Вопрос 57. Владение и распоряжение.
Право собственности занимает центральное место в системе вещных прав. Нормы, образующие этот институт, являются основой для нормального функционирования государств не только с рыночной, но и с любым иным типом экономики. Кроме того, право собственности является основополагающим вещным правом — все остальные права имеют производный характер.
Право собственности является комплексным правом, включающим в себя совокупность самостоятельных правомочий, каждое из которых может реализовываться отдельно. Например, арендодатель может передать свое правомочие пользования арендатору имущества, тем самым ограничив себя в правах. Однако объективно переданные третьим лицам правомочия у самого собственника не прекращаются — они, как и субъективное право собственности в целом, сохраняются за собственником до тех пор, пока он остается таковым в отношении конкретного имущества.
Правомочие владения — это юридически обеспеченная возможность фактического обладания вещью, дающая возможность хозяйственного господства собственника над вещью. При этом собственник может не иметь физической возможности обладать имуществом (например, лицо владеет недвижимостью за рубежом и не имеет возможности покинуть страну), однако юридически ему такая возможность обеспечена.
Владение вещью может быть законным и незаконным. Под законным (титульным) владением следует понимать субъективное право субъекта на фактическое обладание вещью, вытекающее из правового основания. К титульным владельцам относятся собственник, арендатор, хранитель, перевозчик, комиссионер и другие лица, обладающие вещью на основании закона либо договора.
Содержание и объем правомочий владельца определяются титулом (правовым основанием) владения. Правомочия собственника по владению ограничены только законом либо иными правовыми актами. Арендатор, комиссионер и другие титульные владельцы могут владеть имуществом только в течение определенного времени и для определенных целей, предусмотренных условиями договора.
Владение, не имеющее правового основания, является незаконным. При незаконном владении владельцы могут быть добросовестными и недобросовестными. Владелец признается добросовестным, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения (п. 1 ст. 302 ГК РФ). Владелец признается недобросовестным, если он знал или должен был знать о том, что его владение незаконно (ст. 303 ГК РФ).
Правомочие пользования — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Характер и объем прав пользователя имуществом во многом зависят от свойств самой вещи и основания приобретения соответствующего права.
Как и владение, пользование может быть правомерным и неправомерным. Пользование называется правомерным, если пользователем является собственник либо пользование основано на праве иного титульного владения. Пользование является неправомерным, если оно основано на незаконном владении либо действия пользователя противоречат действующему законодательству, иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (например, загрязнение окружающей природной среды).
Правомочие распоряжения — это юридически обеспеченная возможность устанавливать, изменять или прекращать правоотношения по поводу вещи путем совершения в отношении нее юридических актов. Оно выражается в действиях собственника либо иного титульного владельца, направленных на передачу вещи другому лицу. В результате распоряжения имущество выбывает из сферы хозяйственного господства собственника временно в соответствии с условиями договора либо отчуждается навсегда.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 и 211 ГК РФ). Поэтому ответственность за гибель или порчу вещи вследствие случайных обстоятельств, по общему правилу, ни на кого возложить нельзя. Собственник несет риск случайной гибели или случайной порчи вещи, если только он не переложил это риск полностью или в части на другое лицо, например, на страховщика, застраховав принадлежащую ему вещь. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с переходом к нему права собственности. Поскольку право собственности на стороне приобретателя возникает с момента передачи ему вещи, если иное не предусмотрено законом или договором, с этого же момента на приобретателя переходит и риск случайной гибели или порчи вещи. Тем самым система традиции в наилучшей степени обеспечивает сохранность вещи до передачи ее приобретателю, ибо до этого момента собственником остается отчуждатель и, таким образом, риск случайной гибели или порчи вещи возлагается на лицо, в хозяйственной сфере которого вещь находится.