Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
Основными нормативными документами, регулирующими вопросы взимания налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, являются:
- НК (гл. 20);
- постановление № 42.
Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и ИП.
Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:
- песка формовочного, стекольного, строительного;
- песчано-гравийной смеси;
- камня строительного, облицовочного;
- воды (поверхностной и подземной);
- минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;
- грунта для земляных сооружений;
- глины, супесей, суглинка и трепелов;
- бентонитовых глин;
- соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;
- нефти;
- мела, мергеля, известняка и доломита;
- гипса (ангидрита);
- железных руд;
- торфа влажностью 40%;
- сапропелей влажностью 60%;
- мореного дуба;
- янтаря;
- золота;
- виноградной улитки;
- личинок хирономид;
- зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);
- гадюки обыкновенной;
- бурого угля (в пересчете на условное топливо);
- горючих сланцев (в пересчете на условное топливо);
- длиннопалый (узкопалый) рак длиннопалого (узкопалого) рака.
Пунктом 2 статьи 211 НК установлено, в каких случаях добыча (изъятие) природных ресурсов не будет признаваться объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Например, добыча нефтяного попутного газа; изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных капитальных строений (зданий, сооружений) и иных объектов строительства, не связанное с добычей полезных ископаемых, в том числе их изъятие со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ; добыча попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых; добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения; добыча подземных вод из контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией, из скважин заградительного дренажа, предназначенных для защиты подземных вод от загрязнения в районе расположения мест хранения крупнотоннажных отходов; добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии; добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется как:
- фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);
- произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, установлены в размерах согласно приложениям 10 и 10-1 к НК.
Статьей 213 НК определены ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной.
Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной, признается календарный квартал.
Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной признается календарный месяц.
Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом особенностей, установленных НК.
Оффшорный сбор
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исчисления и уплаты оффшорного сбора, являются:
- НК (гл. 24);
- постановление N 42.
Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские ИП (далее - резиденты Республики Беларусь).
Налоговым периодом является календарный месяц.
Сумма оффшорного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки оффшорного сбора.
Ставка оффшорного сбора установлена в размере 15%.
Объектами обложения оффшорным сбором являются:
- перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, за исключением:
перечисления денежных средств, направляемых банками Республики Беларусь в пользу нерезидентов - владельцев международных систем расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard и American Express, зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);
перечисления денежных средств Министерством финансов Республики Беларусь в адрес компании "STANDARD AND POOR'S FINANCIAL SERVICES LLC" (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационной базы "Rating Direct Sovereigns All Regions" от 13 августа 2012 г. и компании "BLOOMBERG FINANCE L.P." (штат Делавэр, Соединенные Штаты Америки) в соответствии с заключенным между ними Соглашением о предоставлении доступа к услугам информационно-аналитической системы "Bloomberg Professional" от 25 ноября 2011 г.;
- исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
- переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления.
При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь, на дату перемены лиц в обязательствах.
При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату зачета.
Перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. N 353, с изменениями и дополнениями.