Назначение судебно-психиатрической экспертизы.

В основе правового положения экспертов в нашей стране лежит их не зависимость от сторон в судебном процессе. Независимость судебных психиатров от сторон в судебном процессе обеспечивается тем, что экспертиза в нашей стране находится полностью в ведении органов здравоохранения и не оплачивается заинтересованной стороной. Вместе с тем такая независимость подчеркивает необходимость строгого согласования всех правил и норм психиатрического освидетельствования и всех положений статей УК, УПК, ГПК, Гражданского кодекса, которые касаются проведения экспертизы.

В этой связи психиатры, проводящие судебно-психиатрические экспертизы, должны не только обладать должной профессиональной квалификацией, но и знать свои права и обязанности, специально оговоренные в соответствующих статьях кодексов, а также ориентироваться в правовых положениях, которые охраняют интересы лиц, подвергаемых судебно-психиатрическому освидетельствованию. Для согласованных действий по организации и проведению судебно-психиатрической экспертизы разработаны специальные межведомственные инструкции Министерства здравоохранения. Прокуратуры, Верховного суда, Министерства юстиции и Министерства внутренних дел.

В соответствии с уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, Инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы она выполняется по постановлению следователя, прокурора, органа дознания, по определению суда. Ходатайствовать о назначении экспертизы по уголовным делам могут обвиняемый, потерпевший, их законные представители, защитник с момента участия в деле, обвинитель в судебном заседании. В гражданском процессе имеют право ходатайствовать о назначении экспертизы истец, ответчик, их представители и прокурор. если последний участвует в деле. При возбуждении дела о признании гражданина недееспособным судебно-психиатрическая экспертиза является обязательной независимо от заявленных ходатайств.

Одним из формальных оснований для назначения экспертизы являются сведения о лечении подэкспертного в прошлом впсихиатрических больницах или о том, что он состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Такое же значение имеют данные трудовой и военно-психиатрической экспертизы об инвалидности или негодности к военной службе по состоянию психического здоровья. Сведения о высокой частоте психических заболеваний среди родственников, об обучении во вспомогательной школе, о явных странностях поведения, о попытках самоубийства также должны приниматься во внимание. Но эти сведения должны быть достаточно подтверждены справками из психиатрических учреждений, характеристиками и другими документами, чтобы стать реальным поводом к назначению экспертизы.

Имеют значение сведения о перенесенных в прошлом заболеваниях головного мозга (энцефалит, менингит), травмах черепа, если они сопровождались психическими нарушениями, вызвали ухудшение успеваемости в учебе или снижение трудоспособности. Свидетели по делу могут высказывать по собственной инициативе сомнение в психической полноценности обвиняемого.

Психологическая непонятность, крайняя демонстративность общественно опасного действия бывают первыми признаками психического заболевания. Некоторые формы поведения могут производить впечатление психической неполноценности обвиняемого. То же относится ик особой жестокости, проявляемой преступниками при совершении преступлений. Эти признаки сами по себе не могут служить доказательством психического расстройства. Данные о странности поведения, об особой жестокости и без мотивности преступления дают веские основания следователю назначить судебно-психиатрическую экспертизу. Экспертиза может установить связь этих данных с болезненным расстройством психики и дать заключение о невменяемости. Если преступник признается вменяемым, то особенности его поведения и правонарушения оцениваются не как результат болезненности психики, а как особенности личности преступника и суд дает этому соответствующую оценку.

Не только странное, нелепое поведение в следственном изоляторе, в зале судебного заседания или в местах лишения свободы могут быть поводом для направления на экспертизу. Во время допросов подследственных могут выявиться другие признаки психической несостоятельности (неспособность правильно осмысливать вопросы, отвечать по их существу, пассивное и безучастное отношение к совершенному деянию). Все это должно давать повод следователю к направлению на экспертизу. Признаки болезненного расстройства психики обвиняемого могут внезапно выявиться на любом этапе уголовного процесса, что и определяет время направления на судебно-психиатрическую экспертизу.

Наши рекомендации