Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, являются:
- Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (с изменениями и дополнениями; далее - Указ № 101);
- Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10);
- постановление № 42.
Основанием у организации для исчисления арендной платы за земельные участки являются:
- решение местного исполкома, администрации свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) о предоставлении земельного участка в аренду;
- свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок) в результате государственной регистрации перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение);
- договор аренды земельного участка, заключенный с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, зарегистрированный в установленном законодательством порядке;
- соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированное в установленном порядке.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется местным исполкомом, администрацией СЭЗ при предоставлении в аренду земельного участка, продлении срока аренды земельного участка, заключении соглашения об изменении договора аренды или договора аренды земельного участка с победителем либо единственным участником несостоявшегося аукциона.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 10 инвестор (инвесторы) и (или) организация освобождается от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом данная льгота действует в отношении земельных участков (за исключением земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми для целей взимания соответственно земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, а также самовольно занятых), предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с первого числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором. При прекращении инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по этому договору инвестор (инвесторы) и организация утрачивают право на эту льготу с даты такого прекращения.
Следует отметить, что согласно подпункту 2.1 пункта 2 Декрета № 10 в случае прекращения инвестиционного договора по вине инвестора он должен возместить все суммы льгот и преференций, а также уплатить неустойку (штраф, пеню), предусмотренную договором. При этом под суммами льгот и преференций понимаются суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет (включая плату за право заключения договора аренды земельного участка), а также арендная плата за земельный участок, которые инвестор или организация не платили с учетом заключенного инвестиционного договора.
Обращаем внимание, что взыскание с инвестора сумм предоставленных льгот по уплате таможенных платежей и налогов происходит в полном объеме вне зависимости от степени реализации инвестиционного проекта.
Льгота по арендной плате не распространяется на земельные участки (их части), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемые таковыми для целей взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, а также самовольно занятые.
Указом № 101 установлен ряд льгот по взиманию арендной платы за земельные участки.
Так, арендная плата не взимается за земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов.
Освобождаются от взимания арендной платы за земельные участки земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию.
Уплата арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, производится в размере, увеличенном на коэффициент 2.
Арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в десятикратном размере.
Местные исполнительные комитеты, а также администрации СЭЗ имеют право увеличивать (уменьшать):
- не более чем в два с половиной раза - размер ежегодной арендной платы отдельным категориям плательщиков;
- не более чем в десять раз - за земельные участки (части земельных участков), включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрациями СЭЗ в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
На территории г. Минска решением Минского городского исполкома от 17.02.2012 № 457 «Об установлении коэффициентов к ежегодной арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (с изменениями и дополнениями) для отдельных категорий плательщиков установлены коэффициенты к арендной плате за земельные участки, которые применяются с 01.01.2017.
Арендная плата за земельные участки исчисляется и уплачивается в размере, увеличенном (уменьшенном) на основании решения местного исполнительного комитета или администрации СЭЗ независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок.
Экологический налог
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исчисления и уплаты экологического налога, являются;
- НК (гл. 19);
- постановление № 42.
Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, кроме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в этих разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 тонн в год;
- сброс сточных вод, за исключением сброса сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
- хранение, захоронение отходов производства, кроме перечисленных в пункте 2 статьи 205 НК.
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы указанных объектов налогообложения.
Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 - 8 к НК.
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства. Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. В случае неперечисления собственниками отходов производства сумм налога владельцам объектов захоронения по сроку не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, экологический налог за захоронение отходов производства подлежит перечислению в трехкратном размере.