Опыт Великобритании в осуществлении налогового администрирование.
Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы понимается под выявлением источников доходов в целях обложения их налогами и снижение расходов по их мобилизации и обязанности к уплате.
Налоговое администрирование представляет собой последовательную, упорядоченную нормами права систему мероприятий, направленных на обеспечение публичного правопорядка в налоговой сфере, методы такой деятельности непосредственно предопределяются системой процессуальных прав и обязанностей органов, на которые государство возложила функции по осуществлению соответствующей управленческой деятельности.
Особенности построения налоговых систем и налогового администрирования в различных странах определяются совокупностью факторов, к наиболее важным из которых относятся:
♦ бюджетное устройство;
♦ действующая система права;
♦ степень включенности страны в мировую экономику;
♦ уровень ее экономического развития;
♦ роль государства в экономике;
♦ сложившиеся традиции. [14]
Система налоговых органов формируется, как правило, в зависимости от устройства бюджетной системы – федеративной (трехуровневой) или унитарной (двухуровневой). Важную роль играют принципы, на основе которых в стране разграничиваются бюджетные полномочия между центральными и региональными (местными) органами власти. Чем больше налоговых полномочий имеют регионы и местные органы власти, тем (при прочих равных условиях) более автономными будут и налоговые органы.
В мировой практике получили распространение три основных типа организации налоговых органов:
1) единый полуавтономный орган, отчитывающийся непосредственно
перед председателем правительства и/или советом управляющих/экспертов из числа официальных представителей прочих государственных органов;
2) единая налоговая служба в составе национального министерства финансов;
3) система служб или агентств в составе одного или нескольких министерств.
В Великобритании применяется аналогичный принцип организации налогового администрирования с участием надзорного органа. В качестве главного налогового органа страны выступает Служба внутренних доходов и таможенных сборов, подчиняющаяся Казначейству Ее Величества. Служба создана в 2005 г. путем объединения Службы внутренних доходов и Службы
таможенных сборов Великобритании. Надзорным органом является Совет службы, который осуществляет стратегическое управление, определяет направления и утверждает планы развития, контролирует действия налоговых органов в рамках принятых стандартов государственной службы.
Унитарное устройство Великобритании отражается на территориальной структуре Службы внутренних доходов и таможенных сборов - она более централизована, чем в США. Региональные подразделения подчиняются непосредственно головному офису и не имеют той степени относительной автономии, которая характерна для американской налоговой системы. [14]
В Великобритании налоговый контроль, сбор и учет правильности уплаты налогов в бюджет осуществляет Налоговое управление, которое подчинено Канцлеру Казначейства страны (Министерство финансов). В структуру Налогового управления входят подразделения, которые отвечают за эффективность работы служб. В систему налогового администрирования входят также 14 региональных управлений, районные отделы, 660 налоговых контор и 138 контор по сбору налогов. Подразделения на местах возглавляются районными инспекторами. Им вменено в обязанность осуществлять сбор информации, необходимой для налогообложения, и применять меры по принудительному взысканию недоимок.
В Великобритании Управление налоговых сборов (УНС) было создано в 1849г. Оно отвечало за осуществление контроля как над акцизными сборами, так и за подоходным налогом. В 1909 г. акцизные сборы были выделены из Управления налоговых сборов и вместе с таможенными пошлинами были переданы в ведение вновь созданного Управления таможенных пошлин и акцизных сборов. [15]
В 1973 г. Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Это вынудило Великобританию ввести налог на добавленную стоимость (НДС), что оказало существенное влияние на организацию Управления таможни и акцизов, поскольку количество компаний, за оплатой НДС которых необходимо было осуществлять контроль, резко возросло (с 4000 до 1 500 000), одним из результатов чего стало значительное увеличение сотрудников Управления таможенных пошлин и акцизных сборов. [14]
Позднее было проведено изучение деятельности обоих этих департаментов (включая их организационную структуру), по результатам которого было принято решение о слиянии этих двух налоговых ведомств. При этом было объявлено, что будут преследоваться следующие стратегические цели:
а) больше внимания будет уделяться сферам деятельности, предполагающим повышенный риск, в то время как рутинная аудиторская работа с низким уровнем риска будет иметь меньший приоритет;
б) будет улучшено качество предоставления услуг налогоплательщикам, чтобы помочь им выполнять свои обязательства с наименьшими затратами и неудобствами;
в) будет повышаться профессионализм сотрудников, у них будет больше обязанностей, им будет оказываться поддержка с тем, чтобы в полной мере использовать их потенциал. [14]
Прежде в Великобритании действовала система двойного подтверждения налоговой декларации по подоходным налогам: сначала налогоплательщик заполнял и представлял в налоговый орган свою декларацию, затем налоговый инспектор проверял ее, рассчитывал сумму налога и выписывал требование об уплате налога. При этом, если у него складывалось мнение о том, что декларация заполнена правильно, он рассчитывал налог в соответствии с налоговой декларацией. Если он не считал декларацию убедительной, то определял налог по своему усмотрению, т.е. по своей оценке и по своим предварительным подсчетам. Если налогоплательщик был с этим не согласен, он мог обжаловать это решение. Результатом этого стало большое количество переписки и конфликтов.
Еще больше усложняло дело то, что существовали разные правила для разных видов дохода, по которым было положено подавать отдельные декларации в разные сроки. Таким образом, за один и тот же отчетный период налогоплательщик мог быть обложен несколькими налогами, рассчитанными разными налоговыми инспекторами. [14]
С 1997 г. в Великобритании введена система самоначисления подоходных налогов для физических лиц, а с 1999 г. эта система распространена и на налоги с прибылей корпораций.
В соответствии с этой системой размер подлежащего уплате налога основывается на расчетах, сделанных в налоговой декларации самим налогоплательщиком, а не налоговым инспектором. Система самоначисления явила собой коренное изменение способа работы с налоговой отчетностью налогоплательщиков. Сейчас налоговые органы принимают за основу суммы налогов, начисленные непосредственно налогоплательщиками, и лишь в случае наличия оснований сомневаться в их правильности они могут принимать меры для проверки их полноты и правильности (причем в течение строго ограниченного периода времени). [14]
Эта система стала основой для разработки специальной Программы перестройки работы нового УНС. Программа была направлена на адаптацию организационной структуры и порядка деятельности УНС к новым условиям. В соответствии с Программой была проведена реструктуризация региональных офисов и подразделений УНС, направленная на большую интеграцию всех звеньев и процессов налоговой работы. Кроме того, была поставлена задача ускоренного внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, предусматривающих, кроме всего прочего, также упрощение и рационализацию действующих процедур и правил налогообложения. [14]
Организационная структура УНС включает: Главный офис Руководителя Управления, расположенный в штаб-квартире департамента в здании Сомерсет-Хаус в Лондоне и состоящий из пяти основных подразделений: отдела общих операций (отвечающего за деятельность УНС в целом; ему также подчинены региональные исполнительные офисы, отвечающие за подоходный налог, налог на корпорации и налог на доход от прироста капитала); отдела крупных налогоплательщиков (отвечающего за работу с крупными компаниями любых отраслей экономики); отдела планирования и ресурсов (планирование, финансы и контроль, а также вопросы подбора, подготовки и обучения кадров); офиса главного администратора (по оценке имущества в Англии, Уэльсе и Шотландии) и Юридического отдела (процедуры обжалования и уголовные дела). Кроме того, при Главном офисе УНС действуют такие специализированные подразделения, как офис финансовых посредников и претензий, офис пенсионных схем, офис гербовых сборов, офис налогов на капитал и офис налогообложения нефтепродуктов. [15]
Текущей работой по сбору налогов занимаются 600 районных налоговых офисов. Они получают налоговые декларации от частных лиц, компаний и от занятых собственным делом (работающих не по найму) в своих налоговых районах. Налоговые инспектора заняты как сбором налоговых деклараций и техническими налоговыми вопросами, так и проведением проверок. Проверки обычно выполняют в районных офисах. Если определенный налогоплательщик подозревается в незаконном уклонении от уплаты налогов или даже совершил налоговый подлог и предполагается, что расследование будет долгим и сложным, то в дело вступает офис специального соблюдения налоговых норм.
Основная часть работников таких офисов занята в проведении налоговых проверок и ревизий. Крупные налоговые проверки проводятся группами ревизоров, на более мелкие может направляться по одному работнику. Некоторые группы ревизоров специализируются по определенным видам бизнеса или секторам.
При проведении ревизий обычно проводится различие между «обычными» и крупными компаниями. Подход к ревизии крупных компаний более систематичен, чем обычных компаний. Кроме того, в команды, занимающиеся проверкой уплаты крупными компаниями НДС, входит большее число специалистов в области электронной обработки данных бухгалтерского учета и ревизий.
В Великобритании не существует специальных требований относительно того, какую подготовку или образование должны получить сотрудники для того, чтобы их взяли на работу в налоговые органы. Вновь принятые работники не обязательно должны иметь специальное образование в области права или налогов или в области бухгалтерского учета. Большая часть работников обычно получает образование внутри самого налогового ведомства. [15]