Опыт РФ в осуществлении налогового администрирования

Налоговый контроль – это разновидность государственного финансового контроля, реализуемого в налоговой сфере. Руководство самим процессом контроля становится возможным посредством реализации системы мероприятий и процедур, действий, способов и методик контрольного, проверочного и аналитического характера.

В целях определения налогового администрирования как науки выделем пять основных составляющих (элементов) этой науки, необходимых для данного явления:

а)объект исследования

Объектом налогового администрирования выступают налоговые отношения.

В качестве субъектов налогового администрирования могут выступать государственные органы власти и управления, которые можно классифицировать так:

- налоговые органы;

- органы, обладающие полномочиями налоговых органов (органы управления государственных внебюджетных фондов, финансовые органы, таможенные органы);

- правоохранительные органы (с точки зрения экономической безопасности). [20]

В практике субъекты налогового администрирования получили название налоговых администраторов (администраций).

Налоговыми администрациями признаются налоговые и иные уполномоченные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации процесса налогового администрирования в отношении налогоплательщиков, расположенных на подведомственной им территории в разрезе подконтрольных им налоговых поступлений.

б) общие принципы налогового администрирования

Действующее налоговое законодательство не содержит нормативно установленных принципов, которым должен соответствовать налоговое администрирование. Статья 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» касается только материально-правовых аспектов налогообложения.

Законодательный пробел в плане отсутствия нормативно установленных принципов налогового контроля частично восполняется правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Однако отсутствие закрепленных на уровне закона принципов налогового администрирования представляется не вполне нормальной ситуацией. По степени воздействия на проверяемых субъектов налоговое администрирование практически не имеет себе равных в сравнении с иными формами государственного финансового контроля. Поэтому формализация в конкретных правовых нормах его принципов, а также их раскрытие представляются необходимой законодательной мерой. [20]

Администрирование налогов как вид государственной деятельности строится и базируется на определенных принципах. Принципы включают основополагающие идеи установления, выражающие объективные закономерности организации уполномоченных государством органов, осуществляющих налоговое администрирование, обоснованные направления реализации их компетенции, задач и функций, отражающие базовые конституционные положения и лежащие в основе правотворческой деятельности, исполнения налоговой обязанности и деятельности налоговых органов.

Представляется необходимым систематизировать принципы налогового администрирования, такие как:

- принцип обеспечения законности;

- принцип юридического равенства;

- принцип добровольного исполнения налоговой обязанности;

- принцип защиты прав;

- принцип гласности и защиты сведений, составляющих налоговую тайну;

- принцип презумпции невиновности налогоплательщика;

- принцип ответственности за допущенные правонарушения;

- принцип информационного обеспечения. [20]

Принцип обеспечения законности состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога[20]. То есть все, на кого распространяется закон о данном налоге, обязаны правильно и своевременно уплатить налог, причем плательщику бессмысленно (по экономическим либо по иным соображениям) искать пути обхода требований закона, подвергаясь риску быть выявленным.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить].[20]

Иным аспектом принципа законности можно считать соблюдение требований законодательства о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых органов, других участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Дополнительным аспектом данного принципа можно также считать определение места нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в вопросах налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, с одной стороны, а с другой стороны, являются обязательными только для подразделений этих федеральных органов.

На наш взгляд, помимо указанных аспектов данного принципа можно считать право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах[4].

Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность и взаимообусловленность. С.Г. Пепеляев справедливо отмечает: “Основные принципы непосредственно определяют структуру и объем полномочий налоговых органов. Максимальное воплощение этих принципов должно быть провозглашено целью их деятельности. Они же лежат в основе оценки законности конкретных действий и решений налоговой администрации”.

Принцип юридического равенства означает равенство перед законом всех контролируемых субъектов при принятии законодателями нормативных актов, регулирующих порядок осуществления налогового администрирования. Принцип соблюдения прав человека и гражданина проявляется в том, что должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство[27].

Принцип добровольного исполнения налоговой обязанности.

Для обеспечения порядка поступления налогов недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Как справедливо отмечает М.В. Карасева: “...добровольное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности путем собственных активных действий без помощи государственных органов - это то, к чему, прежде всего, стремится государство” и далее: “Что касается действий государственных органов, направленных на обеспечение исполнения налоговой обязанности, то они являются в системе налогового регулирования вторичными, вынужденными”.

В том случае, когда налогоплательщик добровольно обязанности по уплате налогов не исполняет, налоговые органы имеют возможности принудительно аккумулировать налоги в бюджетную систему и поэтому вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам и пени. Обязательный характер налога предполагает, что он может быть взыскан в принудительном порядке.

Принцип защиты прав означает, что контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления налогового контроля. В настоящее время процедура обжалования имеет много особенностей.

Главная особенность института обжалования заключается в создании гарантии административной и судебной защиты, при которой, с одной стороны, налогоплательщик имеет право подать жалобу, с другой стороны, государство, в лице полномочных органов, обязано рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Тем самым гарантируется защита имущественных и (или) неимущественных прав налогоплательщика от неоправданного властного вмешательства налоговых органов (их должностных лиц). [20]

Действующее законодательство право на обращение с жалобой о проверке законности ненормативных правовых актов, действий или бездействия налоговых органов (их должностных лиц) связывает с личным усмотрением заявителя (субъективным мнением) о том, что его права и законные интересы нарушены.

Отсутствие ограничения права на подачу жалобы гарантирует только лишь реализацию этого права и не означает, что одного субъективного мнения достаточно для подачи жалобы, тем более для успешного разрешения дела в пользу лица, решившего обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

В этом аспекте чрезвычайно важным является установление объективных, наиболее значимых оснований для обжалования, так как именно они одновременно могут явиться основанием для удовлетворения жалобы.

Анализ действующего законодательства, теоретических исследований и правоприменительной практики позволяет выделить следующие основания для обжалования актов ненормативного характера, действий (бездействия):

- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, в том числе имеющему большую юридическую силу;

- нарушение прав и законных интересов;

- создание препятствий к осуществлению прав и свобод;

- незаконное возложение каких-либо обязанностей, а равно незаконное привлечение к ответственности.

Принцип информационного обеспечения заключается в эффективном использовании возможностей информационных ресурсов налоговых органов.

К важным направлениям развития информационного сопровождения можно отнести:

- централизацию обработки данных за счет создания центров обработки данных;

- расширение применения электронного документооборота;

- применение интернет-сервисов, расширяющих возможности налогоплательщиков - физических лиц.

В современных условиях способность хранить, быстро найти и проанализировать необходимую информацию о налогоплательщике, его объектах налогообложения и проведенных в отношении его мероприятий налогового администрирования становится первоочередной. Поэтому дальнейшее развитие налогового администрирования невозможно без расширения информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в налоговых органах.

в) правовые нормы, регулирующие вопросы деятельности налоговых органов, в процессе налогового администрирования и превенции нарушений законодательства о налогах и сборах[20]

Налоговая правовая норма не всегда идентична властному предписанию административной нормы. Определенное поведение закреплено и в процессуальных налоговых нормах. Одной из специфических особенностей процессуальных норм является то, что они тесно связаны с различными приемами и способами, используемыми органами государства при осуществлении своих полномочий. Способы правового регулирования зависят от особенностей правовых норм, от характера субъективных прав и юридических обязанностей[20]:

- обязывание есть возложение обязанности по совершению установленных положительных действий (обязывающие нормы);

- дозволение есть предоставление субъективных прав с положительным содержанием, т.е. права на совершение активных действий (управомочивающие нормы);

- запрещение есть возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий (запрещающие нормы).

Выбор той или иной формы правового воздействия зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других обстоятельств, которые, вместе взятые, требуют от законодателя, субъекта, осуществляющего властные функции, избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ, чтобы сделать правовое регулирование наиболее целесообразным и эффективным.

Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу. Сущность налогового администрирования еще не раскрыта в полном объеме. Множество точек зрения по поводу определения налогового администрирования и существующие противоречия при его осуществлении побуждают вновь возвращаться к данной теме.
В последние пять лет налоговая система РФ проходит очередной этап реформирования, и этот этап ставит уже иные цели и задачи по сравнению с предыдущими. Если в первые годы становления и функционирования налоговой системы первоочередными целями являлись становление упорядоченного налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки, то на современном этапе происходит изменение целевых ориентиров в сторону качественного улучшения, повышения эффективности налоговой системы.
Впервые вопрос о налоговом администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую перспективу был затронут в бюджетном послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ. К 2004 г. период кардинальных изменений подходил к завершению. Первоочередной целью являлось сохранение стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Усилия по реформированию налоговой системы должны быть направлены на повышение ясности законодательства. «Важным направлением налоговой политики станут меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совершенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и необходимо в целях обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков» [20].

Экономисты и различные специалисты в области налогообложения до сих пор сходятся во мнении, что общего, точного определения понятию «налоговое администрирование» нет. А.В. Угрюмова пишет: «В настоящее время термин “налоговое администрирование” применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания» [20]. Термин «налоговое администрирование» не прописан ни в одном законодательном акте. Более того, долгое время законодатель пытался избегать использования в федеральных законах данного термина, однако в 2006 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Кроме того, данное понятие широко используется в направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики, начиная с 2007 г. Вместе с тем, исходя из контекста документов, в которых встречается данный термин, многие авторы
склонны определять налоговое администрирование как деятельность налоговых органов. В связи с этим некоторые авторы налоговое администрирование подменяют понятием «налоговый контроль». По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей [20].

Необходимо отметить, что сами законодатели и исполнительные органы власти определяют налоговое администрирование именно как целенаправленную деятельность исполнительных органов власти в отношении всех мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля, включая учет и регистрацию налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот, проведение проверок и т.д. Налоговое администрирование - категория сложная и многоплановая. Ее можно представить в нескольких аспектах. В данной работе предлагается рассматривать налоговое администрирование в трех аспектах:

1)юридическом.

2)управленческом.
3)финансовом.
Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля.
Налоговое администрирование в финансовом аспекте - это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет. [20]

Таким образом, объединив все аспекты, можно определить, что налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансовоэкономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.

Налоговое администрирование как подсистема управления налоговым процессом в стране несомненно должно подчинятся определенным правилам, которые по существу совпадают с общими правилами (принципами) налогообложения. Тем не менее разные авторы выражают свою точку зрения относительно принципов налогового администрирования.
Несовершенство налогового администрирования, «болевые» точки при осуществлении налогового контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются авторами - специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками. Если проанализировать точки зрения авторов по поводу проблем в области налогового администрирования, то данные проблемы можно сгруппировать следующим образом.
1. Проблемы правого характера. Налоговое администрирование прежде всего нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. В третьих, налоговое законодательством РФ, а точнее, вносимые в него изменения часто подвержены субъективным причинам. Как отмечают О.В. Врублевская и М.В. Романовский, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп». Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам и всем налогоплательщикам налоговых схем. Одной из распространенных в настоящее время является зарплатная схема, позволяющая «уводить» доходы от обложения ЕСН. При этом на законодательном уровне предусмотрена система санкций за неполную уплату налога, но доказать, что в какой то конкретной организации заработная плата выплачивается в конвертах практически невозможно. Слабые стороны также содержит процедура администрирования НДФЛ в отношении доходов физических лиц при сдаче имущества в аренду. [20]

2. Проблемы организационного характера. Как уже было отмечено ранее, налоговое администрирование по сути есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

- наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
- наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;
- скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении двух последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогоплательщиками. Как отмечается в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФНС РФ на 2009-2014 гг., необходимо в дальнейшем совершенствовать формы и методы оказания информационных услуг налогоплательщикам, а также совершенствование действующих и создание новых услуг налогоплательщикам (развитие вариантной системы формирования в электронно-цифровом виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, внедрение технологии организации доступа налогоплательщика к персонифицированным данным, содержащимся в информационных ресурсах налоговых органов с использованием Интернет-технологий и др.)
В настоящее время существуют пробелы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями. Так, происходят сбои или задержки при передаче данных с органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут получить уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства. [20]
3. Проблемы социально-психологического характера. В России конфронтация интересов фискальных органов и экономических субъектов очень велика. Налоговая культура в России всегда была и остается крайне низкой. Проблемы социально-психологического характера складываются из сочетания следующих факторов:

- менталитет российского налогоплательщика, который направлен прежде всего на сокрытие доходов и минимизацию налогов;
- экономическая неграмотность налогоплательщиков;
- недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, часто вследствие неправильного поведения последних. Не секрет, что должностные лица налоговых служб при осуществлении проверок или просто при взаимодействии с налогоплательщиками позволяют себе проявление грубости, негативизма, подозрительности, предвзятости в отношении налогоплательщиков. Кроме того, расцветшая коррупция в органах налогового контроля лишь усугубляет ситуацию. [20]

В настоящее время Министерство финансов совместно с ФНС определяет стратегической целью налоговой политики формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом определяется своеобразное «дерево целей» исходя из теории менеджмента: определяется стратегическая цель, тактические задачи и конкретные мероприятия. Исходя из данных ДРОНД Министерства финансов на 2011-2014 гг., для достижения стратегической цели большая ответственность возложена на ФНС и территориальные органы, причем большинство задач и мероприятий связаны с совершенствованием налогового администрирования.
Цель: формирование и функционирование эффективной налоговой системы
Задача: повышение собираемости основных налогов:

Администрирующие мероприятия:

1. Выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения.

2. Осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий.

3. Доведение сведений о реквизитах счетов Федерального казначейства и информации об их изменении

Задача: снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием Администрирующие мероприятия:

1. Информирование налогоплательщиков.

2. Предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения.

3. Проведение внутреннего аудита налоговых органов.

4. Выработка единой правоприменительной практики налоговых органов.

5.Развитие системы электронного взаимодействия.
6.Обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан
Задача: обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки. [20]

4 Задачи для самопроверки

Задача № 1

По предприятию «Адиль» (резидент) имеется следующая информация:

№ п/п Показатели Ед. измерения 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Реализация товаров тыс. тенге
Оказание услуг тыс. тенге
Расходы, оплаченные сторонним организациям по реализации товаров с учетом НДС тыс. тенге
Расходы по оплате труда, сумма начисления тыс. тенге

Кроме вышеприведенного в течение периода были произведены следующие операции:

1. в июне 2014 года предприятие реализовало здание за 12 млн. тенге, при этом балансовая стоимость здания по данным бухгалтерского учета составила 18 млн. тенге, а стоимостной баланс 1 группы на дату выбытия – 9,0 млн. тенге;

2. в апреле 2014 года предприятие направило своего работника Иванову И. И. в командировку в другую местность на курсы повышения квалификации сроком на 14 дней, возместив работнику при этом суточные в размере 9,5 тыс. тенге за каждые сутки, проезд в оба конца – 60 тыс. тенге и проживание в гостинице – 140 тыс. тенге;

3. в сентябре 2014 года предприятие реализовало за 3,8 млн. тенге земельный участок, приобретенный в мае 2009 года по цене 2 млн. тенге;

4. сомнительные требования, за отгруженную продукцию, возникшие в июне 2011 года, на сумму 390,0 тыс. тенге, которые юридическое лицо намерено списать;

5. дивиденды полученные от АО «Ермек» по результату производственно- хозяйственной деятельности 2013 г. 239,0 тыс. тенге;

6. другие документально подтвержденные вычеты, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, в 2014 году составили 42600 тыс. тенге;

8. предприятие оплатило в 2014 году ежегодные расходы на обучение Мироненко Л. (не являющегося работником предприятия, но которое должно по окончании учебы отработать 3 года) в размере 300 тыс. тенге;

9. по результатам 2013 года был получен убыток в размере 300 тыс. тенге;

10. авансовые платежи в течение 2014 года составили 11 млн. тенге.

11.в январе получен безвозмездная финансовая помощь в размере 1620,0 тыс. тенге.

Требуется:

1.Определить сумму корпоративного подоходного налога, подлежащего уплате за 2014 год.

2. Указать срок окончательного расчета по КПН за 2014 год.

3. Определить какие меры налогового администрирования будут применены к налогоплательщику:

- в случае несвоевременной уплаты суммы КПН по декларации.

- сокрытие имущества-офиса на сумму 8500 000 тенге на 1.01.2014 г.

- уменьшение доходов от реализации на 1200 000 тенге.

Задача №2

Юридическое лицо-резидентом начисленная сумма оплаты труда своим работникам составила (в тенге):

№ п/п ФИО Месяцы Справочно: информация о иждевенцах
январь февраль март
Абай А.К.
Акберген Ф.И.  
Касианова А.П. -
Куандыков А.А.

Имеется следующая дополнительная информация:

1.Абай А.К. доход в виде оплаты труда за первый квартал 2014 год составил 357500 тенге..

В мае Абай А.К.был на больничном 10 дней, ему начислили 62000 тенге.

Была оказана материальная помощь на погребение в сумме 80000 тенге.

Абай А.К.заключен Договор аренды личного автомобиля 20 000 тенге в месяц.

Были возмещены командировочные расходы 50 000 тенге за 7 дней в РК (проезд – 17792, суточные – 69866, проживание – 10100).

В феврале Абай А.К. посетил курсы по повышению квалификации по продажам (15000 тенге).

В феврале. 2- х детей Абай А.К отправили в детский лагерь сыну 17 лет дочери 12 лет сумма каждой путевки 20 000 тенге.

В январе ему были оказаны услуги по ремонту квартиры на сумму 50000 тенге которые он оплатил. (себестоимость данных услуг 120000).

В феврале Абай А.К был в отпуске 18 дней, через 8 дней по производственной необходимости вызвали на работу сумма отпускных за 18 дней – 40000 тенге.

Абай А.К имеет 2-х детей и жена не работает и сидит дома, предоставил в бухгалтерию справки.

Выплаты производятся в последние числа месяца.

Требуется:

1.Определить обязательные пенсионные взносы по каждому работнику и итоговые суммы за каждый месяц.

2.Исчислить суммы индивидуального подоходного налога за каждый месяц с доходов каждого работника и итоговые суммы за каждый месяц.

3.Определить налоговые обязательства юридического лица по индивидуальному подоходному налогу.

4. Определить суммы наолговых санкций:

- при проверке было обнаруженно сокрытие премии в январе месяце всем работникам в сумме 65000 тенге,

- налог был уплачен с опозданием на 12 дней.

Задача №3

По предприятию - нерезиденту, с постоянным учреждением в РК, который не является недропользователем имеются следующие сведения:

1.По предприятию (нерезидент) имеется следующая информация:

№ п/п Показатели Ед. измерения 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Реализация товаров тыс. тенге
Оказание услуг тыс. тенге
Расходы, оплаченные сторонним организациям по реализации товаров с учетом НДС тыс. тенге
Расходы по оплате труда, сумма начисления тыс. тенге
Расходы по аренде помещения, с учетом НДС тыс. тенге 180,0

Дополнительно имеются следующие сведения:

1) организация уступила права требования своей дебиторской задолженности возникшей в марте 2013 г. составляющей 290 тыс. тенге по первичным документам резиденту за 295,0 тыс. тенге;

2) в марте предприятием получена невозвратная финансовая помощь на сумму 1250,0 тыс. тенге;

3) в мае организацией реализовано здание на сумму 2500,0 тыс.тенге, при балансовой стоимости по бухучету 1900,0 тыс. тенге, и стоимостный баланс группы 1875,0 тыс. тенге;

4) организацией по просьбе детского дома оказана благотворительная помощь на сумму 2800,0 тыс. тенге;

5) доходы в форме вознаграждений по долговым ценным бумагам, полученный в декабре составил 360,0 тыс. тенге;

6) ежеквартальные доходы от сдачи в аренду зданий 363,0 тыс. тенге.

7) амортизационные отчисления начисленные на фиксированные активы 3650,0 тыс. тенге;

8) командировочные расходы по поездке за границу руководителя организации на 15 дней :

а) суточные 15000,0 тенге за каждый день;

б) за проживание 14500 тенге за каждый день;

в) проездные на оба конца 145000,0 тенге.

9) не указанные выше документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением деятельности составляет 12000,0 тыс. тенге;

10. убытки прошлых лет от результатов деятельности составили 2560,0 тыс. тенге;

11. авансовые платежи 8500,0 тенге.

Требуется:

1.Определить сумму исчисленного за 2014 год КПН и КПН из чистого дохода.

2.Определите сумму КНП и КПН из чистого дохода подлежащего к уплате за 2014 год.

3. определить сумму налоговых санкций : при документальной проверке было обнаруженно сокрытие автомашины Ауди-объем двигателя 4300 куб. см., год выпуска 2014 год. Проверка была проведена 12 ноября 2014 года.

Задача №4

По предприятию – резиденту, являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость и использующему раздельный метод отнесения сумм НДС в зачет, по деятельности на территории РК имеется следующая информация:

№ п/п Показатели Ед. измерения 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Реализация товаров, по отпускной цене тыс. тенге 12600,0 14260,0 15520,0 17700,0
Оказание услуг по доставке товаров, по цене оказания услуг тыс. тенге 1250,0 2140,0 2210,0 2070,0
3. НДС по счетам – фактурам приобретения товаров и услуг тыс. тенге 1520,0 3140,0 3220,0 3120,0
4. НДС, в чеках ККМ тыс. тенге 120,0 135,0 140,0 140,0

Кроме приведенных данных имеется следующая информация:

1. С начала года организация не состояла на учете по НДС. Было принято решение о постановке на учет по НДС с момента достижения налогооблагаемого оборота 2014 г..По данным проведенной инвентаризации у организации в остатках на 31 сентября числятся:

а) фиксированные активы по балансовой стоимости 5320,0 тыс. тенге;

б) материалы в остатках 1826,0 тыс. тенге;

в) дебиторская задолженность 3490,0 тыс. тенге.

2. В октябре организация произвело передачу имущества в качестве вклада в уставный капитал в размере 2150,0 тыс. тенге

3. В ноябре передан на ремонт двигатель другому государству, который не состоит в таможенном союзе стоимостью 940,0 тыс. тенге, в декабре таможенное декларирование услуг по ремонту двигателя составили 540,0 тыс. тенге.

4. В декабре прошел срок возврата возвратной тары стоимость, которой составляет 240,0 тыс. тенге.

5. В декабре организация дала согласие на ограничение предпринимательской деятельности сумма вознаграждения составила 2569,0 тыс. тенге.

6.В декабре в результате обоюдного согласия цены ранее проданных товаров, в связи обнаруженного дефекта во время эксплуатации (100 шт.) с 61,0 тыс. тенге снижена до 50,5 тыс. тенге.

7. В декабре списаны запасные части пришедшие в негодность в количестве 16 ед. приобретенные в январе этого по цене 39,0 тыс. тенге каждый.

Требуется :

1.Определить сумму НДС подлежащее уплате в бюджет.

2.Указать сроки представления и форму декларации по НДС.

3. Сумму налоговых санкций: при тематической проверке было обнаруженно сокрытие обротов нпо реализации на сумму 12 300 000 тенге.

Задача № 5

По предприятию – резиденту, являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость и использующему раздельный метод отнесения сумм НДС в зачет, по деятельности на территории РК имеется следующая информация:

№ п/п месяцы Реализация товаров по ценам без НДС (тыс.тенге) Оказание услуг по доставке товаров по заказам (без НДС) (тыс.тенге) НДС в счетах- фактурах по приобретению товаров, услуг (тыс.тенге) НДС указанный в чеках ККМ (тыс. тенге)
январь 786,24 28,2
февраль 831,6 32,28
март 831,6 32,52
апрель 856,8 33,6
май 584,64 30,12
июнь 594,72 31,32
июль 624,96 32,4
август 579,6
сентябрь 553,392 33,36
октябрь 547,344 32,28
ноябрь 559,944 37,2
декабррь 639,576 37,8

Наши рекомендации