Главное – “тело”, материя права
Трактовка права как реального факта важна для науки. Это ее исходный пункт. Но такой констатацией ограничиться нельзя (ведь, по сути дела, мысли и воля людей, любые явления психологического порядка – это тоже реальные факты действительности).
Перед нами – как подметил правовед, действительно "сила, регулирующая поведение людей" (она – действует, работает, обставлена в своем действии сроками, поддерживается в своем действии государственными органами, именуемыми "правоохранительными").
Главное, право – это особая социальная реальность. Такой поразительный феномен, который относится к субъективной стороне жизни общества, в своем возникновении и действии зависит от людей, от их мнений и воли, и в то же время представляет собой особое явление среди фактов действительности.
Что значит "особое явление"? А то, что право имеет свое "тело" – corpus juris, как говорили юристы Древнего Рима. "Тело" как своеобразная, позволительно сказать, материя со своими свойствами, своей жизнью, логикой существования и развития. Материя – не в грубо материалистическом понимание, т. е. не в значении вещественных, зримых предметов (хотя в праве есть и такая сторона – законы, другие правовые источники), а в значении социальной, во многом "незримой" реальности.
Что же представляет собой "тело", "материя" (corpus juris) права – разговор особый, он впереди. Сейчас лишь приведу мнение еще одного видного русского правоведа – Б. А. Кистяковского. Причем пока только выдержку из его сочинения, свидетельствующую, помимо самого существа проблемы, о том (и это обстоятельство в высшей степени знаменательное), какое внимание в дореволюционное время русская правовая наука придавала положению о праве как объективной реальности. Итак, по мнению Б. А. Кистяковского, "правовую реальность следует поставить приблизительно посередине между реальностью произведений скульптуры и живописи, с одной стороны, и произведением литературы и музыки – с другой. Но все-таки ее придется признать немного более близкой к реальности первого вида культурных благ, чем второго..."
Неожиданные сравнения и аналогии! Не правда ли? Запомним это высказывание правоведа дореволюционной поры: оно поможет нам разобраться в том, что представляет собой материя, "тело" права.
Исходное начало науки
Только при признании того, что предметом юридических знаний являются не сами по себе акты власти, не требования той или иной идеологии, не какие-то иные фантомы, а твердая объективная реальность (конечно, особая! во многом "незримая"! – такая, которая относится к социальной материи, к субъективной стороне жизни общества и, вспомним, близка к произведениям "скульптуры и живописи") - только при признании этого возможна действительная, истинная наука, "имеющая дело" с реальными фактами окружающей нас действительности. То есть – такая же в принципе наука, как все иные отрасли знаний. Да к тому же – наука, призванная практически и теоретически осваивать такие реальные факты действительности, которые в той или иной мере и виде выражают известные идеальные, гуманитарные начала.
Такой ("естественно-технический" и одновременно – гуманитарный) характер правоведения придает ему высокозначимый науковедческий статус.
И этот же подход к юридическим знаниям является, помимо всего иного, также и предупреждением против легкого (порой авантюрного) отношения к праву, к бытующим представлениям, согласно которым возможно произвольно, как душе угодно кроить и перекраивать юридические нормы, в одночасье, чуть ли не одним "росчерком пера" преобразовать юридическую систему, а вместе с ней и всю жизнь общества.
Стало быть, юридическая материя – как и всякая "материя", – казалось бы, доступное "вещество" в руках человека, в действительности оказывается предметом далеко не всегда податливым к вольному манипулированию. Через право, законы, всю систему юридических институтов возможно решать различные жизненные задачи, реализовывать многие жизненные интересы. Возможно и необходимо развивать и совершенствовать действующее право. Но материя права такова, что она не позволяет использовать право по принципу– "что хочу, то и ворочу" или по придворным нравам – "чего изволите?".
Так что, истинный правовед, владеющий необходимой суммой профессиональных знаний, должной юридической культурой и гражданственной целеустремленностью, обязан, независимо от своего социального и служебного положения, уметь говорить "нет" – "нет. Право не позволяет сделать это". Или – "позволяет сделать лишь то-то и то-то, и ничего иного". Или – "что ж, извольте, используйте для задуманного Вами правовые установления, но знайте – будут крупные издержки, потери, не исключено – непоправимые".
Такой подход к юридическим знаниям, знаниям строгим и основательным, является, по сути дела, важнейшим элементом, открывающим путь к государственной политике, построенной на последовательных научных началах. На началах всего комплекса наук, относящихся к человеку и обществу, среди которых достойное место призвана занять и наука права.
Напротив, недоучет и тем более прямое отрицание указанной черты правовых знаний (в частности, сведение права к феномену сугубо духовного, идеального порядка) приводит в практическом отношении к тому, что манипулирование правовой материей – как и в других случаях вольного манипулирования с объективными реальностями – оборачивается в практической жизни недостатками, потерями, порой крупными, невосполнимыми. То есть приводит к крупным просчетам, к непониманию действительной роли, предназначения и смысла права в жизни людей, в судьбе общества, а в науковедческом отношении – к трактовке юриспруденции как дисциплины "низшего сорта", одного лишь узко понимаемого "юридического позитивизма". Да к тому же, скажу еще раз, что действительные законы законов, особенности и закономерности права, его тайны, действительно, так и останутся недоступными и неведомыми для юридической науки, что в общем-то будет и дальше оправдывать существующее о ней невысокое мнение.
Глава вторая
Догма права
1. "Догма права" – знак и образ правовой материи
Исторические данные свидетельствуют, что понимание права как особого, весьма своеобразного явления действительности возникло уже в глубокой древности и притом – в связи потребностями жизни, практики. В связи с тем, что на первых ступенях развития человеческого общества появилась необходимость решать жизненные ситуации, конфликты на твердом, строго нормативном, государственном основании. На том основании, которым и является право.
Таким образом, понимание права как объективной реальности изначально явилось требованием самой жизни, практики. При этом знаменательно, что право как основание для решения юридических вопросов стало пониматься знатоками юриспруденции, юристами-профессионалами в качестве догмы права. Почему?
Самое существенное здесь заключается в том, что этот термин (догма права) обозначает твердость и непререкаемость самой основы, в соответствии с которой решаются юридические вопросы. Ибо право, выраженное в законе, судебных прецедентах, других источниках, предстает и перед людьми, и перед государством в точном значении слова "догма", т. е. в качестве твердого, неизменного на каждый данный момент, непререкаемого основания для поведения людей и действий государства, выносимых им решений (если угодно, столь же "святого", непререкаемого, как и любая "догма").
Стало быть, выражение "догма права" в области юридической деятельности и знаний означает то, что объективное (позитивное) право, существующее в данном обществе, в каждый данный момент, – это "то, что есть" – строго определенная "данность" и "неизменность". Причем, в отличие от политики и идеологии, в юридической области это выражение, "догма права", лишено привычных для многих людей негативных оттенков (таких, которые слышатся в словах "догматик", "догматизм"). Это – вполне нормальный, "добропорядочный" и даже профессионально престижный, знаковый в юридической области термин, характеризующий образ права как объективной реальности.
Особенности догмы права
Говоря о значении выражения "догма права", нужно иметь в виду, что в "твердости" и "непререкаемости" догмы права есть две плоскости.
Во-первых, действующее право, независимо от нашего отношения к нему и мер (назревших или даже уже предпринимаемых) по его изменению, нужно понимать и применять таким, каково оно есть на данный момент в существующих законах, других источниках права. Да, это могут быть неправедные и жесткие решения власти, устаревшие регламенты и инструкции. Но это всегда лучше, чем ничем не ограниченный произвол и беззаконие.
И второе. В праве, каким бы ни было конкретное содержание законов, юридической практики и правосознания, есть своего рода жесткая объективная фактура – нечто твердое и постоянное, не подвластное вольному усмотрению и произволу, никакому правителю, должностному и научному авторитету (пока в установленном порядке не изменены действующие юридические нормы, у нас – прежде всего закон). Это и есть "тело" права, правовая материя в точном значении этого понятия.
И, характеризуя это твердое и изначальное, нужно отметить, что догма права – это не только особый участок явлений социальной действительности, но и ее особый мир. Важнейшая черта этого "особого мира" заключается в том, что право представляет собой логическую систему, неотделимую от формальной логики или шире – математической (символической) логики. Изначально заложенная в позитивном праве направленность на решение жизненных ситуаций, а отсюда – на обеспечение максимальной, предельной определенности в регулировании общественных отношений, на обеспечение ее максимально возможной точности, строгости достигается прежде всего как раз при помощи того, чтобы все элементы правовой материи подчинялись требованиям и правилам формальной логики. И в силу этого вытекающие из права выводы должны выражаться не в диалектических суждениях типа "и да, и нет", а в строгих заключениях – "только да", "только нет". С этой точки догма права является своего рода математикой в области права, в практической деятельности юристов. И кстати, вовсе не случайно методы, используемые в аналитической юриспруденции, близки к тем, которые относятся к математической логике и математическому мышлению.
И еще один момент, характеризующий догму права. Центральным звеном в догме права являются юридические нормы. В юридических нормах и через юридические нормы (по большей части в наших, российских условиях – через нормы законов) определяются и ситуации, требующие правового решения, и порядок, процедуры таких решений, а главное – правовые средства разрешения юридических дел.
Таким образом, на уровне "догмы" право выступает в качестве нормативного образования. Причем наше внимание тут сосредоточивается на юридических нормах, выраженных в законах, в кодексах, а отсюда – и на "самих" законах. И не только и даже не столько потому, что законы для нас, людей, живущих в российском обществе и во многих других странах (особенно странах европейского континента), —• основной источник юридических норм, и вследствие этого именно с законами в основном связаны вопросы понимания права и юридической практики. Главное здесь – то, что законы – это наиболее развитая форма закрепления юридических норм, законы получают распространение и в других юридических системах, и вовсе не случайно во всем мире именно с законами (даже терминологически) связаны представления о законности – строгом правовом порядке, который должен существовать в обществе.
Итак, для понятия "догмы права", наряду с логической четкостью охватываемых им представлений, характерны по крайней мере две особенности:
во-первых, в центре правовых представлений, относящихся к догме права, - - юридические нормы, выраженные в законе (иных источниках)',
и, во-вторых, "догматические" представления о праве сформировались и наличествуют, главным образом, в связи с потребностями юридической практики (и что не менее важно – в соответствии с требованиями законности).
Зримая и незримая материя
Понятие "догма права" позволяет начать более детальный разбор того, что представляет собой "тело", материя права. И прежде всего – выделить в ней, условно говоря, зримые и незримые составляющие.
"Зримая" составляющая – это то, что на языке философии относится к внешней форме права. Это – законы, судебные прецеденты, иные источники юридических норм, выраженные, как правило, в письменных документах.
Здесь, в данной плоскости, позитивное право выступает как зримая реальность в самом прямом значении: его можно "увидеть глазами" (на столе лежит книжечка, озаглавленная "Уголовный кодекс", в каждой статье которого – норма или какая-то ее часть), можно даже "подержать его в руках" (взять книжечку в руки, полистать ее, найти нужную статью). Словом, перед нами – доступный для наших ощущений, наглядный предмет.
Вспомним приведенные ранее соображения Б. А. Кистяковского о том, что право как реальность ближе к тому виду культурных благ, к которому относятся "произведения скульптуры и живописи". В чем тут дело? А в том как раз, что в отличие от другого вида культурных благ (произведения литературы и музыки), здесь результат творчества органически слит с данным внешним предметом – с данным, строго индивидуализированным ("одним") экземпляром творчества в его вещественном виде – монументом, изваянием, картиной. Причем в данном виде культурных благ (и в праве то же!) "слитность с предметом" следует понимать не в смысле отождествления указанных явлений с "материалом" (мрамором и холстом в отношении скульптуры и живописи; письменными документами в отношении права). Главное – это то, что данные предметы, в том числе – коль скоро речь идет о праве – его источники, в основном письменные документы, как бы опредмечивают мысль, творчество, намерения людей и придают соответствующим культурным благам строгую определенность, устойчивость, постоянство (вечность).
И вот с точки зрения "зримой" составляющей, позитивное право как наличная объективная реальность представляет собой такой продукт мысли и воли людей, который опредмечен, воплощен во внешней форме и вследствие этого возведен на такую степень "твердой реальности", которая превращает его в особое социальное бытие – устойчивое, строго определенное, постоянно действующее ("вечное"). Вот почему право действует в практической жизни и воспринимается людьми в качестве догмы, твердых реалий – строгих, точных, постоянных и в принципе неизменных в нашей действительности, нечто такого, что и позволяет делать строго определенные выводы, давать четкую оценку событиям, совершать действия, поддерживаемые властью1.
И все же, как это ни покажется неожиданным, самое существенное в праве – это его "незримая" составляющая (то, что относится по философским определениям уже не к внешней, а к внутренней форме).
Вот перед нами центральное звено догмы права – юридические нормы. Что же представляют собой юридические нормы при достаточно полной их характеристике?
На первый взгляд, и здесь как будто бы все "зримо" и "видимо". О существовании юридических норм свидетельствуют тексты Уголовного кодекса, Семейного кодекса, Гражданского кодекса, других нормативных документов, выделение отдельных статей, нормативных положений со словами "вправе", "не может ограничивать", "обязан возместить", да и просто табличка в автобусе с указанием – "места для пассажиров с детьми и инвалидов".
Но стоит только повнимательней приглядеться к любым жизненным случаям, требующим решения на основании юридических норм, так сразу же возникают воп росы. А почему, собственно говоря, упомянутые и другие записи и формулировки свидетельствуют о наличии юридических норм? Именно норм, да притом юридических? Ведь юридическая норма должна обладать, как установили специалисты по праву, целым набором элементов: указывать и на условия ее действия (эти условия назвали в юриспруденции "гипотезой"), и на взаимные права и обязанности субъектов ("диспозиция"), а главное – на возможные юридические последствия ("санкции"). А в тексте законов: в отдельные положения, содержащиеся в тех или иных статьях закона, посвящены только отдельным юридическим операциям, деталям и частностям, – в тексте наличествуют только какие-то укороченные фразы, чуть ли не их обрывки.
И вот тогда-то и нужно принять во внимание структуру (структурированность) права, юридическую организацию соответствующих положений. С тем чтобы представить юридическую норму в целом, оказывается, необходимо вписать текст закона в модель логической нормы – нормы со всем набором необходимых для нее элементов (гипотезой, диспозицией, санкцией).
Выходит, юридическая норма, казалось бы, простое, элементарное, наиболее наглядное, предельно зримое звено позитивного права, его догмы, одновременно предполагает существование незримых, невидимых компонентов – разнообразных связей и соотношений, включающих в нечто "логически целое" иные компоненты, также входящие в правовую материю, и лишь в своей совокупности, в единстве образующие юридическую норму.
Стало быть, юридическая норма, в какой-то мере обнаруживая свои особенности наличной реальности в формулировках отдельных статей закона, в полной мере раскрывается как юридическое явление в разнообразных связях и соотношениях. И плюс к тому еще (как мы увидим в последующем) – в своей "заряженное™" на практическое осуществление, а отсюда – в соответствующих практических действиях людей. Так что юридическая норма, казалось бы, очевидная и наглядная элементарная "частица", в действительности в своих "видимых" и не очень "видимых" особенностях выступает в качестве содержательно богатого, а главное структурно сложного явления – звена особой правовой материи.
Следовательно, даже не примере одного, притом самого элементарного звена догмы права, юридических норм, выясняется, что собственная плотъ права кроется в организации правового материала, в юридических структурах. В последующем этот пример будет подкреплен и другими данными. Но уже сейчас следует сказать, что такого рода характеристика особенностей права имеет ключевое, принципиальное значение для решения многих вопросов правовой теории.
Основной секрет силы права
Принято считать, что в любом предмете (явлении) главное, самое существенное, что характеризует значение и силу данного предмета, – это содержание. В мире вещей, во многих жизненных процессах так оно и есть (например, даже в сфере власти: могут существовать различные "формы" республик, монархий, но главное все же содержание власти, т. е. политический режим, демократический или авторитарный, тиранический).
В праве все куда сложнее. Здесь мы встречаемся с явлениями поистине поразительными, уникальными.
При всей исключительной важности в жизни человеческого сообщества экономического, политического, нравственного, иного фактического содержания законов, юридических норм в области юриспруденции первостепенное значение принадлежит именно форме (которая и образует своеобразную юридическую материю).
Конечно, фактическое содержание в текстах законов, в других источниках как бы перемешано с юридическими категориями, "юридически прописано". Тем не менее, во всех случаях оказывается возможным и одновременно крайне необходимым в юридическом отношении различать, с одной стороны, конкретный фактический материал, а с другой – исконно юридические категории (правовую материю). Например, в области земельного и трудового законодательства, с одной стороны, природные особенности угодий, труд и его интенсивность, перерыв в труде (отдых), государственные решения по всем этим вопросам, а с другой – законы, иные документы и – что не менее важно – "приоритет прав того или иного лица", "субсидиарное применение", "правовое требование", "юридическое равенство" и т. д., что и представляет право "вовне", а главное – организует содержание права, воплощает его в юридических структурах.
А теперь – внимание! – главный пункт, раскрывающий смысл слитности права с его формой. Суть его в том, что иначе, без своего "проявления вовне", и главное – без обретения необходимых структурных характеристик позитивного права просто нет, как бы слова в данном случае ни звучали. И нет, стало быть, никакой силы у каких-то нормативов и решений, которые хотелось бы видеть в качестве права.
Для обоснования этого призову на помощь одного из наиболее видных философов нашего времени М. Ма-мардашвили.
Вот что по тематике рассматриваемого вопроса, раскрывая идеи одного из наиболее великих философов – Канта, пишет М. Мамардашвили: "Форма как возможность структуры, как нечто, что лежит в области полноты, есть для Канта такое образование, от свойств которого зависит все остальное в мире. В том числе социальные проблемы, социальное благо человека, его нравственное благо как конкретного, то есть несвятого существа"1.
И, характеризуя в этой связи миссию права в обществе в качестве формы, которая способна не давать основания для зла и несправедливости2, М. Мамардашвили – достойный внимания момент! – привлекает в качестве примера институты суда и судопроизводства, когда у участников судопроизводства существует даже инстинкт правды3: "Инстинкт правды, – пишет философ, – хотя и будет в головах, но действовать будет форма. Лишь она... может нейтрализовать неизбежные человеческие потуги. Поэтому нам нужны не честные судьи, а независимые суды. Только это может скорре-лировать неизбежную случайность того, честен человек или бесчестен, глуп или умен"1.
В этой связи М. Мамардашвили высказывает ряд соображений о праве и правосудии, суть которых сводится к тому в высшей степени важному для нашей сегодняшней жизни выводу, что высокоразвитое чувство формы означает в данной сфере жизни общества существование независимого и полновластного суда, способного противостоять беззаконию власти. "Очевидно, – пишет М. Мамардашвили, – такое чувство формы (а закон есть один из классических случаев формы) является очень деликатным и тонким продуктом, неким гумусом. Люди прекрасно понимают, – чтобы на земле что-то выросло, нужен культурный слой почвы, нужно создавать его сантиметр за сантиметром, довольно долго". И, обращаясь к примеру Пруссии, где в годы Фридриха Великого было как-то сказано – "В Пруссии есть еще судьи", автор говорит: "И чтобы в Пруссии времен Фридриха Великого такое могло быть естественным образом сказано, до этого, очевидно, должно было пройти еще лет двести. Мы же и сейчас подобного естественным образом сказать не можем, нам это просто в голову не придет. Так сколько же лет нам предстоит, если мы сегодня начнем?"2
Отсюда, помимо всего иного, как раз следует, что само право (именно как "форма"! – вот такой здесь парадокс и секрет) имеет свою материю – материю права, выраженную главным образом в его структурных характеристиках. И отсюда же следует, что сила права как формы (по выражению М. Мамардашвили, "возможность структуры", "нечто относящееся к полноте") – это сила собственной материи права, когда право слито с ее внутренней организацией, структурой.
Глава третья
Драма науки. Поиск