Протокол № хххххх «хх» ххххххххххх 2011 года
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АОЧУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Криминалистика
по направлению подготовки (специальности)
Юриспруденция»
Профиль подготовки (программа бакалавриата)
МОСКВА – 2011
Составитель (ли): Пройдина Е.М., Афанасьева О.Р., Хрущева В.С.
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании учебно-методического совета МФЮА
Протокол № хххххх «хх» ххххххххххх 2011 года
Пройдина Е.М., Афанасьева О.Р., Хрущева В.С.:Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по специальности «Юриспруденция» (030900.62) – М.: МФЮА, 2011.
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Криминалистика» и составлена в соответствии с утвержденными учебными планами вуза.
Знакомит студентов с понятиями …………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. .
МФЮА, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Рабочая программа дисциплины (модуля) | |
1.1 Пояснительная записка | |
1.2 Структура и содержание дисциплины | |
1.3. Образовательные технологии | |
1.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
1.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
1.7. Методические рекомендации по изучению дисциплины | |
2.Учебно-методические материалы | |
3.Словарь терминов (глоссарий) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины
Основной целью изучения курса криминалистики является ознакомление студентов юридических вузов с основными категориями и положениями науки криминалистики, приобретение ими теоретических знаний, умений и практических навыков, связанных с использованием криминалистических средств и методов по обнаружению, фиксации, изъятию материальных следов и объектов в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений и доказывания по гражданским и уголовным делам.
Эта цель конкретизируется путем решения в процессе обучения ряда частных задач. Во-первых, такой задачей является изучение средств и методов, используемых в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. При этом криминалистика играет ведущую роль в работе с информацией о событии преступления. Во-вторых, необходимо изучение тактических приемов проведения следственных действий и методик расследования отдельных видов преступлений. В-третьих, криминалистические знания используются при доказывании не только по уголовным делам, но и в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. Кроме того, многие экспертные исследования могут способствовать защите прав и интересов предпринимателей и потребителей. Открывающиеся при этом разнообразные возможности вовсе не известны представителям новых хозяйственных структур и населению. Поэтому юристы должны обладать соответствующими юридическими знаниями.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Криминалистика» является специальной дисциплиной по выбору вариативной части дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
Изучение дисциплины «Криминалистика» основывается на базе знаний, полученных студентами на втором и третьем курсе в ходе освоения дисциплин «Уголовное право» и «Уголовный процесс» профессионального цикла базовых дисциплин.
Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Криминалистика» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки (специальности):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
· способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
•предмет, систему криминалистики, ее соотношение со смежными юридическими дисциплинами, роль криминалистики в повышении эффективности деятельности по раскрытию и пресечению преступлений;
•технико-криминалистические средства и методы;
•теоретические основы криминалистической тактики и методики, сущность и систему разработанных криминалистикой тактических приемов и методик расследования преступлений.
•основные положения общей теории криминалистики;
•криминалистические понятия и категории;
•положения и рекомендации криминалистической техники, тактики и методики;
•тактику производства следственных действий;
•методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;
•формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;
•возможности применения естественнонаучных, инженерно-технических методов и средств в экспертных исследованиях вещественных доказательств, вычислительной техники и автоматизированных информационно-поисковых систем криминалистического назначения, автоматизированных рабочих мест следователя и судебного эксперта;
•особенности применения технических и криминалистических средств и методов собирания и использования материальных следов и объектов при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Уметь:
•применять технико-криминалистические средства и методы;
•оказывать помощь следователю, оперативным работникам в использовании технических и криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе выдвижения следственных версий, отборе образцов для сравнительного исследования, формулировании вопросов перед экспертом;
•правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста);
•использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;
•осуществлять организацию и тактику использования криминалистических средств и методов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
•выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
•соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторной и исследовательской техникой, опасными веществами.
Владеть:
•навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;
•методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.
1.2. Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Дисциплина изучается в 7,8 семестре. Форма промежуточной аттестации – зачет,экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц 324 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Всего учебных занятий | Всего аудиторных занятий | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Семинары, практи-ческие занятия | Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения | само-стоятель-ная работа | |||||
Семестр Раздел 1. Теоретические основы криминалистики | ||||||||
1. | Тема 1. Предмет, задачи и система науки криминалистики | |||||||
Лекция № 1 по теме 1 | (2) | |||||||
2. | Тема 2. История развития криминалистики и криминалистических учреждений в России | |||||||
3. | Тема 3. Криминалистическое учение о механизме преступления и его отражении | |||||||
Лекция № 2 по теме № 3 | (2) | |||||||
Семинар № 1 по темам № 1 и № 3 | (2) | |||||||
4. | Тема 4. Основы теорий криминалистической идентификации и диагностики | |||||||
Лекция № 3 по теме № 4 | (2) | |||||||
Семинар № 2 по теме № 4 | (2) | |||||||
Итого по 1-ому разделу | ||||||||
Раздел 2. Криминалистическая техника | ||||||||
5. | Тема 5. Общие теоретические положения криминалистической техники | |||||||
Лекция № 4 по теме № 5 | (2) | |||||||
Практическое занятие № 1 по теме № 5 | (2) | |||||||
6. | Тема 6. Технико-криминалистические способы и средства фиксации | |||||||
Лекция № 5 по теме № 6 | (2) | |||||||
Практическое занятие № 2 по теме № 6 | (2) | |||||||
7. | Тема 7. Криминалистическая габитоскопия | |||||||
Лекция № 6 по теме № 7 | (2) | |||||||
Практическое занятие № 3 по теме № 7 | (2) | |||||||
8. | Тема 8. Криминалистическая фонография | |||||||
Лекция № 7 по теме № 8 | (2) | |||||||
9. | Тема 9. Криминалистическая трасология | |||||||
Лекция № 8 по теме № 9 Понятие следа, классификация объектов и следов. Следы человека | (2) | |||||||
Лекция № 9 по теме № 9 Криминалистическая механоскопия | (2) | |||||||
Практическое занятие № 4 по теме № 9 | (2) | |||||||
10. | Тема 10. Криминалистическая одорология | |||||||
11. | Тема 11. Криминалистическое материаловедение | |||||||
Лекция № 10 по теме № 11 | (2) | |||||||
12. | Тема 12. Криминалистическое исследование документов | |||||||
Лекция № 11 по теме № 12 Криминалистическое исследование письма | (2) | |||||||
Практическое занятие № 5 по теме № 12 | (2) | |||||||
Лекция № 12 по теме № 12 Технико-криминалистическое исследование документов | (2) | |||||||
13. | Тема 13. Криминалистическое исследование оружия и следов его действия | |||||||
Лекция № 13 по теме № 13 Криминалистическая баллистика | (2) | |||||||
Семинар № 3 по теме № 13 | (2) | |||||||
14. | Тема 14. Криминалистические информационно-справочные системы | |||||||
Лекция № 14 по теме № 14 | (2) | |||||||
Практическое занятие № 6 по теме № 14 | (2) | |||||||
Итого по 2-ому разделу | ||||||||
Зачет | ||||||||
Итого за семестр: | ||||||||
Семестр Раздел 3. Криминалистическая тактика | ||||||||
15. | Тема 15. Общие положения криминалистической тактики | 15. | ||||||
Лекция № 15 по теме № 15 | (2) | |||||||
16. | Тема 16. Криминалистические учения о версиях и планировании расследования преступлений | 16. | ||||||
Лекция № 16 по теме № 16 | (2) | |||||||
17. | Тема 17. Взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений | |||||||
Лекция № 17 по теме № 17 | (2) | |||||||
18. | Тема 18. Тактика следственного осмотра и освидетельствования | |||||||
Лекция № 18 по теме № 18 Тактика осмотра места происшествия | (2) | |||||||
Семинар № 4 по теме № 18 | (2) | |||||||
Практическое занятие № 7 по теме № 18 | (2) | |||||||
19. | Тема 19. Тактика задержания | |||||||
Лекция № 19 по теме № 19 | (2) | |||||||
20. | Тема 20. Тактика обыска и выемки | |||||||
Лекция № 20 по теме № 20 | (2) | |||||||
Семинар № 5 по теме № 20 | (2) | |||||||
21. | Тема 21. Тактика допроса и очной ставки | |||||||
Лекция № 21 по теме № 21 | (2) | |||||||
Семинар № 6 по теме № 21 | (2) | |||||||
22. | Тема 22. Тактика предъявления для опознания | |||||||
Лекция № 22 по теме № 22 | (2) | |||||||
Семинар № 7 по теме № 22 | (2) | |||||||
23. | Тема 23. Тактика следственного эксперимента | |||||||
Лекция № 23 по теме № 23 | (2) | |||||||
Семинар № 8 по теме № 23 | (2) | |||||||
24. | Тема 24. Тактика проверки показаний на месте | |||||||
Лекция № 24 по теме № 24 | (2) | |||||||
Семинар № 9 по теме № 24 | (2) | |||||||
25. | Тема 25. Контроль и запись телефонных и иных переговоров | |||||||
Лекция № 25 по теме № 25 | (2) | |||||||
Итого по 3-му разделу | ||||||||
Раздел 4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений | ||||||||
26. | Тема 26. Общие положения криминалистической методики | |||||||
Лекция № 26 по теме № 26 | (2) | |||||||
Семинар № 10 по теме № 26 | (2) | |||||||
27. | Тема 27. Методика расследования убийств | |||||||
Лекция № 27 по теме № 27 | (2) | |||||||
Семинар № 11 по теме № 27 | (2) | |||||||
28. | Тема 28. Методика расследования изнасилований | |||||||
Лекция № 28 по теме № 28 | (2) | |||||||
Семинар № 12 по теме № 28 | (2) | |||||||
29. | Тема 29. Методика расследования краж | |||||||
Лекция № 29 по теме № 29 | (2) | |||||||
Семинар № 13 по теме № 29 | (2) | |||||||
30. | Тема 30. Методика расследования грабежей и разбоев | |||||||
Лекция № 30 по теме № 30 | (2) | |||||||
Семинар № 14 по теме № 30 | (2) | |||||||
31. | Тема 31. Методика расследования мошенничества | |||||||
Лекция № 31 по теме № 31 | (2) | |||||||
Семинар № 15 по теме № 31 | (2) | |||||||
32. | Тема 32. Методика расследования преступлений, связанных с присвоением или растратой чужого имущества | |||||||
Лекция № 32 по теме № 32 | (2) | |||||||
Семинар № 16 по теме № 32 | (2) | |||||||
33. | Тема 33. Методика расследования вымогательства | |||||||
Семинар № 17 по теме № 33 | (2) | |||||||
34. | Тема 34. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ | |||||||
Лекция № 33 по теме № 34 | (2) | |||||||
Семинар № 18 по теме № 34 | (2) | |||||||
35. | Тема 35. Методика расследования взяточничества | |||||||
Лекция № 34 по теме № 35 | (2) | |||||||
Семинар № 19 по теме № 35 | (2) | |||||||
36. | Тема 36. Методика расследования поджогов и преступных нарушений противопожарных правил | |||||||
Лекция № 35 по теме № 36 | (2) | |||||||
Семинар № 20 по теме № 36 | (2) | |||||||
37. | Тема 37. Методика расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспорта | |||||||
Лекция № 36 по теме № 37 | (2) | |||||||
Семинар № 21 по теме № 37 | (2) | |||||||
38. | Тема 38. Методика расследования преступных нарушений правил охраны труда на производстве | |||||||
Лекция № 37 по теме № 38 | (2) | |||||||
39. | Тема 39. Методика расследования налоговых преступлений | |||||||
Семинар № 22 по теме № 39 | (2) | |||||||
40. | Тема 40. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации | |||||||
Лекция № 38 по теме № 40 | (2) | |||||||
Семинар № 23 по теме № 40 | (2) | |||||||
41. | Тема 41. Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными группами или преступным сообществом (преступной организацией) | |||||||
Лекция № 39 по теме № 41 | (2) | |||||||
Семинар № 24 по теме № 41 | (2) | |||||||
Итого по 4-ому разделу | ||||||||
Итого за учебный год | ||||||||
Экзамен |
Содержание дисциплины
Тематическое содержание разделов дисциплины
Тема 4. Общие положения криминалистической техники
Понятие, предмет и система криминалистической техники как раздела науки, ее задачи и объекты изучения. Система частных теорий криминалистической техники и раздела курса.
Понятие технико-криминалистических методов, средств, приемов и методик.
Классификация технико-криминалистических методов и средств. Значение применения технико-криминалистических методик в сборе доказательственной информации по уголовному делу.
Технико-криминалистические методы и средства собирания и исследования вещественных носителей информации о преступлении:
а) средства выявления невидимых и маловидимых следов и веществ, вспомогательные технические средства; комплекты технико-криминалистических средств; оснащение подвижной криминалистической лаборатории;
б) технико-криминалистические средства исследования материальных объектов – носителей информации: средства предварительного исследования; стационарные средства криминалистических исследований; средства хранения и обработки информации.
Место компьютера в структуре средств криминалистической техники.
Общие криминалистические правила применения технико-криминалистических средств при работе с вещественными носителями информации.
Использование технико-криминалистических средств в работе с личностными носителями информации (полиграф).
Достижения естественных и технических наук – основной источник ее развития. Традиционные и нетрадиционные отрасли этой части криминалистики. Ее роль в разработке методов предупреждения преступлений. Научно-технические средства и методы, используемые для обнаружения, фиксации, изъятия следов и других вещественных доказательств преступления.
Тема 14. Общие положения криминалистической тактики
Понятие, сущность, предмет и задачи криминалистической тактики. Ее связь и соотношение с криминалистической техникой и криминалистической методикой расследования.
Основные понятия криминалистической тактики: тактические задачи, тактические приемы, тактические решения и операции, розыскные действия. Их научные основы и правовые условия применения в практической деятельности.
Структура и содержание раздела «Криминалистическая тактика».
Тема 15. Криминалистические учения о ситуациях,
версиях и планировании раскрытия и расследования преступлений
Понятие криминалистической ситуации. Факторы, влияющие на формирование ситуации. Структура ситуации. Типичные и конкретные ситуации. Криминалистический анализ ситуаций, складывающихся на различных этапах расследования преступлений.
Понятие криминалистической версии как метода познания и логической основы планирования раскрытия преступления. Классификация версий. Правила построения версий. Роль моделирования при выдвижении версий. Проверка криминалистических версий.
Понятие, виды и принципы планирования расследования преступлений.
Понятие, содержание, структура и логико-информационное содержание следственного действия, тактического приема, тактической операции. Тактика следственных действий и ее соотношение с процессуальным порядком их производства. Тактические рекомендации (по применению приемов) и процессуальные нормы, их соотношение. Тактические комбинации. Проблема и критерии допустимости тактических приемов, и их комбинации. Тактические аспекты организации и планирования отдельных следственных действий и тактических операций. Возможности и условия применения тактических приемов при расследовании дела в суде. Планирование и организация следственных действий и тактических операций. Общие вопросы, подлежащие включению в план следственных действий и тактических операций. Форма планов.
Тема 16. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами
и экспертно-криминалистическими службами при расследовании преступлений
Понятие и значение взаимодействиями следователя с оперативно-розыскными органами и криминальными службами.
Правовые основания для взаимодействия. Принципы и формы взаимодействия.
Возможности оперативно-розыскных органов и криминалистических служб по оказанию помощи следователю в установлении свидетелей, подозреваемых, а также других обстоятельств, имеющих важное значение для быстрого и полного расследования совершенных преступлений.
Тема 19. Тактика задержания
Понятие и виды задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Значение этого следственного действия. Поводы и основания к задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления. Подготовка к задержанию. Производство задержания подозреваемого. Тактические приемы задержания. Особенности задержания в различных ситуациях. Роль следователя в организации этого следственного действия. Фиксация хода и результатов задержания.
Тема 26. Общие положения криминалистической методики
Понятие, предмет, структура и задачи криминалистической методики, ее место в системе науки криминалистики.
Научные основы криминалистической методики. Соотношение криминалистической методики и науки уголовного права и уголовного процесса.
Структура методики расследования: общетеоретическая часть (общие положения) и частные методики расследования отдельных видов, разновидностей и групп преступлений. Информационные источники методики расследования.
Криминалистическая характеристика преступлений Виды методик. Роль криминалистической характеристики преступлений и типичных следственных ситуаций в разработке частных методик расследования.
Основы криминалистического предупреждения преступлений.
Использование помощи общественности в расследовании преступлений. Выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Организационно-управленческие и технологические методы ведения расследования. Ситуационные особенности этапов расследования. Виды типовых следственных ситуаций, характерных для разных этапов расследования, и основные направления расследования в каждом из них.
Тема 10. Общие положения криминалистической тактики
1. Понятие, назначение, категории, источники криминалистической тактики.
2. Связь криминалистической тактики с другими разделами криминалистики, уголовно-процессуальным законодательством.
3. Понятие, сущность, назначение следственной версии, классификация следственных версий, технология построения и проверки следственной версии, связь следственной версии и следственной ситуации.
4. Сущность, значение, принципы и элементы планирования расследования и планирования отдельного следственного действия.
5. Тактические приемы подготовки и производства следственного действия, классификация приемов. Организационно-технологическая структура следственного действия.
Образовательные технологии
Проведение лекций, практических занятий сопровождается демонстрацией презентаций с применением мультимедийного оборудования. Выполнение заданий для самостоятельной работы и написание курсовых работ осуществляется с использованием информационно-справочных систем, электронных библиотек.
В ходе изучения дисциплины предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий: метод проектов с обсуждением в рамках круглых столов по темам рефератов и эссе полученных результатов, метод кейс - стади с целью формирования и развития навыков по дисциплине у студентов направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция». На интерактивные формы отведено 4 часа лекционных и 12 часов семинарских занятий.
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах занятий вопросов тем и контрольных вопросов; решение тестов; участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины; написание эссе, рефератов; подготовка докладов.
Формой промежуточной аттестации является зачет и экзамен, который проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета или в форме компьютерного тестирования. Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом: оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, решения задач, участия в дискуссии и др.); оценки знаний в ходе экзамена (зачета).
1.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов.
Задача №1
12 сентября 2002 г. следователь УВД Восточного округа Минаев А.Ф. на основании статей 195, 196, 201 УПК РФ вынес два постановления о назначении экспертиз:
- комплексной химико-дактилоскопической экспертизы для обнаружения следов пальцев рук на предсмертной записке от имени гр. Краснова С.А., а также установление состава красителя, которым были выполнены записи;
- судебно-медицинской экспертизы трупа гр. Краснова С.А. с целью определения причины смерти.
Определите, знания, каких наук должны быть использованы при проведении данных исследований.
Задача №2
Решите, являются ли приведенные ниже выводы идентификацией, установлением групповой принадлежности или криминалистической диагностикой:
1. Нож, изъятый у гр. Синицына А.П., изготовлен самодельным способом по типу охотничьих ножей и является холодным оружием колюще-режущего способа действия.
2. Подпись от имени директора 000 «Триумф» выполнена гр. Поповым Г.И.
3. Лакокрасочное покрытие, образцы которого изъяты с автомашины ВАЗ-2107, государственный знак А342-МК-99РШЗ, принадлежащей гр. Виницкому С.А., по своему составу т