По данным о способе, мотиве, цели преступления, похищенном имуществе и других элементах, признаках расследуемого события
Необходимо отметить, что в этом направлении правоохранительные органы практически вообще не работают. Анализ уголовных дел показывает, что меры по установлению местонахождения похищенного по нераскрытым хищениям чужого имущества практически не предпринимаются, хотя, нередко, места сбыта похищенных предметов, таких как, цветные металлы, запасные части к а/м КРаЗ и др., довольно ограничены.
При расследовании хищений чужого имущества обязательно необходимо выдвигать и проверять версию о том, что преступник определенным способом связан с потерпевшим. Данная версия должна выдвигаться даже в тех случаях, когда на первоначальном этапе расследования такая связь не усматривается и о ней нет никаких сведений. Виктимологический анализ включает в себя решение следующих вопросов: какие имеются объективные данные о связи потерпевшего и преступника; каков характер этой связи применительно к служебным отношениям, быту, любительским занятиям; кто знал о наличии у потерпевшего определенных ценностей и предметов; есть ли в деле данные, указывающие на то, что преступник хорошо знаком с местом происшествия, бывал здесь ранее; какие черты личности потерпевшего, обстоятельства образа жизни, занятия могли привести к совершению против него преступного посягательства; какие и с кем потерпевший имел конфликты до того, как в отношении его имущества было совершено хищение.
Кроме того, необходимо тщательно исследовать, как потерпевший провел последние дни и часы до совершения хищения его имущества: что делал, с кем встречался, какие случайные встречи произошли, какие были при нем ценности.
Должны быть исследованы социальные связи потерпевшего по: месту жительства, работы или учебы; общим любительским занятиям (спортсмены, охотники и т.п.); признаку землячества (выходцы из одной местности, республики); прежним местам нахождения (армия, совместный отдых); общему время препровождению (систематическое посещение одних и тех же мест общественного отдыха – ресторанов, пляжей, дискотек и т.д.), а также преступные, родственные, сексуальные и случайные связи потерпевшего.
Для выдвижения версий о преступнике наибольший интерес представляют связи потерпевшего по места жительства, которые носили конфликтный характер. Следует выяснить, на какой почве происходили раздоры, каковы возможности совершения хищения, кто участвовал в конфликтах. В отношении выявленных таких лиц проверяется версия о причастности к совершению хищения чужого имущества. Необходимо также установить, какая информация, касающаяся потерпевшего, распространялась (например, о наличии в доме ценностей), кем из связей по месту жительства она могла восприниматься. В ряде случаев для выдвижения версии о преступнике (связи потерпевшего по месту жительства) имеют значение полученные в ходе осмотра места происшествия данные о том, что преступник хорошо знает место преступления, ориентируется в расположении вещей в квартире потерпевшего или ценностей (в магазине, на складе), ясно представляет, когда потерпевший и члены его семьи отсутствуют дома, систему охраны и др.
Использование связей потерпевшего по месту работы или учебы для построения версий о лице, совершившем хищение, связано с изучением служебной и общественной деятельности потерпевшего. Иногда информация о наличии у потерпевшего ценностей может быть использована его сослуживцем для преступного посягательства.
Немаловажное значение имеет и исследование связей потерпевшего, возникшие на почве его любительских занятий, а также замлячества. Выходцы из одной республики, города, местности зачастую поддерживают между собой определенные отношения. Не исключается использование осведомленности преступника о наличии у потерпевшего ценностей, знания распорядка его работы и отдыха, состава семьи и прочих обстоятельств.
При построении версии о преступнике необходимо учитывать возможность совершения хищения близкими родственниками, в особенности, если кто-либо из них был ранее судим, либо лицами из числа знакомых по прежней судимости.
Одним из видов социальных контактов потерпевшего с окружающими являются его случайные связи, которые следует отличать от случайных встреч. В первом случае потерпевший преследует определенные цели общения, а во втором – такая цель отсутствует. Часто потерпевший намеренно вступает в контакт с незнакомыми людьми. Например, распивает спиртные напитки со случайными знакомыми, которые впоследствии его грабят. Иногда потерпевший может и не вступать в общении с будущим преступником и не осознавать последствий встречи. Например, будущий преступник увидел, что у пьяного мужчины, расплачивающегося за водку в магазине, в бумажнике крупная сумма денег, и поэтому принял решение его ограбить. Преступления, где связь между преступником и потерпевшим носит такой случайный характер, раскрываются наиболее трудно. Для обнаружения таких связей необходимо очень тщательно опросить потерпевшего о его местонахождении и поведении за достаточно значительный период времени до момента совершения хищения.
При расследовании хищений чужого имущества необходимо учитывать, что это может быть основное, так называемое базовое преступление, которому могут сопутствовать и другие преступления, особенно, когда речь идет об использовании огнестрельного оружия. О наличии у преступника оружия могут свидетельствовать потерпевшие, очевидцы и следы выстрела. В этом случае можно выделить следующие типичные ситуации: