Опыт Италии в осуществлении налогового администрирования
Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов).
Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов (далее —департамент), который входит в состав правительства Италии, координирует работу всехсубъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с налоговым законодательством (толкование законов, разработка законопроектов). [17]
В состав департамента входят 8 отделов, в том числе исследований и налоговой политики (включает 13 подразделений; отслеживает заработную плату, парламентскиезапросы; оказывает юридические консультации всем подразделениям); политико-экономического и налогового исследования (включает 8 подразделений; осуществляет текущий мониторинг налоговых поступлений); налоговых агентств (подготавливает и подписывает конвенции с агентствами налоговых поступлений; оценивает результаты их деятельности; анализирует отклонения по прогнозируемым результатам); налогового федерализма (консультирует и оказывает помощь в отношениях с налоговыми органами на областном и местном уровне).
В целом в департаменте (включая структурные подразделения) работает около 1200 человек. В 2001 году из состава министерства выделены 4 агентства, в т.ч. агентство налоговых поступлений (далее - АНП). Между АНП и отделом налоговых агентств департамента заключаются конвенции на 3 года, куда вносятся изменения в зависимости от определенных на текущий год задач. АНП обладают автономией (имущественной, бухгалтерской, административной). Центральное управление АНП находится в Риме и подчиняется Министерству экономики и финансов. Оно управляет и осуществляет контроль за деятельностью региональных (областных) управлений и местных (провинциальных, которые, в свою очередь, состоят из муниципальных) инспекций АНП. Всего в Италии 19 областных, 2 региональных управления АНП и 388 местных (провинциальных, муниципальных) инспекций АНП. В АНП всех уровней работает около 70 тыс.государственныхслужащих. [17]
Основными задачами АНП являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятий, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования.
Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции АНП. Они же проводят мероприятия налогового контроля.
К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.
Офицеры финансовой гвардии в целях осуществления функций таможенного контроля прикомандированы в различных странах мира.
Вопросами налогообложения при экспорте-импорте товаров из стран, не входящих в ЕЭС, занимается таможенное агентство, также подчиняющееся Министерству экономики и финансов.
Вопросы регистрации недвижимости и ведения кадастра находятся в компетенции агентства государственного имущества. Разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в тех случаях, когда спорная ситуация не урегулирована в АНП) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий - Коллегия налоговых споров Верховного суда. [17]
Одной из основных задач государства в сфере налогового администрирования является планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования является определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики.
Обязательные реквизиты налоговой декларации Италии.
Налоговая декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- налоговый период, за который представляется налоговая декларация;
- наименование налогового органа, которому представляется налоговая декларация, и его код;
- код причины постановки на учет налогоплательщика;
- наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), его адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа и контактный телефон;
- величину фактических затрат на рекламу;
- величину фактических затрат на рекламу, не облагаемых в соответствии со статьей 5 настоящего Положения;
- облагаемую величину фактических затрат на рекламу;
- ставку налога;
- сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Налоговая декларация подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика, налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем налогоплательщика. [17]
Форма декларации приведена в приложении N 1 <*> к настоящему Положению.
Резиденты Италии (т.е. постоянные жителей страны, как граждане Италии, так и граждане других стран, находящихся на ПМЖ) | ||
Вторичный рынок (покупка у частного лица) | Первичный рынок (покупка у юридического лица -строительной организации) | |
Imposta di registro (Налог реестра) | 3 % от кадастровой стоимости недвижимости | 168 Евро |
Imposta ipotecaria (Ипотечный налог) | 168 Евро | 168 Евро |
Imposta catastale (Налог инвентаризации) | 168 Евро | 168 Евро |
IVA (Н.Д.С) | - | 4 % от цены продажи |
Особенность налогового администрирования Италии состоит в том, что согласно Конституции Итальянской Республики (Costituzione della Repubblica Italiana), государство не имеет права изменять налоговое законодательство после принятия бюджета государства на год в течение всего срока его действия (ст. 81 Конституции ИР). Второй особенностью является принцип прогрессивности налоговых отчислений (ст. 53 Конституции ИР). Большие доходы облагаются по большим ставкам налога. Кроме того, в Италии законодательно закреплен принцип превалирования прямых налогов над косвенными.
Косвенными налогами облагаются различные виды операций связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (IVA – Imposta sul Valore Aggiunto) является основным косвенным налогом Италии. IVA установлен декретом президента Итальянской Республики от 26.10.72 №633. Налог исчисляется как разница между суммой налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги, и полученного за реализованные. В Италии применяется несколько налоговых ставок по НДС. [17]
При экспорте товаров, работ и услуг применяется ставка НДС 0 процентов, так же, как это принято в других странах ЕС.
Особая категория косвенных налогов представлена такими старейшими фискальными инструментами, как гербовый, регистрационный и концессионный налоги.
Гербовый налог взимается в форме продажи государством специальной гербовой бумаги или гербовых марок, требуемых по закону для надлежащего оформления различных коммерческих документов (долговых обязательств, квитанций, чеков, счетов-фактур, по которым не взимается налог на добавленную стоимость; частных контрактов и письменных соглашений). Все нотариальные операции в обязательном порядке облагаются гербовым сбором. Размер гербового налога дифференцирован по видам документов, а внутри отдельных видов (например, долговые расписки) зависит от суммы сделки. [17]
Регистрационный налог выплачивается в тех случаях, когда совершаемая сделка или акт должны быть зарегистрированы государством в соответствующих книгах. По закону регистрация необходима при переходе прав собственности (суда, наземные средства передвижения, патенты и некоторые другие). Кроме того, регистрируются все контракты, связанные с лизингом, займами, доверенности, дарственные, судебные решения и предписания. Ставка налога составляет 3 процента от суммы сделки для организаций-плательщиков НДС и 7 процентов – для прочих покупателей.
При покупке дома для постоянного жительства платится налог 3% от фискальной стоимости. В этом случае в течение 18 месяцев покупатель должен предоставить в отдел регистраций справку о прописке, взятую в муниципалитете, в зоне которого находится дом (её не сложно получить, но в связи с долгой бумажной работой, запрос лучше подавать заранее).
Регистрационный налог дополняет гербовый в тех случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные регистрационные книги.
Также к числу косвенных налогов Италии относятся следующие:
– налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;
– прочие производственные и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак) и сборы (при заключении страховых контрактов, купле-продажи акций и облигаций и при оказании государством так называемых концессионных услуг, т.е. выдаче разрешений, лицензий и т.п.);
– таможенные пошлины и сборы;
– налог с лото и лотерей;
– кадастровый и ипотечный налоги, установлены законодательным декретом правительства Италии от 31.10.90 №347 и уплачиваются при покупке недвижимости. Если недвижимость приобретается у первичного собственника-организации (например, построившей или реконструировавшей этот объект), общая сумма этих двух налогов составляет всего 336 евро. В противном случае (недвижимость приобретается у вторичного собственника или у физического лица), применяется совокупная ставка 3 процента от суммы сделки;
– налог на рекламу (муниципальный налог), которым облагаются рекламные объявления и любые другие виды рекламы. Обязанность по уплате налога на осуществление рекламной деятельности возлагается как на компании, размещающие свою рекламу, так и на распространителей рекламной продукции. [17]
Несмотря на то, что итальянская налоговая система состоит из почти 40 различных налогов, 80 процентов бюджета формируют только три из них: НДС, федеральный налог на прибыль, региональный налог на прибыль. Плательщиками налога на доходы корпораций (IRE S – Imposta sul Reddito delle Societ a) являются все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Италии, а также иностранные компании, функционирующие на территории страны посредством организации филиала (или представительства). Причем в первые три года с момента регистрации компания может воспользоваться налоговыми льготами, позволяющими платить налог в пониженном размере. Налоговая ставка налога на доходы корпораций – 33 процента. Причем эта ставка постоянно снижается в течение последних лет. Несколько лет назад она составляла 37 процентов
Объектом обложения является чистый доход компании в виде нераспределенной прибыли. Но налоговая база может быть уменьшена на затраты компании. Не попадает под обложение данным налогом 95 процентов дохода, полученного итальянской компанией в форме дивидендов. Также освобождению подлежит прибыль от реализации долей (акций) итальянских и иностранных компаний, при соблюдении требования минимального срока владения такой долей.
Что касается подоходного налога с физических лиц, то его субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом – их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 месяцев) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, но и за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученных в Италии.
Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются: земельная собственность, недвижимость и строения; капитал; работа по найму и свободные профессии; предпринимательство; прочие источники.
По категории a) облагаемый доход, полученный от земельной собственности, ведения сельскохозяйственной деятельности, а также строений и сооружений, исчисляется кадастровым методом.
При исчислении доходов от строений в расчет принимаются городские дома, дачи, мастерские и другие постройки, используемые собственниками для проживания или сдачи внаём. Подобная практика не распространяется на сельскохозяйственные строения (помещения для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции и т.д.), а также различные вспомогательные постройки торговых предприятий (склады и т.п.).
Доход от строений определяется согласно кадастровым коэффициентам, однако в ряде случаев делается отступление от общего правила.
Категория b) включает всевозможные виды денежной ренты – проценты по займам, текущим и депозитным счетам в банках, облигациям и другим ценным бумагам, выигрышам в лотереях, аннуитетам и пр. Особенность этой категории доходов состоит в том, что изъятие налога осуществляется в большинстве случаев у источника, поэтому эти суммы не включаются в облагаемый доход физического лица. При этом ставка налога в случае его изъятия у источника является единой для всех налогоплательщиков независимо от общего размера дохода.
Категория c) фактически объединяет все трудовые доходы. Она подразделяется на доходы от работы по найму и доходы лиц свободных профессий.
Доходы лиц, работающих по найму, являются главным источником поступлений по подоходному налогу с физических лиц, их удельный вес в общей сумме налогооблагаемого дохода превышает 80%.[17]
Категория d) касается доходов мелкой, некорпорированной буржуазии, которая имеет частные коммерческие предприятия. Прибыль от этих предприятий исчисляется так же как и прибыль корпораций, однако для налоговых целей рассматривается как индивидуальный доход владельца (правила подсчета доходов корпораций и компаний рассматриваются ниже).
Доходы семейного предприятия согласно гражданскому кодексу должны распределяться пропорционально количеству и качеству труда, выполняемого членами семьи. Однако в отношении с налоговыми органами этот доход делится на равные части между всеми участниками предприятия, что дает возможность главе семьи сократить объем налогооблагаемого дохода, к которому соответственно применялись уже более низкие прогрессивные ставки. Доход, распределяемый между участниками, не должен превышать 49% общего дохода предприятия.
Облагаемый доход семейных предприятий определяется согласно общему положению, однако при этом имеются некоторые допущения. В связи с тем, что мелкие предприятия ведут бухгалтерскую отчетность по упрощенной схеме, не все виды расходов данного предприятия документально подтверждаются. В категорию e) входят следующие виды доходов: прибыль от спекулятивной перепродажи земли, недвижимости, предметов искусства в пределах обусловленного периода времени; доходы от собственности, находящейся за границей; платежи за разовые и случайные услуги и др. Совокупный доход, образованный из всех перечисленных выше источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов.
Согласно новому кодексу, налогоплательщик имеет право на вычет из облагаемой суммы следующих расходов: суммы уплаченного местного подоходного налога; арендной платы и других всевозможных платежей за недвижимость; процентов, уплачиваемых по полученному ранее ипотечному кредиту; расходов на лечение (полностью вычитаются расходы на посещение специалистов, протезирование и хирургические операции); часть суммы расходов на похороны; расходов на образование (в сумме, не превышающей платы за обучение, установленной в государственных учебных заведениях); алиментов; взносов в систему социального страхования и обеспечения; взносов по страхованию жизни и от несчастных случаев; расходов, связанных с проведением выборных компаний (данное право имеют предприниматели); расходов, связанных с текущим ремонтом, содержанием и охраной произведений искусства; взносов в фонд борьбы с голодом (максимальная сумма 2% облагаемого дохода); помощи театральным объединениям (до 20% облагаемого дохода); потерь, понесенных арендатором из-за прекращения арендного соглашения; пожертвований в пользу церкви. [17]
Также необходимо отметить, что в Италии государственные (бюджетные) учреждения лишь начисляют налоги, но не перечисляют их в бюджет. Это сделано для того, чтобы исключить излишние перемещения денежных средств в бюджет и обратно. Бюджетное финансирование данные организации получают за минусом начисленных ими налогов.
В итальянском налоговом законодательстве есть замечательная особенность, которой позавидуют бухгалтеры: в этой стране запрещено менять порядок налогообложения после утверждения бюджета на будущий год. То есть итальянским бухгалтерам по крайней мере в течение года не приходится ждать от законодателей сюрпризов.
К внешним факторам, воздействующим на налоговую администрацию основного низового звена целесообразно отнести:
· Особенности экономической среды конкретного региона;
· Качественные и количественные характеристики хозяйствующих субъектов конкретного региона;
· Динамику изменения налогооблагаемой базы региона;
· Уровень подготовленности налогоплательщиков и их реакции на изменение налогового законодательства и налогового администрирования;
· Взаимодействие с вышестоящими органами налоговой администрации;
· Взаимодействие с органами местного самоуправления и другими государственными структурами[17]