Право: инструментальная и собственная ценность
1. Право как ценность. Теперь - некоторые итоги рассмотрения права в качестве регулятора. Сопоставительный анализ права и власти, а затем право и морали показала значительную силу права (способную противостоять силе власти и не уступающей, а чем-то и превосходящей силу морали).
В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях.
Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения - это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое “средство”, которое выступает как ценность, социальное благо[119].
Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом существенны социально значимых свойств - общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определенностью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.
Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью -инструментальной и собственной.
2. Инструментальная и собственная ценность права. Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т.е. ценности “инструмента”,. “средства” решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества – экономической, политической, культурной.
Действительно, в силу самого хода исторического развития позитивное право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных регулятивных свойств. А это означает, что оказалось возможным использование права с его свойствами как орудия, инструмента, средства для решения разнообразных задач; использование различными субъектами социальной жизни - и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.
Эта собственная ценность дает о себе знать и в сугубо “регулятивном плане”. В том, что позитивное право способно “воспроизводить” данную социальную систему, вносить в нее нормативные начала
Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое..
Самым общим образом собственную ценность нрава в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью.
Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом – самостоятельной социальной ценности.
Но тут нужна существенная оговорка, которую автор этих строк, которому довелось одному из первых в отечественной литературе предпринять попытку освещения социальной ценности права[120], делает с пониманием ограниченности взглядов на этот счет в предшествующее время.
Характеристика права через категории аксиологии, т.е. в качестве самостоятельной социальной ценности углубили представления о значении прав как регуляторе, разукрасили их современными определениями, современной философской лексикой. В науковедческом отношении такой подход придал еще большую значимость новому направлению в теории права – проблематике правового регулирования (об этом - речь в следующей главе).
Вместе с тем надо видеть, что само по себе освещение права в качестве социальной ценности – поскольку оно рассматривается под углом зрения его регулятивных функций – все же не дает существенного приращения юридических знаний; пожалуй, за исключением большей четкости в определении свойств права, да его особенностей как “упорядоченной свободы”, противостоящей хаосу произвола и своеволия.
Как все более становится ясным в настоящее время, наиболее существенные ценностные характеристики права открываются при его рассмотрении под мирозданческим углом зрения, при анализе смысла и назначении права, его оценки в плоскости “широкого” понятия права, когда в полной мере раскрываются его качество во “втором измерении” - явления духовного порядка, явления разума и морали в высоком человеческом значении. А все это – уже проблематика философии права, которой посвящена третья часть книги.
Глава шестая