Догма права – первичная основа юридических знаний
Юридическая наука возникла и утвердилась среди других отраслей человеческих знаний как специальная прикладная дисциплина, предметом которой является догма права. И это сразу же придало правоведению качество основательной сферы знаний, осваивающей в связи с потребностями практики – как и иные прикладные науки – фактические данные, относящиеся к одному из секторов объективной реальности (законы, судебные прецеденты, правовые обычаи, их применение, толкование и т. д.). Эта дисциплина получила признание в качестве юридической догматики (юридического позитивизма) или, что то же самое, аналитической юриспруденции.
Начиная с древних исторических эпох, аналитическая юриспруденция вполне оправдывает свое назначение прикладной, технико-юридической науки. Оно дает атомистическую проработку фрагментов действующего позитивного права. Такая научная проработка выражается в понятийной фиксации юридических реалий (текстов законов, судебных решений, обычаев в юридической области, прецедентов и др.), выявлении содержащихся в них юридических норм, в их толковании, определении присущих им общих, видовых и родовых особенностей, заложенных в праве юридических конструкций, других структур, принципов, выработке и закреплении юридической терминологии.
В результате аналитической проработки догмы права, если она проведена на должном научном и методических уровнях в соответствии с требованиями формальной логики, раскрывается детализированная юридичекая картина того или иного участка, фрагмента законодательства, судебной практики, обнажается их юридическое содержание, отрабатываются наиболее целесообразные приемы и формы юридических действий, отбираются и приводятся в систему необходимые данные для правового обучения.
Своеобразие юридических явлений как догмы права, их "привязанность" к юридической практике (да к тому же недобрые оттенки самого слова "догма" в политической и социальной жизни) стали предпосылкой к сдержанным, а порой и прямо пренебрежительным оценкам юридических знаний как науки. Даже правоведы, основательно знающие юридическую проблематику, отмечают, что "позитивистская юриспруденция – это не более чем описательная наука, дисциплина низшего теоретического порядка"1.
Между тем юридический позитивизм (аналитическая юриспруденция) представляет собой систему знаний, занимающую достойное место в общей системе наук. В принципе – такое же, как и другие отрасли познавательно-прикладной культуры, в частности, медицина, прикладные дисциплины материальной техники. Да к тому же здесь, в области юриспруденции, имеющей характер гуманитарной науки.
По своему социальному значению правоведение на уровне аналитической юриспруденции оказалась одной из первых в истории специальных общественных (гуманитарных) наук, способных глубоко и тонко влиять на реальную действительность – законодательство, на его совершенствование, на практическую деятельность в области права в соответствии с требованиями законности и гуманитарными ценностями, а также на развитие других отраслей науки и культуры. В том числе она служит примером не только строгой точности и логической отработанности научных положений, но и их "привязки" к нуждам практики, когда наука на определенном уровне своего развития превращается в высо кое юридическое искусство (один из первых русских правоведов 3. Горюшкин так и называл ее "законоис-кусством").
Нужно добавить к сказанному и то, что на основе данных аналитической юриспруденции, полученных в конкретных юридических дисциплинах (науках гражданского права, уголовного права, процессуальных юридических дисциплинах и т. д.) сформировалась общая теория права. И здесь, на уровне общей теории права, оказалось возможным не только свести воедино "выведенный за скобки" разнородный по своим отраслевым источникам юридический материал и интегрировать данные отраслевых наук, очертить важнейшие, необходимые звенья исконного предмета юридической науки, но и на этой основе – увидеть его общеюридическую значимость как особого мира действительности, отличающегося многими, порой уникальными особенностями (прежде всего тем, что он относится к "материи регуляции и долженствования").
Наиболее наглядно эти особенности (пусть и на первичном, порой элементарном уровне) проявились в разнообразных классификациях юридических норм, правоотношений, юридических фактов, характеристиках их юридической природы, их соотношений -- положений, которые со времен разработок древнеримских юристов, становления пандектистики (и, пожалуй, в не меньшей мере в разработках юристов-аналитиков XIX—XX вв.) поражают своей стройностью, логическим совершенством, законченностью. Обобщения же правового материала наиболее высокого уровня выразились в теории аналитической юриспруденции, в выработке таких юридических категорий, как объективное право (и соответственно – субъективные права), понятий публичного и частного права, применения права, а также таких дефиниций права, которые не только ориентированы на то, чтобы выполнять прагматическую, операциональную и вместе с тем юридически значимую функцию (быть критерием правомерного и неправомерного поведения), но и обрисовывают специфику права как системы общеобязательных норм.
Издержки. Разрыв в науке
Отмечая необходимый, прагматически оправданный характер и достоинства науки позитивного права (юридической догматики, аналитической юриспруденции), надо вместе с тем иметь в виду, что тут есть и теневые стороны, возможны определенные издержки. Они выражаются в том, что фактическая основа юридических знаний, догма права, хотя и придала правоведению достойный науковедческий статус науки о реальных фактах действительности, оказывается все же ограниченной и к тому же во многом сконцентрированной в "нормах закона" – нормативно-формалистических особенностях правовой материи. И что в соответствии со спецификой предмета юридических знаний для правоведения оказалась характерной формально-юридическая методология, основанная на правилах и требованиях формальной логики.
Отсюда – возможность крайнего формализма, кажущегося или действительного, не всегда оправданная юридическая усложненность правовых построений, а в этой связи – казуистическая усложненность специального образования. И отсюда же – другие крайности, характерные для догматических разработок, когда эти разработки превращаются в схоластические упражнения, игру в понятия ("юриспруденция понятий").
Надо видеть и то, что аналитическая юриспруденция как технико-юридическая наука может существовать и развиваться при различных политических режимах. В том числе – при режимах тиранического типа, фашистских, в условиях коммунистической диктатуры, где техника юриспруденции оказывается нужной по сугубо прагматическим потребностям. Это дало повод полагать, что юридический позитивизм характеризуется Даже "духовной нищетой", когда по утверждению ряда авторов "...у юристов этого поколения (имеются в виду юристы юридико-догматической школы. – С. А.) не развивалось чувство личной ответственности, критический подход к праву" и когда "в целом позитивистская школа породила высококлассных специалистов по юридической технике, неспособных к самостоятельному мышлению"1.
Но главное, что в конечном итоге привело к довольно сдержанным (нередко с негативным привкусом) оценкам юридической догматики, – в другом. В том, что аналитическая юриспруденция, как это представилось в науке и общественном мнении XIX—XX вв., не дала и, казалось бы, не в состоянии дать ответа на те вопросы времени, которая потребовала Новая Эпоха. Время коренного перелома во всей истории человечества – перехода к последовательно демократическим, либеральным цивилизациям, открытого Великой французской революцией.
При это остался незамеченным (увы, во многом до нынешнего времени) тот фактический эффект юридической догматики, значение которого проявляется только сейчас, в наши дни. Эффект, который заключается в том, что в ходе и результате аналитической проработки правового материала вычленяются, пусть пока на формально-логическом уровне, юридические средства, в особенности – правовые конструкции, ключевой элемент материи права, от которого решающим образом зависят реальность и практическое воплощение в жизнь самых великих и замечательных лозунгов и принципов.
Но все это оказалось лишь научной перспективой юридических знаний, суть, научно-революционное значение которой раскрывается только в настоящее время.
Драматизм ситуации (а в этой связи и драма науки) в годы буржуазно-демократических перемен конца XVIII—XIX вв. выразился в том, что сам характер революционных преобразований обществ, вставших на путь демократических преобразований, потребовал в противовес режиму произвола и насилия прежних эпох верховенства права как высшей и незаменимой демократической и гуманитарной ценности. В тех или иных словесных формулах это требование сразу же зазвучало во всех революционных декларациях, начиная с конца XIX в.
Но почему сама логика революционных перемен придала праву столь высокое значение? Каковы место и роль права в демократическом обществе? Что оно вообще такое, право?
Оказалось, что правоведение как наука, сконцентрированная на изучении права с последовательно реалистических позиций, т. е. юридическая догматика, не дает ответа на эти и им подобные вопросы (хотя реально уже долгие века, по существу, подспудно готовила главное – важнейшие, ключевые средства и механизмы претворения в жизнь указанных ценностей, самой возможности их реализации в практическом отношении). Более того, в аналитической юриспруденции будто бы и в новых условиях нет импульсов к такой углубленной проработке права - - она как бы замкнулась на одних лишь вопросах юридической догмы, текущих проблемах законодательства, юридической практики. Несмотря на громкие декларации о праве в годы буржуазных революций и на появление на свет новых выдающихся Документов и процессов в юриспруденции (конституций, кодексов, возвышения правосудия), в ней, в юридичес кой догматике, в XIX—XX вв. вообще не проявилось устремленности к более глубокому постижению особенностей юридической материи.
Отдельные попытки в этой области (наиболее значимые из них нормативистские концепции, прежде всего – теория Кельзена) не дали сколько-нибудь существенных научных результатов, кроме, пожалуй, еще большей концентрации внимания на категории "норма", да обоснования особенностей права как "мира долженствования". Даже то обстоятельство, что замечательные философские умы (такие как Кант) неизменно опирались на достижения юридического позитивизма, не воодушевило специалистов по юридической догматики, не подвигло их на то, чтобы рассмотреть данные аналитической юриспруденции с основательных теоретических и философских позиций.
Так что в условиях буржуазных революций и в последующее время утвердилось убеждение, что догмы права (как реальной правовой материи) для реализации фундаментальных запросов Новой эпохи недостаточно. В жизни людей, притом в связи с юридическими проблемами, все большее значение стали приобретать духовные, гуманистические ценности и идеалы в том виде, который раскрывался в философских доктринах, передовой политической и социологической мысли.
Вот и пришлось, возрождая и активизируя философские тенденции античности и средневековья, развивать в правоведении идеи естественного права. А затем, уже в XX в., усилиями философов и правоведов придавать такую ориентацию философско-правовой мысли, в соответствии с которой философское осмысление права должно происходить, минуя юридическую догматику, путем прямого применения в юриспруденции высоких свершений философской мысли, неизменно связывающих право с такими категориями, как "свобода", "справедливость", "моральные критерии добра и зла". А вслед за тем прямого применения интеллектуальных достижений и более утонченных философских воззрений – таких, в частности, как категории диалектики, феноменологии, аксиологии, экзистенциализма, ныне – постмодернистских взглядов.
Отсюда и возникла в современном правоведении "ситуация разрыва", когда нет цельной науки права. Под одной рубрикой "правоведение" существуют два разно-плоскостных подразделения науки. В сущности – два полюса юридических знаний.
На одном полюсе – юридический позитивизм – дисциплина, по распространенному мнению, невысокого науковедческого уровня (пусть и крайне нужная в прагматическом плане, на практике, в правовом обучении и с какими-то попытками теоретических разработок). А на другом полюсе – философия права, реализующая применительно к правовому материалу философские и социологические ценности и данные. Прежде всего – ценности высшего порядка – "свободу", "справедливость", "моральные критерии добра и зла" (а также данные психологии, герменевтики, другие достижения философских наук эпохи модернизма и постмодернизма).
В итоге – невысокий градус общественного признания современного правоведения, которое, действительно, во многом оказалось в стороне от общего стремительного потока развития наук XX—XXI вв., особенно – наук естественного и технического профиля (напомню, по мнению О. Шпенглера, "то, что мы до настоящего времени называем правоведением, есть либо филология юридического языка, либо схоластика понятий права"1). И как будто бы судьба юридических знаний, судя по теперешнему их состоянию, – так и оставаться на обочине науки. Догматической юриспруденции по-прежнему быть технико-прикладной дисциплиной, замкнутой в основном на вопросах практики юриспруденции, а разработкам, претендующим на статус философских, оставаться в качестве своего рода ответвления философии, распространяющей достижения философской мысли на сферу права.
Направление поиска
Ну, а может быть, в правоведении нужен поиск? Поиск таких подходов в понимании права и разработки его теории, которые бы позволили правоведению как таковому – особой и самодостаточной области знаний – ответить на вопросы, выдвинутые Новой Эпохой, и на этом пути использовать ее богатейший потенциал?
Думается, поиск новых подходов в теории права – насущное требование современности.
Каковы же направления такого поиска?
Для того, чтобы вывести правоведение на уровень современной науки, науки XXI в., необходимо, по предположению автора этих строк, не только взять на вооружение правоведения достижения человеческого духа – высшие ценности философского постижения мира, духовной культуры, морали, высокие гуманитарные идеи, другие достижения философии, социологии, всего комплекса гуманитарных наук.
Прежде всего необходимо просто-напросто в соответствии с исконной природой правоведения и в области теории встать на путь действительной науки. На путь в принципе такой же, как и путь всех других наук, изначально настроенных на решение технико-прикладных задач, – естественных, технических и именно здесь на "собственном материале" достигших ныне фантастического уровня развития. И на таком пути, будь он принят юридическими знаниями, опираясь на многовековые достижения правоведения и расширяя вместе с тем в соответствии с логикой науки предмет и методы научного освоения действительности, попытаться развить теорию, не покидая почву права, т. г. через постижение самой материи права.
Таким образом, суть идеи, которая лежит в основе поиска новых подходов к праву, --не сводится к тому, чтобы просто распространить на предмет юридических знаний, часто рассматриваемый только в качестве удела всего лишь "юридического позитивизма", высшие ценности философской, духовной, гуманистической, моральной культуры (они, могу заверить, при последовательно научном подходе никуда не уйдут). Суть идеи развития современного правоведения – в том, чтобы с учетом новых материалов попытаться выйти чере анализ самой правовой м а т е р и и на новый уровень науки.
И тогда, могу заверить, (это входи- число наиболее сокровенных задумок и решающих результатов данной работы) окажется, что "секреты" права на таком уровне – это и есть высшие человеческие ценности, которые как раз и отвечают глубоким потребностям в праве сообщества людей в нынешнюю эпоху существования и развития человеческого рода.
Во многом справедливы суждения О. Шпенглера, который полагает, что "за спиной у нас великое искусство, перед нами – непочатое правоведение" и что необходима в соответствии с требованиями будущего "перестройка всего правового мышления по аналогии с высшей физикой и математикой". "Жизнь в целом: социальная, экономическая, техническая, – продолжает автор, – ждет того, чтобы ее наконец-то поняли в этом смысле; для достижения этой цели нам потребуется не менее столетия напряженнейшей и глубочайшей работы мысли"1.
Что ж, – да, "не менее столетия", а быть может, и более того.
Только потребности в праве в нынешнюю пору настолько остры, а потенциал юридических знаний технико-прикладного характера уже настолько значителен (момент, увы, не очень-то учтенный О. Шпенгле-ром), что работа по созиданию правоведения "по аналогии с высшей физикой и математикой" должна быть начата сейчас, в наши дни. И по всем данным, основное направление такой работы, ее исходные, ключевые звенья – основательное понимание материи права, ее содержания и логики.
Глава четвертая 'Вся" материя права