Тема: Стороны в гражданском судопроизводстве (1 час)
План семинарского занятия
1. Понятие сторон, их процессуальные права и обязанности.
2. Процессуальное соучастие.
3. Замена ненадлежащего ответчика.
4. Гражданское процессуальное правопреемство.
Правовые ситуации
Задача 1
Глебов В., 15 лет, предъявил иск к Альметову И. 18 лет о взыскании 3000 руб. Глебов указал, что Альметов взял у него деньги взаймы на приобретение кассет и не вернул в обусловленный срок.
В свою очередь Альметов И. предъявил встречный иск к Глебову В. о возврате видеосистемы «Панасоник», которую Глебов В. отказывается вернуть добровольно.
Определите процессуальное положение Глебова В. и Альметова И.
Задача 2
Свиридова С. предъявила иск к бывшему мужу БасовуО.А. о возврате пианино, которое по ее утверждению было приобретено ею до вступления в брак.
Узнав о возникшем споре между бывшими супругами, бюро проката обратилось в суд с требованием о признании за ним права собственности на пианино. В исковом заявлении бюро проката было указано, что пианино взято Басовым в бюро проката в аренду для обучения ребенка игре на музыкальном инструменте. Поскольку супруги изменили адрес, переехав в другой район, бюро проката не имело возможности истребовать пианино в обусловленный срок.
Определите правовое положение участников процесса.
Задача 3
Гражданин Маленко обратился в суд с иском к гражданину Лысову. Установив, что ответчик является ненадлежащим, судья предложил истцу Маленко привлечь надлежащего ответчика. Маленко от предложения судьи отказался. В результате чего суд вынес решение об отказе в иске. Данное решение Маленко обжаловал, указав, что вопрос об отказе в иске был предрешен признанием Лысова ненадлежащим ответчиком. Хотя суд не имел права делать вывод об отказе в иске до удаления в совещательную комнату для вынесения решения.
Может ли судья вынести определение о признании ответчика ненадлежащим до вынесения судебного решения?
Правомерны ли доводы истца о незаконности решения в связи с признанием ответчика ненадлежащим до его вынесения?
Задача 4
Укажите, в каких из перечисленных процессуальных прав сторон проявляется действие принципа диспозитивности (аргументировать свой ответ):
а) подавать заявление об отзыве иска;
б) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
в) заключать соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
г) ходатайствовать о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
д) заявить отвод судье или другому участнику процесса;
е) вести дело через представителя;
ж) выбирать один из нескольких судов, которым подсудно дело в соответствии с правилами об альтернативной подсудности;
з) ходатайствовать об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Задача 5
Ковалева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов с Ковалева А.К. на содержание их дочери Оксаны.
Ковалев А. К. скончался за неделю до начала рассмотрения дела в суде вследствие серьезных травм, полученных им в результате дорожно-транспортной аварии.
Ковалева Е.В. просила суд привлечь родителей Ковалева А.К. к участию в деле в качестве правопреемников ответчика и взыскивать с них алименты, поскольку они и ранее участвовали в оказании систематической материальной помощи на воспитание дочери Оксаны.
Суд привлек к участию в деле в качестве правопреемников родителей ответчика и вынес решение об удовлетворении иска матери ребенка.
Как должен был поступишь суд?
Были ли у суда основания для привлечения указанных лиц в качестве правопреемников?
Назовите основания и виды правопреемства в процессе.
Задача 6
Максимов обратился в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия. В качестве ответчика он просил привлечь Лебедева, управлявшего автомашиной в момент аварии.
Ответчик при рассмотрении дела пояснил, что в момент аварии он управлял автомашиной по доверенности. Автомашина принадлежала Романову.Однако в процессе рассмотрения дела выяснилось, что срок доверенности истек. Автомашина была взята Лебедевым из гаража самовольно.
Как должен поступить суд?
Определите процессуальное положение участников процесса?
Задача 7
Супруги Холодовы А.В. и М.Н. обратились в суд с иском о расторжении брака. Исковое заявление было подписано обоими супругами.
В исковом заявлении было указано, что одним из оснований для предъявления иска является то обстоятельство, что каждый из супругов создал вторую семью и в настоящее время они проживают раздельно, каждый на жилой площади своих фактических супругов.
Помимо требования о расторжении брака в исковом заявлении содержалась просьба о разделе совместно нажитого имущества, в состав которого входила и приватизированная квартира.
При подготовке дела к рассмотрению судья выяснил, что в составе имущества, подлежащего разделу, имеется указание на холодильник и стереосистему, которые временно находились в квартире и принадлежали сестре Холодовой М.Н. – Проскуриной Л.Н., которая, однако, не знала о том, что в производстве суда находится дело о расторжении брака Холодовых.
Что касается детей Холодовых – дочери Надежды 9 лет и сына Сергея 13 лет, то родители указали, что ими достигнута договоренность о том, с кем они будут проживать после расторжения брака их родителей.
Однако до рассмотрения дела по существу в суд поступило заявление от сына, в котором он просил суд удовлетворить его просьбу о том, чтобы вопрос о месте проживания его и сестры после расторжения брака родителей был решен при рассмотрении дела в суде.
Определите процессуальное положение лиц, участвующих в данном деле.
Задача 8
Якупова обратилась в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между ее отцом – Якуповым и Артемьевой, так как Артемьева на момент регистрации брака состояла в зарегистрированном браке с Поповым. В судебном заседании Артемьева заявила, что Якупова – ненадлежащий истец, поскольку не является субъектом спорного правоотношения.
Оцените доводы Артемьевой.
Как следует поступить суду?
Вариант: изменится ли решение задачи, если отец Якуповой умер.
Задача 9
Определите надлежащего ответчика в следующих случаях:
1) по иску о возмещении вреда, причиненного работником предприятия во время исполнения им трудовых обязанностей;
2) по иску об освобождении от ареста (исключении из описи) имущества, конфискованного по решению суда;
3) по иску работника о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве;
4) по иску усыновителей об отмене усыновления;
5) по иску о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Задача 10
Подростки Леонов (16 лет), Сергеев (14 лет) и Абрамов (11 лет) ночью пасли табун лошадей.
В темноте одна из лошадей оказалась на шоссе. В это время проезжал Липочкин на мотоцикле. Поскольку лошадь была стреножена, она не успела освободить проезжую часть шоссе. Липочкин мотоциклом наехал на лошадь, получил увечье, а также сломал мотоцикл.
Организация, которой принадлежал табун лошадей, предъявила иск к подросткам и к владельцу мотоцикла о взыскании стоимости погибшего животного. В процессе рассмотрения дела в суде выяснилось, что мотоцикл был взят Липочкиным самовольно из гаража садоводческого кооператива.
Определите состав лиц, участвующих в деле. Кто является надлежащим ответчиком?
Задача 11
Дубова С.Г. работала в одном из цехов завода. В декабре 2013 г. была уволена по сокращению штатов. Дубова С.Г. считала свое увольнение неправильным и собиралась подать в суд иск о восстановлении на работе и взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, однако сделать этого не смогла, так как от перенесенных переживаний тяжело заболела и вскоре умерла.
Ее сын решил подать в суд иск о взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, считая, что он как наследник имеет право на получение этой суммы денег.
Вправе ли сын Дубовой С.Г. обратиться в суд по обстоятельствам, изложенным в задаче?
Задача 12
Укажите, в каком из перечисленных случаев процессуальное соучастие является обязательным:
а) по иску о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, выбывшим из обладания собственника помимо его воли;
б) по иску о выселении семьи из трех человек;
в) по иску об опровержении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство истца, изложенных в служебной характеристике;
г) по иску о разделе наследственного имущества между тремя наследниками (иск подан одним из наследников);
д) по иску о взыскании алиментов на содержание престарелых родителей;
е) по иску к обоим родителям о лишении родительских прав;
ж) по иску о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте 16 лет.
Задача 13
Судья, рассматривая дело о возмещении ущерба по иску ООО «Свет» к Фадеевой О.Д. и Кошкину П.В., работникам ООО, допросил в качестве свидетеля Антипова С.С., также работника данного предприятия. В результате выяснилось, что Антипов С.С. тоже виновен в причинении вреда ООО. Решением суда обязанность по возмещению вреда возложена на всех троих.
Дайте оценку действиям суда.
Задача 14
Краснов М.Б. и Сергеев С.С. приняли в равных долях наследство, состоящее из собрания книг. Краснов М.Б. обратился с иском о разделе наследственного имущества. В судебном заседании стороны пришли к мировому соглашению, по условиям которого Краснову М.Б. передавалось 300 томов книг, а Сергееву С.С. – 245. Мировое соглашение было утверждено судом. Вскоре Краснов М.Б. умер. В права наследования вступил его сын, который не признал мировое соглашение, просил допустить его к участию в деле в качестве правопреемника истца и назначить экспертизу для определения стоимости книг. Свое заявление он мотивировал тем, что суд не должен был утверждать мировое соглашение, нарушающее права сторон. Против пропорционального раздела наследства в равных долях он не возражает, но определение равных долей между сторонами зависит от детальной классификации книг с учетом их ценности, которая может быть определена лишь специалистом.
Возможно ли в данном случае процессуальное правопреемство?
Назовите основания процессуального правопреемства и условия допуска правопреемника в процесс.
Практическое занятие № 2