Опы т США в осуществлении налогового администрирования
Американская система налогообложения по праву считается одной из наиболее сложных в капиталистическом мире. Ее отличительными чертами являются разнообразие видов и уровней взимания налогов, частый пересмотр положений налогового законодательства, наличие огромного числа налоговых скидок и льгот, открывающих простор всевозможным маневрам.
Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:
· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;
· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;
· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты. [12]
Что касается именно организации работы налоговых органов в США, то здесь нужно отметить Службу внутренних доходов США. Она включает центральный аппарат, 7 региональных и 58 окружных налоговых управлений. Региональные и районные отделения СВД осуществляют контроль за своевременным поступлением налогов, правильностью заполнения налоговых деклараций, взиманием задолженности по налогам, возвратом налогоплательщику переплаченных сумм, удержанием штрафа с налогоплательщиков. Служба отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками, выпускает материалы и руководства по применению федерального налогового законодательства, контролирует правильность применения налогового кодекса, включая сбор налогов и проведение проверок, и защиту интересов США в налоговых спорах.
Деятельность СВД направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках. [15]
Структура налогового управления строится не по видам, налогов, а по функциональным признакам, и состоит из следующих основных подразделений, а именно: Служба отработки налоговых деклараций – компьютерная обработка информации, содержащейся в декларациях. Сомнительные декларации подвергаются проверке, они обычно составляют 1% от общего количества поступивших деклараций. [16]
Служба проверки налоговых деклараций занимается проверкой налоговых деклараций, поступивших из Службы обработки налоговыхдеклараций. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую СВД решила проверить в этом году.
Служба взимания налогов обеспечивает взыскание неуплаченных или недоплаченных налогов. Она рассматривает налоговые декларации, поступившие из Службы проверки, и если возникают сомнения в лояльности налогоплательщика, то может отправить налоговую декларацию в Службу криминальных расследований. [16]
Служба криминальных расследований призвана обеспечивать исполнение налогового законодательства. Ведет расследование выявленных нарушений и выясняет, была допущена только ошибка при заполнении декларации или есть криминал. [16]
Отдел обслуживания налогоплательщиков помогает налогоплательщикам ориентироваться в налоговом законодательстве, издаёт справочные материалы, выпускает свыше 100 бесплатных информационных изданий по финансовой тематике, организует специальные образовательные программы для фермеров и владельцев малых предприятий. Вместе с добровольцами служащие отдела оказывают бесплатную помощь в заполнении налоговых деклараций людям с низкими доходами и престарелым (кстати, любой налогоплательщик может по "горячей линии" бесплатно по телефону получить консультацию по интересующему его вопросу). [16]
Служба пенсионных программ и некоммерческих организаций занимается организациями, освобожденными от налогов, а также различными программами, например социальное страхование, частные пенсионные фонды, благотворительные и религиозные организации, и т.п. Этим организациям, чтобы получить освобождение от налогов, необходимо направить в СВД заявление, которое будет рассмотрено. [15]
Международный отдел занимается налогообложением многонациональных корпораций, иностранных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения.
Отдел кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и другие вопросы. [14]
Действуют 10 компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплательщиках. [14]
Налоговый учет в США проводится по трехуровневой системе, которая включает сбор федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов (муниципалитеты, округи, графства и т.д.). Основные виды налогов: подоходный налог (составляет более 40% доходов федерального бюджета), отчисления в фонды социального страхования, прогрессивное налогообложение доходов корпораций, налоги на сверхприбыль (до 90%), налоги на наследство и дарение, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги с розничных продаж потребительских товаров и др.
Последние годы отмечается быстрый рост объема налогов от местных органов управления. Местные налоги, как и региональные, являются по большей части косвенными – налог с продаж, НДС, акцизы. Главный источник муниципалитетов – поимущественные, поземельные, промысловые налоги. Ставки на налог на имущество физических и юридических лиц составляет 0,5-5 %. Его доля в бюджетах штатов – около 2%. В каждом штате свои виды льгот на данный вид налогов. Также, собираются налоги на разные виды топлива. Ставки топливных налогов очень часто меняются. На уровне штатов платится налог на капитал и еще много различных выплат. В Калифорнии, к примеру, действует налог на деловую активность.
Наибольший объем в доходах от налоговых соборов приходится на налог с продаж (40%). Размер ставки устанавливается в каждом штате – 3-8%.Доля налога на прибыль корпораций составляет 7% от общего объема сборов штата. [14]
Налоговое администрирование США осуществляется посредством активной работы службы внутренних доходов – одной из самых могущественных госструктур в США. Правовое поле налоговых инспекторов и арсенал налоговой службы более чем внушительный. Инспектор в праве самостоятельно направить налогоплательщику уведомление решения о проверке. В случае отказа – проверка проводится по решению американского суда. Сотрудники СВД вправе проверять все документы бухгалтерского учета и отчетности, вызывать для соответствующей беседы любых лиц, получать свидетельские показания. Тем не менее, служба внутренних доходов соблюдает все права и интересы налогоплательщиков. [14]
Налоговая декларация в США подается за истекший календарный год (до 15 апреля следующего года), либо за истекший финансовый год. Выбор налоговых деклараций для проверки осуществляется различными методами. Чаще всего декларации выбираются по каким-то отличительным параметрам. Наличие даже мелких ошибок и неточностей может повлечь за собой проверку. Отличительным параметром выбора часто является величина дохода. Служба внутренних доходов США использует самые различные формулы при выборе деклараций. Проверки не избежать, если налогоплательщик переплатил по налогам и ходатайствует о возврате средств. [15]
Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД, и по американскому законодательству, обязана согласовать с налогоплательщиками все даты и часы. Все критерии проверки определены внутренними инструкциями. Инспектор имеет право истребовать у налогоплательщика любые документы. Налоговое законодательство США предусматривает только одну проверку в течение одного года. Повторные проверки назначаются по письменной просьбе налогоплательщика.
Налог, предполагающий уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста – регрессивный. К последнему виду – регрессивным налогам – относятся, как правило, косвенные налоги. Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем, что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным распределяются бесплатно.Радикальные налоговые реформы были проведены в США, Великобритании, ФРГ. Они основывались на концепции «экономики предложения», в соответствии с которой успех воспроизводства зависит, прежде всего, от уровня налогообложения, влияющего на поведение экономических субъектов. У этих реформ были общие черты, которые можно сгруппировать следующим образом:1. Снижение прогрессивности подоходного обложения. [15]
Подоходные налоги с высокой прогрессивной шкалой заменялись налогами со сниженной максимальной ставкой, которая сближалась с минимальной.2. Сокращение ставок налога на прибыль корпораций.3. Расширение налоговой базы путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода (отказ от некоторых налоговых льгот, ужесточение налоговых законов в отношении
плательщиков и т. п.).4. Увеличение косвенного обложения (например, налога на добавленную стоимость, акцизов на алкогольные напитки, табак, бензин) при сокращении подоходного налога и налога на прибыль. Перестройка налоговой системы в 90-х годах XX столетия во многих странах имела противоречивый характер. Налоговые стимулы, оказывая определенное положительное влияние на экономику, способствовали увеличению темпов инфляции. Сохранялись такие негативные явления, как безработица, структурные и экологические кризисы.Особенностью налогового администрирования США является применение принципа параллельного использования налоговых баз. [16]
Принцип параллельного использования налоговых баз предполагает такое распределение налоговых полномочий, при котором власти разного уровня вправе взимать налоги с одной и той же налоговой базы (например, доходов физических лиц). При этом, как правило, многократное обложение налоговой базы устраняется на федеральном уровне посредством налоговых
вычетов (налоговых кредитов).Прежде всего это касается подоходных налогов с физических лиц и корпораций. Региональные и местные власти
имеют широкие налоговые полномочия по обложению доходов населения и бизнеса. Так, свой индивидуальный подоходный налог, отличающийся от федерального не только уровнем ставок, но и составом облагаемых доходов, механизмом формирования налогооблагаемой базы и т.п. может быть установлен на уровне каждого штата и каждого местного образования. Например, в штатах Нью-Гемпшир и Теннесси обложению подлежат лишь дивиденды и процентный доход, в Индиане, Колорадо, Иллинойсе, Юте применяется пропорциональная (плоская) ставка налога. В других штатах, использующих прогрессивную шкалу, существенно отличаются предельные размеры облагаемого дохода, формирующие шкалу налогообложения, а также суммы вычетов и скидок. [14]
В США управление сбором федеральных налогов возложено на Службу внутренних доходов (IRS) и Таможенное Бюро. Деятельность Службы определяется Кодексом внутренних доходов. Являясь структурой федерального министерства финансов (казначейства), IRS тем не менее обладает относительной автономией. В сферу ее ответственности входят практически все основные функции налогового администрирования - от разъяснений налогового законодательства до планирования и контроля оперативных работ. В 1998 г. в рамках проводимой реформы IRS был создан
Наблюдательный совет, состоящий из девяти членов. Семь представителей назначаются президентом и утверждаются Конгрессом США. Помимо них в состав Совета входят министр финансов и глава IRS. Наблюдательный совет занимается преимущественно стратегическими вопросами налогового администрирования. Он контролирует деятельность Службы и осуществляет надзор за управлением в самой Службе. Вопросы налоговой политики и налогового законодательства остаются вне его полномочий. В какой-то мере функции Наблюдательного совета сравнимы с функциями совета директоров коммерческой корпорации, однако специфика IRS как организации, представляющей интересы государства и общества, безусловно, не позволяет провести полной аналогии с управлением коммерческими организациями.
На общенациональном уровне Служба внутренних доходов имеет центральный аппарат (головной офис) в Вашингтоне, в функции которого входит: разработка для территориальных отделений программы оперативных работ (по проведению налоговых проверок, подготовке систем данных и их приобретению, распределению персонала между регионами на основе анализа рабочей загрузки и поставленных задач); оценка выполнения этих
программ; поддержание связи с Конгрессом, с налоговыми органами штатов и иностранных государств, а также непосредственно управление двумя компьютерными центрами. В регионах действуют семь окружных управлений (планируется сократить их число до пяти). Руководитель управления отвечает за работу центров обслуживания налогоплательщиков
и окружных офисов в рамках своей юрисдикции. Окружные управления, расположенные в городах-метрополиях (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Цинциннати, Даллас, Филадельфия, Атланта, Чикаго), реализуют разработанные на национальном уровне программы, осуществляют координацию, руководство и контроль за деятельностью подотчетных органов (центров обслуживания налогоплательщиков) в своем регионе.На более низком уровне функционируют 63 региональных отделения, располагающиеся, как правило, в крупных городах (каждый штат имеет как минимум одно такое отделение). Для координации деятельности региональных налоговых органов в США созданы разнообразные профессиональные объединения и ассоциации, в частности Ассоциации налоговых органов центральных штатов (MSATA) и налоговых инспекторов
североамериканских штатов (NESTOA). Наиболее влиятельной общественной организацией является Федерация налоговых органов, созданная в 1937 г. Федерация занимается подготовкой налоговых инспекторов, оказывает консультационные услуги, организует обмен информацией, проводит профильные исследования, выполняет другие функции, способствующие более эффективной работе ее участников. Финансирование такой деятельности осуществляется в основном за счет взносов членов организации - региональных налоговых органов. [14]
Налоговое адми Швецарии
Система сбора налогов устроена таким образом, что налоговые платежи осуществляются постепенно в течение года. Такая система называется “уплата по мере получения доходов”. В принципе, эти предварительные налоговые платежи должны вместе составлять конечную сумму налогообложения.
Для лиц, работающих по найму весь процесс расчета и уплаты налогов
берет на себя работодатель. Те, кто не работает по найму, осуществляют
предварительные платежи самостоятельно. Банки, Шведский центр регистрации ценных бумаг (“Вердепапперссентрален”, или “VPC”) и другие организации,которые производят выплату процентов или дивидендов, удерживаютпредварительные налоговые платежи с этих доходов. [15]
После того, как с помощью налоговой декларации определена конечная
сумма, подлежащая уплате, ее сравнивают с суммой предварительных налоговых платежей. Если предварительно выплаченных денег оказывается недостаточно, налогоплательщик обязывается доплатить разницу и уплатить штраф. Если было уплачено больше необходимого, остаток возвращается и налогоплательщикполучает с этой суммы дополнительный процент.
Аппеляции Местные налоговые инспекции изучают налоговые декларации. Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции относительно суммы налога, он может потребовать пересмотра этого решения в любой момент в течение пяти лет с года получения доходов, налогообложение которых вызвало разногласия. [16]
Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговой
инспекции в областном административном суде (ленсретт). Сначала аппеляции рассматриваются местными налоговыми инспекциями, которые выносят свое решение до того, как документы поступят на рассмотрение окружного административного суда. В некоторых случаях в результате такого пересмотра налоговая инспекция признает справедливость требований налогоплательщика, и аппеляция отзывается, так и не дойдя до суда. [14]
Решение суда, в свою очередь, может быть передано в один из четырех
шведских административных апелляционных судов (каммарретт). В отдельных случаях решение последних может быть обжаловано в Высшем административномсуде (регерингсретт). [16]
Судебные санкции Лица, предоставившие неверную или неполную информацию в налоговой декларации, подвергаются штрафу. Это административная, экономическая мера, применяемая налоговыми властями. Практически размер штрафа обычно составляет до 40% от суммы невыплаченных налогов. Уплата штрафа не освобождает от судебного преследования за уклонение от уплаты налогов. Случаи обвинения в отказе от уплаты налогов рассматриваются в обычных судах. Максимальное наказание за уклонение от уплаты налогов в обычных случаях - два года тюремного заключения. [16]
Национальная электронная система «PUMA» (Periodicalselection
system), построенная на принятой теории риска, является одной из программ, при помощи которых налоговые органы Швеции осуществляют контроль за уплатой НДС. [16]
Поступающие от налогоплательщиков декларации сканируются и
обрабатываются в двух центрах обработки данных, а затем полученные сведения направляются в систему «PUMA».
Обрабатывая около 5,5 млн. деклараций, Национальная электронная
система «PUMA» хранит 600 видов информации по каждому налогоплательщику за последние 3 года. Такими показателями, носящими отдельный цифровой код,
являются:
— суммарные показатели оборотов;
— даты регистрации и снятия с учета;
— данные о декларациях и др.
Каждый из 10 регионов Швеции имеет свой банк данных. Следует также иметь в виду, что система «PUMA» подпитывается информацией из 21 местной (внутренней) и 6 внешних систем (баз данных). Внутренними источниками информации являются данные квартальной отчетности и другие данные. [16]
Источниками информации 6 внешних систем являются базы данных:
— таможенных органов;
— Дорожного управления (выдающего лицензии транспортным фирмам);
— Государственного управления рынка труда;
— Государственного страхового управления;
— Патентного и регистрационного ведомства;
— Лицензионного ведомства (лицензирующего деятельность ресторанов, баров и
др.).
Национальная электронная система «PUMA» позволяет отвечать на запросы по выбору для проверки всех предприятий с определенным оборотом за конкретный период времени (например, по отбору организаций с оборотом свыше 10 млн. шведских крон за 1-й месяц 1999 года).
После ввода кода операций по НДС и задаваемого периода Национальная электронная система «PUMA» определяет в течение нескольких секунд количество таких предприятий, осуществляя пересчет миллионов декларационных документов, и выводит полный перечень всех найденных предприятий с указанием по каждому из них регистрационного номера по НДС, названия организации и суммы оборота. [16]
Данная система позволяет производить поиск фирм, осуществлявших
поставку товаров в другую страну ЕС (то есть без шведского НДС) на основе сверки с данными декларации. Запросы могут содержать многоуровневую структуру с ограничением по перечню лиц, подпадающих под задаваемые условия поиска.
Например поиск ограничивается только лицами с оборотами свыше 500 тыс. швед.крон за IV квартал 2013 года, у которых отсутствует ежеквартальная отчетность, и только теми из них, кто должен сдавать налоговые декларации в то или иное региональное налоговое управление.
При определении фирм, отвечающих условиям поиска, можно сравнивать данные деклараций по НДС и таможенных документов. Поскольку внешние базы данных других ведомств и внутренние базы консолидированы в Национальной электронной системе «PUMA», можно дополнительно узнать о суммах оборотов этих фирм, направлениях платежей на зарплату, сдаче отчетности, данных баланса и других данных из этих баз, не выходя из системы «PUMA». [16]
Кроме того, возможен поиск предприятий без регистрационного номера по НДС в Швеции на основе поступающей отчетности из другой страны по сделкам со шведскими предприятиями и предпринимателями.