Правовой массив и логика права
По широко распространенным представлениям, позитивное право призвано упорядочивать жизнь общества, быть средством налаживания порядка и дисциплины. И потому право, согласно таким представлениям, состоит в основном из строгих юридических обязанностей, запретов, юридической ответственности.
Подобные представления во многом соответствуют действительности. Запреты, ограничения, императивные обязанности, юридическая ответственность, жесткие процедуры образуют основной массив содержания права, его структуры. В странах с авторитарным режимом власти – массив абсолютно преобладающий.
К этому следует добавить, что и на практике, в наших повседневных делах, при решении большинства жизненных проблем, наши встречи с правом затрагивают в первую очередь эту, государственно-принудительную, императивную сторону законов, деятельности суда, других юридических учреждений по обеспечению должной организованности, порядка и дисциплины в обществе. Не случайно, при обсуждении правовых вопросов, речь прежде всего идет о правовом порядке, о законности, о юридической ответственности. Да и само понятие "правовые средства" сложилось в связи с властной, государственно-обеспечительной деятельностью государственных органов.
Но почему же тогда право называется правом"?
Тут-то мы и сталкиваемся с тем, что может быть названо тайной права. "Тайной" потому, что, вопреки очевидным фактам, свидетельствующим о превалировании в материи права юридических обязанностей, запретов, ответственности, правовая материя так "построена", что само ее существование и функционирование связаны именно с субъективными правами участников общественной жизни – правами отдельных субъектов. И это характерно даже для обществ с авторитарной властью, тоталитарными режимами. И не только потому, что властные прерогативы правителя – самого авторитарного – это тоже права. Главное – это само строении права. То, что во всех правоотношениях (в том числе – и предписывающих, и запрещающих) и даже при авторитарной власти и тоталитарных режимах частицы правовой материи "закручены" вокруг субъективных прав.
Стало быть, надо видеть в самой природе права, в его существовании и функционировании нечто такое, что вопреки основному массиву правовой материи "выдает" ее логику.
Право потому и "право", что оно (закрепленное в законах и выраженное в юридических нормах) "говорит о правах". Это значит, субъективные права, т. е. правомочия, юридические возможности, которыми обладают конкретные субъекты, вместе с соответствующими гарантиями, есть своего рода центр, узловой пункт содержания права, его структуры (именно как права!). К нему, этому узловому пункту, стягиваются все нити правового регулирования, все частицы, "атомы" правовой материи, из которых в совокупности складывается исконное правовое содержание, его структура.
И именно здесь в отношении субъективных прав и строится правовая логика.
С особой выразительностью эта особенность логики права дает о себе знать тогда, когда правовая материя рассматривается на уровне ее "совершенного развития" – юридических конструкций (и специфических правовых принципов). Если обратиться к тем элементарным примерам, которые ранее были приведены при рассмотрении юридических конструкций (гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности; "виндикационный иск"; арендные отношения с той "вариацией", которая использовалась при приватизации), то оказывается, что во всех случаях отдельные правомочия, обязанности, гарантии, другие элементы каждой из этих конструкций выстраиваются так, чтобы благоприятствовать правам тех или иных лиц. Потерпевшему – при возмещении вреда, собственнику – при "виндикационном иске", кредитору – в солидарном обязательстве, арендатору – при арендных отношениях с упомянутой "вариацией" (да так, что формируется принципиально новая собственность в производстве). И так далее. Даже конструкции составов преступлений в уголовном праве, во многом определяемые социальной значимостью тех или иных отношений, началами справедливости, дифференцированного подхода, многими другими факторами, "устремлены" на то, чтобы определение и реализация ответственности за преступление выступало в качестве строго определенных прав тех или иных учреждений и лиц (и плюс к тому существовали и права лиц, привлекаемых к ответственности за общественно опасное поведение).
Еще более существенным следует признать то обстоятельство, что и в динамике права обнаруживается "настроенность" правового регулирования на субъективные права.
Например, такого рода вывод следует из характеристики общих моделей правового регулирования – дис-позитивной (ее элементы: субъективное право + юридические гарантии) и обязывающей (правовая обязанность + юридическая ответственность). Показательно при этом, что на первый взгляд эффективность и надежность правовых средств обязывающей системы ("обязанность + ответственность") весьма высоки. Но при внимательном анализе оказывается, что наиболее эффективной и сообразующейся с самой природой права оказывается другая модель построения правовых средств – диспозитив-ная, дозволительная, основанная на субъективных правах и гарантиях. В условиях прогрессивного развития общества диспозитивная система включает в решение социальных задач интерес участников общественных отношений ("исполнителей"). И правовые средства данной группы ("право + гарантия"), рассчитанные именно на такое включение интереса людей, обеспечивают тем самым высокую степень результативности.
Выходит, юридическая логика, притом логика высокого социального и юридического порядка, дает о себе знать в более сложных связях и соотношениях в области права (нежели в самих по себе структурных его особенностях), в частности, в общих моделях правового регулирования – наиболее ярких проявлениях принципиальных особенностей мира права. Тех проявлениях, в соответствии с которыми "сцепления" частиц правовой материи сосредоточиваются вокруг субъективных прав, неуклонно и жестко "ведут" к ним и, значит, "ведут" к статусу и возможностям людей в обществе. И стало быть, можно обоснованно предположить, – к тому, что субъективные права и выражающие его юридические структуры призваны стать доминирующими, главенствующими в праве.
И это тем более оправданно назвать "тайной" потому, что именно указанная направленность материи права точка в точку совпадает с общественным прогрессом – с тем, что человеческий род движется – пусть и медленно, с зигзагами, порой с попятными процессами, но все же неуклонно движется – от традиционных к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям, к утверждению начал свободы в жизни людей.
Чем же с учетом всего этого можно объяснить столь своеобразную логику права?
Шаги к пониманию
Приведенные выше вопросы в какой-то мере затрагивают нечто "таинственное" не только потому, что указанные ранее характеристики материи права никак не вяжутся с основным ее массивом.
Ведь и само "появление на свет" позитивного права во многом обусловлено указанными ранее "императивами цивилизации", требующими твердости, строгой определенности и гарантированности (окончательности, суверенности) решения жизненных ситуаций, возникающих в новых, цивилизационных условиях. Кроме того, нельзя упускать из поля зрения и то обстоятельство, что практическая жизнь в области права – императивные решения судейской власти, юридические обязанности, возложение запретов, всякого рода формалистические сложности и все другое, обычно соотносимое с "юридической материей", – явления сугубо деловые, практические – проза жизни. Все это, действительно, крайне необходимо для твердых решений конфликтов, строгой определенности складывающимся отношениям, их гарантированности – всему тому, что вытекает из упомянутых ранее "императивов цивилизации".
А тут вдруг "на тебе" – свобода человека, его самостоятельность, активность, к которым "устремлена" по своей особой логике эта же самая правовая материя!
И существуют, кроме выводов и предположений аналитического порядка (наверное, далеко не во всем бесспорные), безупречные, исторически достоверные фактические подтверждения указанной особенности юридической материи. Это – юридические системы Древнего Рима и Англии.
Ведь это только в "золотые века" римской юриспруденции, во II—III вв. н. э., в сочинениях и сентенциях выдающихся римских правоведов-классиков нормы и принципы римского частного права стали связывать со свободой людей, другими высокими духовными ценностями. Утверждать, в частности, то, что "Ье§ит зепл еззе йеЪетш, 1Й ИЬеп еззе роззтгиз" (нужно подчиняться законам, чтобы быть свободным), или, что ".Тиз ез1 агз Ъош е1 ае^и^" (право – это искусство добра и справедливости). А до того чуть ли тысячелетие, да и позже и во время формулирования такого рода сентенций вся римская юриспруденция сплошь представляла собой бытовую и деловую прозу – споры по имуществу и сделкам, судебные прецеденты по различным категориям юридических дел, обычаи, законодательные сенатские установления и преторские эдикты по отдельным вопросам и так далее. По сути дела – одна житейская и официальная практика, юридическая конкретика и казуистика, к тому же по большей части жестко заформализованная, причем до такой степени, что формуляры и иски, содержащиеся в них юридические конструкции, заслоняли реальную правовую жизнь и деловую практику (по одной из древнеримских сентенций – Риоо! поп ез! т ас(лз, поп ез! ш типйо – чего нет в документах, того нет на свете). И надо же, именно эта многовековая, сугубо прозаическая юридическая конкретика – именно она и ничего более – стала основанием для приведенных выше и иных суждений правоведов, связывающих право со свободой человека, добром и справедливостью!
И ведь то же самое, притом, пожалуй, в еще более впечатляющем виде, произошло чуть ли не тысячелетие спустя, в Англии – процесс, который, начавшись в глубоком средневековье, завершился ныне формированием развитой юридической системы, отвечающей потребностям современного развитого гражданского общества Великобритании. И там вплоть до нынешнего времени действующая юридическая система – это в основном сплошная "юридическая проза", юридические дела и судебные прецеденты, относящиеся к собственности, наследованию, контрактам, спорам о качестве вещей и услуг, юридической ответственности за деликты, ко всевозможным юридическим конструкциям. Причем в Англии не только нет конституции в современном ее понимании, но и многих других законов, с которыми обычно связывают демократическое развитие Великобритании (существующие законоположения подобного рода относятся в основном к проблемам публичного права, в немалой мере – средневекового прошлого, касаются пределов власти короля и не формулируют сколько-нибудь общих начал о правах личности, ценностях и принципах демократического права). Определяющие же юридические начала демократического права по большей части оказались в конечном итоге принципами и идеями, заложенными в действующих юридических реалиях, сформировавшимися и утвердившимися в судебной практике, в системе судебных прецедентов (получившей название "общего права"). Да притом – принципами и идеями, дающими о себе знать с такой последовательностью и юридической определенностью, что, по убеждению многих английских правоведов, эти юридические начала "работают" ничуть не хуже, а в чем-то конкретней и надежней, чем общие формулировки законов. Потому-то, по убеждению ряда специалистов, и нет крайней нужды в их специальном законодательном формулировании, в разработке и принятии в этих целях специального документа высшей юридической значимости, без которого, по мнению многих людей, нет действительной демократии – Конституции.
Но приведенные исторические данные – это не только надежные, на мой взгляд, безупречно точные .свидетельства того, что в самой реальной правовой материи действительно заложены высокие общечеловеческие начала (что, помимо всего иного, предопределяет исключительную специфику правовых понятий, входящих в со держание материи права). Не менее важны эти данные и для понимания того существенного обстоятельства, что именно в праве свобода людей получает реальный и обеспеченный характер и плюс к тому еще, сообразно своей неотделимости от "собственного" содержания права, его структуры обретает такие особенности, когда она:
во-первых, существует в виде субъективных прав и, значит, всегда в строго определенных границах ("мере"), что позволяет отсечь от свободы и активности человека их крайние, негативные проявления, в первую очередь такие как произвол, своеволие]
во-вторых, выражается в четкой юридической материи, в ее структурах, юридических конструкциях, которые позволяют не только делать свободу человека реальной, но и на практике переключить свободу (произвол) людей в деловую активность, в творческое созидательное дело.
Насколько эти особенности "свободы в праве" имеют принципиально существенное значение для жизни людей, во многом очевидно. И не исключено, что именно сейчас внимательный читатель увидит в указанных особенностях "свободы в праве" решающий пункт в понимании того, что определяет миссию права в судьбе, в будущем человечества1.
3. "Второй" план – значительные социальные ценности
Отмеченные в предшествующем изложении характеристики права, при всей их немалой, порой возвышенной авторской оценке, – все же не более чем факт и возможность. Факт, что элементы правовой материи "стягиваются" к субъективным правам. Возможность – того, что с этим фактом связана "свобода в праве" и отсюда – оптимистическая перспектива в развитии права, его существенная роль в прогрессивном общественном развитии, в его судьбе.
Конечно, нельзя упускать из поля зрения и того, что отмеченные "факт" и "возможность" по своим потенциям таковы, что они могут быть использованы в негативных целях, сопряжены с явлениями социального регресса, поставлены на службу реакционным силам и целям. Ведь, что ни говори, диктаторские полномочия авторитарного правителя могут быть сконструированы таким образом, что они имеют вполне "законный" характер и в этом отношении согласуются с центральным положением в правовой структуре субъективных прав. Точно так же (как свидетельствует опыт приватизации в России в 1992—1996 гг.) определенный круг правомочий при неразвитой юридической системе может стать звеном в процессах, приводящих к формированию посткоммунистической олигархической социальной системы. Тем не менее особенности правовой материи, да и общеизвестные исторические данные свидетельствуют о том, что по самой своей природе право "настроено" на прогрессивное развитие – оптимистическую перспективу, отвечающую общим тенденциям развития человеческого сообщества.
Более того, тут есть и более впечатляющие свидетельства. Обстоятельный анализ наиболее совершенных юридических структур, юридических конструкций показывает, что в них существует как бы "второй" план – они выражают передовые идеи, характеризующие значительные социальные ценности. И что в высшей степени знаменательно – эти передовые идеи и значительные социальные ценности не являются результатом намеренного, заранее рассчитанного включения в ткань правовой материи, а являются результатом спонтанного, "само собой идущего" развития, отражающего, как можно предположить, глубинные социальные процессы и вместе с тем раскрывающие принципиальные особенности самой материи права.
Вот несколько иллюстраций на этот счет.
Ранее уже говорилось о том, что одной из отработанных юридических конструкций, сложившихся еще в античности, в римском частном праве, и демонстрирующей свою жизненность и эффективность до сих пор, является так называемая виндикация – истребование имущества "невладеющим собственником" (по терминологии, принятой в юриспруденции) у "владеющего несобственника" – юридическая конструкция, при помощи которой собственник может восстановить свое право даже по отношению к "третьему лицу". Например, по отношению к лицу, купившему, допустим, украденную или утерянную вещь. Почему утвердился такого рода порядок? Только ли потому, что защищается право собственника? Но ведь и "третье лицо", покупатель, – тоже собственник, вещь приобретена в соответствии с действующими юридическими нормами, на законном основании. Так почему же тем не менее в ряде случаев предпочтение отдается "первому" собственнику?
В специальной юридической литературе основания порядка виндикации стали уже в наше время предметом обстоятельных исследований. И когда в качестве исходного пункта в таких исследованиях было взято то обстоятельство, что виндикационный иск удовлетворяемое в зависимости от того, выбыла ли вещь из обладания собственника по его воле или вне его воли, стали постепенно выясняться глубокие разумные, духовные, поистине утонченные философские основания рассматриваемого порядка: начала доверия между людьми, риска и ответственности, связанных с таким доверием. Но вот что удивительно – такого рода основания, их духовная, гуманитарная суть, раскрываются только сейчас, в результате современной исследовательской работы. Сам же порядок виндикационной защиты права собственности сложился – к тому же тысячелетия тому назад – в практической жизни, в сложных жизненных ситуациях, отборе вариантов их решения. Именно – в практической жизни, без каких-либо специальных предварительных разработок философских тонкостей того или иного варианта, их целенаправленного включения в данную юридическую конструкцию.
Значит, неизбежен вывод, правовая материя (именно "материя" в развитых формах – юридических конструкциях, иных развитых структурах) является носителем рациональных, интеллектуальных начал, утвердившихся непосредственно в практической жизни.
Такой же вывод следует при углубленном анализе других выработанных на практике, отработанных юридических конструкций. Например, ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности – конструкции, также ранее уже упомянутой. Ведь те серьезные рациональные основания существующей в этом случае "ответственности без вины" (да к тому же не непосредственного причинителя вреда, а "владельца источника"), о которых говорилось в предшествующем изложении, раскрываются наукой только в настоящее время. Сам же порядок такого варианта имущественной ответственности также сложился на практике, причем – не сразу, главным образом в ходе решения юридических дел, осмысления практики, но во всяком случае – без какого-либо предварительного проникновения в сложные философские проблемы, которые раскрываются только сейчас.
Еще один пример, пожалуй, в чем-то, рискну сказать, фантастический, когда, казалось бы, сугубо техническая конструкция, известная в юриспруденции с давних времен, касается гуманитарных ценностей, получающих признание только в самые последние годы.
Речь идет о конструкции "владельческая защита", также утвердившейся со времен античности в практике юриспруденции. Суть этой своеобразной (даже, казалось бы, "нелогичной") конструкции – в том, что фактический владелец вещи, независимо от того, есть ли у него или нет основания на такое владение, и даже при серьезных сомнениях на этот счет, имеет в более или менее развитой юридической системе право на защиту своего владения, в том числе и в отношении законного собственника. Какова причина такого порядка? В этом уже ряд десятилетий разбирается юридическая наука. Быть может, это просто защита, так сказать, промежуточного порядка до окончательного решения суда? "Неизбежное зло", как полагал знаменитый немецкий юрист Р. Иеринг, в отношении "владельцев неправомерных"? Какое-то иное чисто прагматическое или социальное основание?
Только в XX веке стала обнаруживаться глубокая гуманитарная суть рассматриваемой юридической конструкции (которая по-настоящему, как это ни парадоксально, может понято, пожалуй, только сейчас, в наши дни). Вот что сказал наш отечественный правовед И. А. Покровский по этому вопросу: "...Для частных лиц фактическое господство владельца должно быть неприкосновенным; этого (внимание! – С. А.) требует растущее уважение к человеческой личности, этого требует истинно культурный строй отношений между людьми". И далее: "Поэтому, если для Иеринга защита владельцев неправомерных является лишь неизбежным злом... то нам она кажется, напротив, кульминационным пунктом основной идеи. Именно по отношению к этим владельцам принцип уважения к человеческой личности подвергается наибольшему искушению, и потому охрана даже этих владельцев является его наивысшим торжеством". А вот завершающий вывод: "Как бы то ни было, но во всяком случае ясно одно: в институте защиты владения дело идет не о собственности и вообще не о таком или ином имущественном праве, а о начале более высоком и идеальном – о насаждении уважения к человеческой личности как таковой"1.
'См.: Покровский И. А. Указ. соч. М., 1998. С. 228. |
Самое же поразительное, что конструкция "владельческая защита" – это, как принято считать, всего лишь заскорузлая юридико-техническая "деталь", некие формалистические изыски, элемент схоластики (надо же! – предоставлять какому-то "фактическому владельцу" защиту даже против "законного собственника"), да плюс к тому сложившаяся в исторических условиях прежних эпох, когда высокие гуманные идеалы, "обнаруженные" только в XX веке, даже в передовых философских разработках прошлого в лучшем случае только намечались.
Подобные "прорывы в будущее" касаются и юридических разработок современности1.
Не менее примечательно то, что даже, казалось бы, весьма абстрактные юридические конструкции содержат значительное интеллектуальное богатство, а отсюда – существенные резервы (нередко – не имеющие альтернативы, уникальные), позволяющие решать сложные демократические и гуманитарные проблемы современности. Так, оказывается, что конструкция "общий принцип с исключением" – и это уже во многом реализовалось в документах о правах человека – представляет собой, по сути, единственную правовую форму, обеспечивающую перевод на язык права основных гуманитарных ценностей и идеалов. Конструкция "исчерпывающий перечень" уже сейчас (даже без углубленной ее проработки) справедливо понимается в законотворческой деятельности как правовая форма, которая может служить преградой к произволу, самовластию чиновников и произвольным действиям иных лиц.
Можно уверенно предположить, что развитие юридической науки и повышение юридической культуры в практической деятельности позволит увидеть существенный интеллектуальный капитал, который заложен во многих других юридических формах и которые раскрывают свои ценности при решении современных задач. Такие, в частности, как обеспечение независимости и "суверенности" отдельных лиц (при помощи конструкции "абсолютные права" в различных их модификациях), или надежного достижения необходимого социального результата, минуя бюрократические процедуры (при помощи конструкции "автоматического" действия предусмотренных в законе последствий) и т. д.
4. Несколько "почему?"
Подытожим. И притом – в виде вопросов, которые позволят перекинуть мостик к следующей главе книги.
При детальном (и вместе с тем – обобщенном, теоретическом) рассмотрении правовой материи оказывается ряд поразительно совпадающих моментов, образующих важнейшую сторону собственной логики права. Причем – таких моментов, которые при внимательном анализе права, его юридически совершенных конструкций очевидны и вместе с тем – таких, оснований которых в самой материи права нет. И на вопросы "почему?" при попытках найти суть таких оснований данные о праве сами по себе (даже при широком подходе к правовой материи) не дают ответа. Что, по-видимому, может даже породить представление, особенно у тех людей, кто детально не знаком с тонкостями и практикой юридического регулирования, о чуть ли не мистическом характере указанных особенностей права.
В самом деле, почему, спрошу еще раз, право повсеместно, на всех языках мира называется словом, совпадающим по смыслом с русским "право", имеющим во всех своих значениях гуманистический оттенок? И почему в связи с этим своего рода центром материи права (первоначально формировавшейся при неразвитых или отсталых социальных порядках) являются субъективные права? Почему сама по себе правовая материя, в особенности рассматриваемая под углом зрения юридически со-вершенных конструкций, раскрывает себя как явление высокого человеческого, гуманистического порядка?
А в этой связи разве нет какой-то загадки в том, Что правовая материя, как свидетельствуют фактические данные, сопротивляется, протестует против ее использования в реакционных, иных неадекватных праву целях? И когда подобное использование правовой материи происходит, например, при реакционных режимах, она деформируется, не обретает качества "права", становиться одной лишь его "видимостью". И, напротив, правовая материя сама идет навстречу гуманитарным ценностям: оптимально отработанные юридические конструкции с такой легкостью ("с охотой") воспринимают положения, связанные со свободой людей.
Поставленные выше вопросы ("почему?") приобретают еще более основательный характер, если согласиться на основе приведенных данных с тем, что в правовой материи заложена "своя заданность" – цепочки правовых средств объективно выстраиваются от одного из исходных начал правовой материи – юридических дозволений – в направлении субъективных прав, свободы и активности людей.
Более того. Свобода в строго позитивном значении как раз и раскрывается через объективное право, и, стало быть, выступает в таком виде и облике (в виде и облике субъективных юридических прав), когда она именно объективным правом "дана". И именно праву "дано" переводить активность людей как разумных существ в творчество, в созидательное дело.
Но если это верно, то наука сталкивается с самой что ни на есть тайной.
Тайной – потому, что правовая материя, которая формируется и утверждается по жестким, деловым "императивам цивилизации", притом – первоначально всегда при неразвитых социальных системах, непосредственно в "прозе жизни", в практической жизнедеятельности людей, в лабиринтах и круговерти интересов и страстей, в потоке потребностей практики по решению многообразных жизненных ситуаций, сама по себе не содержит оснований, которые бы могли дать удовлетворительный ответ на выше обозначенные "почему".
Неужели перед нами – нечто мистическое, как может показаться людям, не ведающим о тонкостях юридической материи? Или такое, что уходит своими корнями в явления по ту сторону представлений о природе (предположение, не лишенное известных резонов; недаром "правовое", и не только на первых фазах своего формирования, неизменно состыковывается с религиозными началами, со "святым", с верой). Но ведь сверхчувственные, трансцендентные начала касаются совести, добра, раскаяния и Бога, а не самой по себе свободы во внешних, практических, по большей части сугубо прозаических, грубых отношениях, обители эгоизма и низменных страстей, с которыми имеет дело позитивное право.
Так чем же все же объяснить, что материя права по самой своей органике имеет некую гуманистическую "заданность" ("заряженность") -- целеустремлена к субъективным правам, свободе человека?
Глава восьмая Право – высшее назначение
Капитал интеллекта
Вполне удовлетворительный и простой ответ на все "почему?", о которых говорилось в предшествующей главе, можно получить, если связать правовую материю с интеллектом людей, с рациональными началами при решении жизненных ситуаций.
Мы уже видели при характеристике наиболее совершенных юридических форм, правовых конструкций, что здесь происходит своеобразное соединение реальностей (ее требований), опыта и ума – интеллектуальной деятельности людей высокого порядка. Причем так, что этот сплав реальностей, опыта и ума воплощается в моделях (типовых схемах), т. е. строгих типовых построениях, определяющих статус субъектов, состав и содержание их правомочий, обязанностей, ответственности, процедур, юридических фактов1.
Недаром же в области юриспруденции действуют "мудрецы" – законодатели, судьи, умудренные в юридических делах советники правителей, а в частном праве – искушенные коммерсанты и банкиры, юрисконсульты и адвокаты. Да и само участие государства в формировании и развитии юридических институтов в той или иной мере сообщает действующему праву отработанность государственных решений, силу "коллективного ума".
Правда, эта же самая зависимость права от государства нередко приводит к тому, что в сферу действующего права вторгается своекорыстие власти, ограниченность и самодурство правителей, невежество законотворцев и судей, убожество науки, а требования реальной жизни блокируются крайностями юридического формализма. Тем не менее в конечном итоге – пусть и не сразу и не в полной мере – неизбежно срабатывают жесткие законы "естественного отбора" в той, понятно, мере, в какой они характерны и для общества. Вследствие этого материя права, его согриз ]ипз (правовые средства, юридические конструкции, система нормативно-юридического регулирования как таковая), все более становится в области практической жизни людей средоточием рациональных начал и таким путем накапливает интеллектуальные, духовные достижения, напрямую затрагивающие практику человеческих отношений.
Так что вполне оправдано видеть в правовой материи то, что в области практической жизни может быть названо и "капиталом интеллекта", и "копилкой ума", и "кладезем рационального". И если не выходить за пределы юридических знаний как таковых, подобные характеристики в общем дают достаточно приемлемые, надо полагать, ответы на поставленные выше вопросы об особенностях права.
Но вот пункт, который все же должен привлечь наше внимание. Думается, вовсе не случайно правоведы-специалисты, постоянно общающиеся с правом, его глубинными ценностями, не ограничиваясь ссылками на "интеллект" и "рациональное", нередко прямо связывают право с разумом. Причем такую характеристику получают прежде всего юридические системы, отличающиеся совершенством юридического инструмента-рия, правовых конструкций, других правовых структур. Такие системы, как римское частное право, за которым уже давно закрепилось наименование "писаного разума" (га!ю зспр1а). Да и сама юридическая дея тельность нередко сопрягается в юриспруденции с уяснением "разума законов" (гаНо 1е§1з).
И вот здесь возникает вопрос – не тут ли, в связи права с разумом, кроется и более глубокое, поистине философское обоснование особенностей права, названных в этой работе его "тайной"? И прежде всего понимание того, почему в праве, в этой "копилке интеллекта", на первое место выдвинуты именно субъективные права ("свобода в праве"), а за оптимальными правовыми средствами и отработанными юридическими конструкциями как бы на втором плане просматриваются и другие значительные социальные ценности – духовные, гуманитарные.
2. Право как "явление Разума"
И вот тут, в этом небольшом параграфе главы – с тем чтобы попытаться уже с философской стороны обосновать особенности права, его назначение в жизни людей (и, не скрою, с расчетом главным образом на читателя, имеющего интерес и, возможно, даже склонность ко всякого рода философским премудростям), делается небольшой экскурс в философскую проблематику – в философию права. Что, скажу прямо, в общем-то не очень-то обязательно для обоснования основных идей данной работы.
При этом, вполне понятно, придется коснуться, как говорится, высоких материй – хотя бы вкратце, в самом общем виде, без подробных аргументаций и пояснений.
Это значит прежде всего то, что здесь речь пойдет о Разуме, так сказать, с "большой буквы" – феномене мирозданческого, вселенского порядка. Стало быть, о самой сути "появления на свет" и бытия людей как разумных существ – о том основательном и первичном, что позволяет человеку и сообществу людей (при всей противоречивости разума как психофизического явления) через мысль и волю проникнуть в глубь вещей и процессов, выбирать и решать, познавать и творить, соединяя мечту, духовные ценности, расчет и созидательное дело. И при этом – реализовать предназначение людей как носителей Разума – высшего явления (творения) мироздания, Вселенной.
И вот – по крайней мере два момента, которые под углом зрения Разума в его таком глубоком понимании во многом помогают с философской стороны понять тайну права, его назначение в жизни людей.
Первое. Разум во всех своих проявлениях – это не что иное, как свобода человека. Разум представляет собой способность делать собственный выбор, решать жизненные проблемы самому. И значит – способность выйти за пределы жестких, императивных, непререкаемых природных порядков и зависимостей, принимать решения по своему усмотрению, руководствуясь идеальными представлениями, принципами, началами, в том числе – к счастью, высокими духовными идеалами, относящимися к основополагающим моральным ценностям внутреннего духовного мира человека.
Вот почему именно право с его спецификой, выраженной с дозволениях, субъективных правах, может быть охарактеризовано в качестве реального бытия Разума. И отсюда •—• такого нормативного образования, в котором содержится заданная ("заряженная") Разумом нацеленность правовой материи в области практических отношений на свободу и активность человека, на реализацию его творческого потенциала.
И в т о р о е. Именно разум "закладывает" в право такую ориентацию, которая находится на другом полюсе по отношению к "умным" деяниям людей, сопряженных с биологическими и социальными негативами человеческого бытия. Что с рассматриваемых позиций изначально и определяет нацеленность правовой материи в области практических отношений не только на свободу и активность человека, но и на высокие духовные ценности и идеалы.
Именно в этой связи получается своеобразное сцепление частиц правовой материи, когда они объективно, как бы сами собой выстраиваются в направлении субъективных прав (ее, такого рода, казалось бы, невесть откуда взявшаяся собственная логика). И это – не нечто хаотически случайное и не некое мистическое "предначертание", а вполне понятное, вполне объяснимое проявление высокого, мирозданческого значения Разума, выражением и атрибутом которого является свобода людей.
Нельзя не заметить, что в рассматриваемом отношении право как эффективный и целесообразный нормативный регулятор демонстрирует свою параллельную схожесть с другим носителем рациональных начал (если угодно, тоже своего рода "явлением разума")- Такими прежде всего, как материальная техника, технология, причем и здесь – так, что интеллектуальные свершения выражены в строго опр