Методология юридической науки и ее значение в развитии предмета общей теории государства и права.
Методология юридической науки и ее значение в развитии предмета общей теории государства и права.
Из названия этой юридической науки следует, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных института — государство и право. При этом нельзя смешивать институты государства и права как определенные формы социальных отношений и науку о них — теорию государства и права. Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:
- система основных понятий юриспруденции;
- государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние).
Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов.
Методология теории государства и права
Meтодология — подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Ф.Бекон — английский родоначальник методологии опытной науки — сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий в темноте с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без света, не разбирая дороги.
Методология представляет собой систему научных методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений.
Метод тесно связан с содержанием науки, хотя они и не тождественны, с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Существует тесная связь теории и практики, опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает как критерий истины.
Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ибо теория государства и права является методологической основой для других юридических наук.
Научную методологию государства и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.
Методами теории государства и права (как и любой другой науки) называется совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении теории государства и права используются как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к конкретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др. Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпирического в познании. Первый связан с развитием понятийного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом.
Основными общими методами изучения являются:
1) анализ;
2) синтез;
3) системный подход;
4) функциональный подход.
Постоянные и временные.
Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).
Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.
Основные и неосновные.
Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.
Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:
1. законодательные (правотворческие),
2. управленческие,
3. правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.
6 Определение места государственного органа, государственной организации, государственного учреждения и государственного предприятияв механизме государства.
Государственная власть – это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данном определении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем не менее, можно использовать в качестве рабочего определения государственной власти.
Как представляется, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» при всей их связанности все же нужно различать. Причем во избежание путаницы в этом вопросе данным понятиям нужно придать строго определенное значение. Под государственным аппаратом целесообразнее всего понимать систему только государственных органов, а под механизмом государства систему всех государственных организаций: органов государства, государственных учреждений и государственных предприятий.
Поскольку под государственным аппаратом понимаются взятые в единстве органы государства, эту часть государственного механизма бесспорно следует отнести к механизму государственной власти. Именно органы государства олицетворяют собой государственную власть и прежде всего именно в них государственная власть получает свое организационное выражение. Ведь не случайно государственную власть определяют иногда как систему государственных органов.
Администрация государственных учреждений и предприятий выражает и осуществляет государственную власть. Однако в отличие от власти органов государства эта власть не выходит за пределы данных организаций.
В структуре же механизма государственной власти можно выделить три элемента: органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат (главный элемент), государственные учреждения и предприятия и негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями (дополнительные, вспомогательные элементы).
Структура механизма государства включает:
1) государственные органы: парламент, президент, правительство, министерства и т.п.);
2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения — библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.
4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
Структура правоотношения.
Структуру правоотношения составляют субъекты правоотношения (управомоченные и обязанные лица), содержание правоотношения (субъективное право и субъективная юридическая обязанность), объект правоотношения. Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности, а в некоторых источниках выделяются ещё и правоотношения общего характера). Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).
Содержание правовой культуры и правосознания.
Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье. Правосознание, находит свое воплощение в поведении субъектов. Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с правовым сознанием, которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура выступает необходимой и естественной средой формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, правосознание отражает ее, объективируясь в других составляющих правовой культуры.
Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.
Как юридическая категория «правовая культура» имеет сложную природу и вопрос об определении данного понятия до сих пор остается открытым. Правовая культура рассматривается в научной литературе как часть общей культуры в самом ее изначальном, общечеловеческом смысле. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.
Правовая культура реализует целый ряд функций:
· регулятивная функция проявляет себя в создании норм, принципов, правовых образцов и моделей поведения, которые придают общественным отношениям упорядоченный характер;
· охранительная функция призвана обеспечивать различными правовыми средствами безопасность общества и личности, правопорядок, законность и конституционность;
· прогностическая функция включает анализ эффективности и качества, закономерностей и тенденций развития государственно-правовых явлений, а также определение наиболее действенных механизмов реализации правовых задач и достижения правовых целей;
· правопреобразующая функция выражается, преимущественно, в различных формах реализации правовой политики, направлена на проведение реформ, достижение социального и правового прогресса;
Воспитательная функция. Следует особо выделить в данной системе функцию правового воспитания как процесса целенаправленного, осуществляемого государственными и негосударственными органами, учреждениями, организациями и отдельными гражданами по формированию правового сознания. В состав правовоспитательной деятельности входят не только правовое обучение, но и правовое просвещение, правовая пропаганда, юридическая практика, самообразование и самовоспитание. Заключается данная функция в формировании у людей зрелых юридических представлений, убежденности в необходимости и значимости социально активного поведения в сфере права, нетерпимости к нарушению и злоупотреблению правом.
В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):
§ идеологический (правовые идеи);
§ нормативный (правовые нормы);
§ поведенческий (правовые поступки);
§ объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).
С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.
30. Правовой нигилизм и правовой идеализм: формы проявления и способы их преодоления.
Правовой нигилизм по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву.
Правовой или юридический нигилизм представляет собой непризнание права как социальной необходимости. Он выражается в следующих формах:
1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Правовой идеализм- это переоценка права и его возможностей.
Основными формами проявления правового идеализмаявляются:
1) нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни;
2) слепая вера граждан в законы, которые способны быстро изменить жизнь;
3) буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
4)идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа);
5) неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе и т. д.);
6) увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).
Методология юридической науки и ее значение в развитии предмета общей теории государства и права.
Из названия этой юридической науки следует, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных института — государство и право. При этом нельзя смешивать институты государства и права как определенные формы социальных отношений и науку о них — теорию государства и права. Под предметом понимается то, что изучает данная наука. Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом:
- система основных понятий юриспруденции;
- государство и право как взаимосвязанные явления (их зарождение, развитие, современное состояние).
Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов.