Понятие и способы разрешения конфликта юрисдикций.
Понятие «юрисдикция» в аспекте МПП означает сферу суверенной власти государства, которая могут носить законодательный, исполнительный и судебный характер.
В аспекте МЧП и МГП понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это понятие употребляется как тождественное понятию «международная подсудность», т. е. компетентности судебного аппарата и административных органов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом.
В практике международно-частных отношений нередко встречаются случаи, когда применительно к одному и тому же спору объявляются компетентными два или несколько судебных учреждений различных стран. В подобных ситуациях принято говорить о конфликтах юрисдикций.
Конфликт юрисдикций является одной из самых сложных проблем МГП.
Он может проявляться в двух вариантах:
отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции;
положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам.
Конфликт юрисдикций необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.
Традиционно конфликты юрисдикций разрешаются правилами о международной подсудности.
В теории международного гражданского процесса под международной подсудностью понимается компетенция судов по гражданским делам с иностранным элементом.
Единого принципа определения международной подсудности не существует, однако действующие в настоящее время многосторонние и двусторонние международные договоры нередко содержат правила о международной подсудности, позволяющие определять суд, компетентный рассматривать споры в сфере, регулируемой соответствующим международным договором.
Такие правила позволяют избежать конфликта юрисдикций, или, иначе говоря, "столкновения" процессуальных законов двух и более государств, компетентных в силу норм внутреннего законодательства разрешить возникший спор.
Виды международной подсудности:
- исключительная - спор подсуден только судам определенного государства;
- альтернативная - стороны имеют право выбора между судами нескольких государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
- договорная - определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.
Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих контрактов путем соглашения могут установить любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по соглашению сторон к сделке может применяться материальное право любого государства.
Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях (обобщающий термин - пророгационные).
Дерогационные соглашения - это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение в суд иностранного государства.
Пророгационные соглашения - дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), по соглашению сторон передается на рассмотрение данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным.
Общие правила международной подсудности определены в
международных договорах,
национальном законодательстве и
судебной практике.
В настоящее время Российская Федерация является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 (Минская конвенция) и Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.92 (Киевское соглашение), в которых определена компетенция судов участников Содружества Независимых Государств.
Международная подсудность.
Международная подсудностью - компетенция судов по гражданским делам с иностранным элементом.
При разрешении вопросов международной подсудности суд устанавливает пределы компетенции органов юстиции своей страны. Это проблема гражданского процесса - конфликт юрисдикций, который может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт - два и более государств отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный - два и более государств претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам.
Правила международной подсудности предназначены для разрешения конфликта юрисдикций.
Единого принципа определения международной подсудности не существует, однако действующие в настоящее время многосторонние и двусторонние международные договоры нередко содержат правила о международной подсудности, позволяющие определять суд, компетентный рассматривать споры в сфере, регулируемой соответствующим международным договором.
Такие правила позволяют избежать конфликта юрисдикций, или, иначе говоря, "столкновения" процессуальных законов двух и более государств, компетентных в силу норм внутреннего законодательства разрешить возникший спор.
Виды международной подсудности:
- исключительная - спор подсуден только судам определенного государства;
- альтернативная - стороны имеют право выбора между судами нескольких государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
- договорная - определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.
Договорная подсудность устанавливается в первую очередь по внешнеторговым сделкам. Стороны международных коммерческих контрактов путем соглашения могут установить любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли по соглашению сторон к сделке может применяться материальное право любого государства.
Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях (обобщающий термин - пророгационные).
Дерогационные соглашения - это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение в суд иностранного государства.
Пророгационные соглашения - дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), по соглашению сторон передается на рассмотрение данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным.
Общие правила международной подсудности определены в
международных договорах,
национальном законодательстве и
судебной практике.
В настоящее время Российская Федерация является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 (Минская конвенция) и Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.92 (Киевское соглашение), в которых определена компетенция судов участников Содружества Независимых Государств.
Законодательство большинства государств закрепляет, что основной принцип международной подсудности определяется на основе норм о внутренней территориальной подсудности.
Применяется общий принцип права - истец следует за судом ответчика.
Дополнительные критерии:
подсудность по месту совершения деликта,
поместу нахождения спорной вещи,
по месту исполнения обязательства.
Основное правило для установления международной подсудности - территориальная подсудность по месту жительства ответчика
(ч. 2 ст. 402 ГПК РФ -
2. Суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации.
В законодательстве РФ закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам
(ч. 3 ст. 402 ГПК РФ -
3. Суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если:
1) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации, и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации;
3) по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
и т.д.
Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК:
1) дела о праве нанедвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации;
2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации;
3) дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;
Положения о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило: российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если – «ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика».
Основной дополнительный критерий подсудности - спорное правоотношение имеет тесную связь с территорией России.
Двусторонние договоры разграничивают подсудность судов договаривающихся государств на основе комбинированного использования единообразных критериев гражданства и домицилия сторон, места нахождения имущества.
Основными критериями являются принципы гражданства и домицилия сторон.