящихся" и о будто бы безусловном верховенстве в жизни общества государственной власти.
"Потребовались" (увы, приходится именно так говорить) неисчислимые жертвы и беды Второй мировой войны, смертный ужас сталинского и нацистского тиранических режимов, чтобы идея прав человека вновь заняла достойное место среди передовых взглядов, духовно-интеллектуальных свершений человечества.
Более того, эта идея к середине XX в. не только была как бы заново выстрадана человечеством, поднята на высокий уровень общественного признания, но и обогатилась новым, основательным социальным содержанием. И именно в таком качестве она, начиная с 1950– 1960-х гг., стала реально осуществляться – не всегда и не во всем, впрочем, последовательно – в развитых демократических странах. Причем – так, что можно признать исторически доказанным фактом реальную возможность существования и успешного функционирования такого социального и государственного строя, в центре которого – человек, личность с высоким статусом, достоинством, неотъемлемыми правами (не это ли крупнейшее, не сравнимое ни с чем иным, свершение человечества XX века?).
Два основных положения характеризуют это новое, современное содержание идеи прав человека.
Во-первых, именно права человека, выраженные в общественном и государственном строе общества, оказались силой —- не исключено, единственной надежной и действенной силой, – способной стать преградой тирании и определить модернизацию общества, его восходящее развитие в интересах человека. Демократия, сводимая (к представлении многих людей, к сожалению, до сей поры) к одним лишь институтам свободных выборов, в условиях доминирования силовых методов власти, "большего денежного мешка" и изощренных избирательных технологий показала себя в XIX – первой половине XX в. в качестве политической структуры, вполне совместимой с авторитарными и даже тоталитарными режимами. Отсюда и необходимость поставить в центр жизни общества человека как такового, личность с высоким статусом и достоинством, неотъемлемыми правами и реализовать такую организацию социальной жизни в общественном и государственном строем страны.
В этой связи примечательно, что передовые мыслители современности особо выделяют права человека как первейшую основу современной организации жизни людей. Так, Ю. Хабермас, рассматривая главное наследие Французской революции (которая по значению для развития человечества, по его словам, ни с чем "не сопоставима"), указывает на то, что именно права человека наряду с демократией "образуют универсальное ядро конституционного государства"1. И что более того – "права человека обладают нормативным приоритетом перед демократией"2.
Во-вторых, права человека оказались именно тем социальным началом, которое призвано определить высокий правовой статус человека, не уступающий положению государства как суверена – носителя политической власти. Причем – высокий статус не только по отношению к тому или иному государственному органу или должностному лицу (как это склонны интерпретировать приверженцы приоритета "государственности"), а в отношении государства в целом.
По словам замечательного русского правоведа-мыслителя. И. А. Покровского, "есть такие "неотъемлемые права человека", которые никаким законом уничтожены быть не могут, которые даже для государства в целом недосягаемы. "Если всякое субъективное право, – продолжает правовед, – обеспечивает личность от произвола властей, то идея "неотъемлемых прав" направляется против государства как таково-г о". "Самоутверждение личности, – пишет И. А. Покровский, – достигает здесь в юридическом отношении своего кульминационного пункта. Некогда безгласная овца в человеческом стаде, она заявляет теперь претензию на роль равноправной с государством державы..."