Статья 2. Задачи уголовно-процессуального закона
Статья 2. Задачи уголовно-процессуального закона
1. Задачами уголовно-процессуального закона являются закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, обеспечение законных прав и интересов физических и юридических лиц, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также уголовное преследование и защита лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний.
2. Уголовно-процессуальный закон призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.
Статья 3. Пределы действия уголовно-процессуального закона
1. Уголовный процесс на всей территории Республики Беларусь ведется в соответствии с настоящим Кодексом независимо от места совершения преступления, если международными договорами Республики Беларусь не установлено иное.
2. Правила настоящего Кодекса применяются также при производстве по материалам и уголовному делу о преступлении, совершенном на территории дипломатического представительства и консульского учреждения Республики Беларусь в иностранном государстве, на воздушном, морском или речном судах, находящихся вне пределов Республики Беларусь под флагом или с опознавательными знаками Беларуси, если названные суда приписаны к портам Республики Беларусь.
Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Производство по материалам и уголовному делу о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории Республики Беларусь в соответствии с правилами настоящего Кодекса.
2. В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Статья 5. Действие уголовно-процессуального закона во времени
При производстве по материалам и уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий соответственно во время дознания, предварительного следствия, рассмотрения дела судом и при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговоров.
Статья 7. Задачи уголовного процесса
1. Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
2. Установленный настоящим Кодексом порядок производства по материалам и уголовному делу призван обеспечить законность и правопорядок, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.
Статья 8. Законность в уголовном процессе
1. Суд, орган уголовного преследования при производстве по материалам и уголовному делу обязаны точно исполнять требования настоящего Кодекса.
2. Нарушение закона при производстве по материалам и уголовному делу недопустимо и влечет установленную законом ответственность и признание решений не имеющими юридической силы.
3. Доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для привлечения в качестве обвиняемого и постановления приговора.
Статья 31. Суд
1. Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.
2. Уголовное дело должно быть рассмотрено судом по существу только в соответствии с правовой процедурой, установленной настоящим Кодексом, и на основе:
1) соблюдения подсудности конкретных уголовных дел;
2) формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда;
(п. 2 части второй статьи 31 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З)
3) отвода судей;
(п. 3 части второй статьи 31 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З)
4) отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты.
Статья 32. Состав суда
1. Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.
(часть первая статьи 32 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З)
2. Судья единолично:
1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;
2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних;
(п. 2 части второй статьи 32 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З)
3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
3. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о:
1) исключен. - Закон Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З;
1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;
(п. 1 части третьей статьи 32 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З)
2) преступлениях несовершеннолетних.
Часть четвертая статьи 32 исключена. - Закон Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З.
4. Рассмотрение уголовных дел в апелляционной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не менее трех судей.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
Статья 33. Полномочия суда
1. Полномочиями суда являются:
1) подготовка и назначение судебного разбирательства;
2) рассмотрение уголовных дел по первой инстанции;
3) рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
4) обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;
5) рассмотрение уголовных дел с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения.
2. На досудебных стадиях уголовного процесса в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, судья:
1) рассматривает жалобы на действия и решения органа уголовного преследования по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом;
2) выносит постановления о применении мер пресечения в случае, предусмотренном частью пятой статьи 144 настоящего Кодекса;
3) выносит постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в организацию здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 297-З)
3. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 297-З)
4. Суд вправе вынести частное определение (постановление) и в других случаях, если признает это необходимым.
Глава 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
Статья 34. Прокурор
1. Прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде.
2. При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства прокурор независим и подчиняется только закону.
3. Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.
4. В ходе досудебного производства по материалам прокурор вправе знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, относящимися к рассматриваемому заявлению или сообщению, давать обязательные для исполнения письменные указания органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, о производстве следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор принимает уголовное дело к своему производству и расследует его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя, или поручает его расследование нижестоящему прокурору либо соответствующему органу предварительного следствия; осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем; осуществляет процессуальное руководство и надзор за деятельностью нижестоящего прокурора, производящего предварительное следствие.
(часть четвертая статьи 34 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З)
5. Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен:
1) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;
2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 настоящего Кодекса;
3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;
3-1) заключить с подозреваемым (обвиняемым) досудебное соглашение о сотрудничестве;
(п. 3-1 части пятой статьи 34 введен Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
4) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений - группе следователей, возглавлять эту следственную группу;
5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением постановлений, указанных в части 5 статьи 35 и части 6 статьи 38 настоящего Кодекса, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;
6) давать нижестоящему прокурору, органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
(п. 6 части пятой статьи 34 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З)
7) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;
8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;
9) разрешать отводы и самоотводы;
10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия;
12) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично;
13) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу;
14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку; требование о представлении информации и выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрический стационар; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 07.01.2012 N 349-З, от 05.01.2016 N 356-З)
15) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 264 настоящего Кодекса, а также при отмене постановления о прекращении предварительного расследования;
16) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления;
17) направлять уголовное дело в суд;
18) использовать другие полномочия, предоставленные ему настоящим Кодексом.
(часть пятая статьи 34 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
6. При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; изменять составленный следователем список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание; давать органу дознания и органу предварительного следствия обязательные для них поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными настоящим Кодексом.
(в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З, от 05.01.2016 N 356-З)
7. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор обязан соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным распоряжениям председательствующего, принимать меры по обеспечению явки в судебное заседание потерпевших и свидетелей, в отношении которых приняты меры по обеспечению безопасности, новых свидетелей, необходимость в допросе которых возникла при реализации государственным обвинителем полномочий в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 302 настоящего Кодекса, а равно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 302 настоящего Кодекса, и исполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
(часть седьмая статьи 34 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
8. При судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 455 настоящего Кодекса.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 N 42-З)
Статья 36. Следователь
1. Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, предварительное следствие.
(часть первая статьи 36 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
2. Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями главы 8 настоящего Кодекса.
3. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 290-З)
4. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 264 настоящего Кодекса, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.
(часть четвертая статьи 36 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
5. Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.
6. Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных следственных и других процессуальных действий, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса.
(часть шестая статьи 36 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
7. Следователь по расследуемому им уголовному делу, а также при рассмотрении заявления или сообщения о преступлении вправе знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать поручения органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, о производстве следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для указанных органов обязательными для выполнения.
(часть седьмая статьи 36 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З)
8. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 297-З)
Статья 37. Органы дознания
1. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:
1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;
(п. 1 части первой статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
2) органы государственной безопасности - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь - военные коменданты военных комендатур в зоне ответственности военных комендатур, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учебных заведений, организаций Вооруженных Сил и гарнизонов, а в других войсках и воинских формированиях - командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, а также о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей в расположении воинской части, соединения, военного учебного заведения, учреждения, организации Вооруженных Сил, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
(п. 3 части первой статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 N 241-З)
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения - по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;
(п. 5 части первой статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
6) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 - 231, а также статьями 328-1 и 333-1 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза) Уголовного кодекса Республики Беларусь;
(п. 6 части первой статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от от 05.01.2016 N 356-З)
7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 224 - 227, 233 - 235, 237 - 245, 247 и 261-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также о коррупционных преступлениях в экономической сфере;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З, от 05.01.2015 N 241-З)
8) органы государственного пожарного надзора - по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со статьей 174 настоящего Кодекса;
3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.
(часть вторая статьи 37 в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
Статья 38-1. Исключена
(статья 38-1 исключена с 1 января 2012 года. - Закон Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З)
Статья 40. Подозреваемый
1. Подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о:
1) применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) признании подозреваемым.
2. Орган уголовного преследования не вправе удерживать задержанного в положении подозреваемого свыше 72 часов, а лицо, к которому применена мера пресечения, - свыше десяти суток с момента объявления подозреваемому постановления о применении меры пресечения, включая срок задержания, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 108 настоящего Кодекса.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
3. К моменту истечения сроков, установленных частью 2 настоящей статьи, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить примененную в отношении его меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
4. Орган уголовного преследования, суд обязаны освободить подозреваемого из-под стражи и отменить примененную в отношении его меру пресечения до истечения сроков, установленных частью 2 настоящей статьи, в случае признания подозрения необоснованным.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 N 356-З)
5. Лицо перестает пребывать в положении подозреваемого с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого либо о прекращении уголовного преследования.
Статья 42. Обвиняемый
1. Обвиняемым является физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. По делам частного обвинения обвиняемым является физическое лицо, относительно которого судом принято заявление о совершенном им преступлении.
2. Лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда, именуется:
1) осужденным, если приговор полностью или частично обвинительный;
2) оправданным, если приговор полностью оправдательный.
3. Лицо перестает пребывать в положении обвиняемого с момента прекращения уголовного преследования либо наступления обстоятельств, указанных в части второй настоящей статьи.
Статья 44. Защитник
1. Защитником в уголовном процессе является лицо, которое по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь.
2. В качестве защитников в уголовном процессе участвуют адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь либо гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
3. По ходатайству обвиняемого определением (постановлением) суда в качестве защитника в суде может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого.
(часть третья статьи 44 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З)
4. Защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения. Одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы защиты одного из них противоречат интересам другого.
5. Защитник должен немедленно по принятии на себя защиты уведомить об этом орган, ведущий уголовный процесс.
6. Адвокат, дающий юридическую консультацию подозреваемому или обвиняемому в случаях, предусмотренных пунктом 5 части второй статьи 41 и пунктом 4 части второй статьи 43 настоящего Кодекса, считается на это время их защитником. С согласия подозреваемого или обвиняемого он может участвовать в качестве защитника в дальнейшем производстве по уголовному делу.
7. Участие защитника в производстве по уголовному делу прекращается, если:
1) подозреваемый или обвиняемый расторгли с ним договор либо иным образом прекратили полномочия защитника;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З)
2) орган, ведущий уголовный процесс, освободил защитника от участия в производстве по уголовному делу ввиду обнаружения обстоятельств, исключающих его участие в уголовном процессе в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
3) орган, ведущий уголовный процесс, принял отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника.
8. Подозреваемый или обвиняемый не могут прекратить полномочия назначенного защитника, участвующего в производстве по уголовному делу, в случаях, когда участие защитника является обязательным или если орган, ведущий уголовный процесс, не принял заявленный ими отказ от защитника.
Статья 49. Потерпевший
1. Потерпевшим признается физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред и в отношении которого орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании его потерпевшим.
2. Если при возбуждении уголовного дела основания для признания лица потерпевшим отсутствуют, указанное решение принимается немедленно по установлении таких оснований.
3. Если после признания лица потерпевшим будет установлено отсутствие оснований для его пребывания в положении потерпевшего, орган, ведущий уголовный процесс, своим мотивированным постановлением (определением) прекращает участие данного лица в уголовном процессе в качестве потерпевшего.
4. По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права и обязанности, предусмотренные статьей 50 настоящего Кодекса, осуществляют члены его семьи, близкие родственники или законные представители.
Статья 60. Свидетель
1. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания.
2. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
1) подозреваемый;
2) лица, которые в силу возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, и давать о них показания. Для разрешения вопроса о способности лица правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания может назначаться и производиться амбулаторная экспертиза;
3) адвокаты, их стажеры, помощники, иные работники адвокатских образований, юридических консультаций - для получения каких-либо сведений, которые могут быть им известны в связи с оказанием юридической помощи при производстве по уголовному делу;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 334-З)
4) лица, которым сведения, относящиеся к данному уголовному делу, стали известны в связи с их участием в производстве по уголовному делу в качестве защитника, представителя, гражданского истца, гражданского ответчика. Участие в деле законных представителей подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего не исключает возможности допроса этих лиц в качестве свидетелей по другим обстоятельствам, имеющим значение для дела;
5) прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания - помощник судьи) - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а судья - в связи с обсуждением в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения;
(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З, от 01.11.2007 N 281-З, от 13.12.2011 N 325-З)
6) священнослужитель - об обстоятельствах, известных ему из исповеди;
7) врач - без согласия лица, обратившегося за оказанием медицинской помощи, по обстоятельствам, составляющим предмет врачебной тайны;
8) лицо, оказывающее или оказывавшее содействие на конфиденциальной основе органу, уполномоченному законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, - без его согласия и согласия органа, уполномоченного законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, которому это лицо оказывает или оказывало содействие на конфиденциальной основе.
(в ред.