Тема 30. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Примерный план
1. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
2. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность.
Методические указания
Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
Осуществление задач по предупреждению правонарушений возможно лишь при условии строгого и неуклонного соблюдении всеми гражданами общественного порядка. Содействие охране общественного порядка является важнейшим правом граждан.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и не правового характера (правила общежития, нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.).
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются, главным образом, в общественных местах и обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений и организаций. Эта система общественных отношений регулируется нормами права, морали и другими социальными нормами.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции, которые ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями, посягающими на общественный порядок.
Глава 20 КоАП РФ. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Общественный порядок – сложная и многогранная категория, не имеющая на сегодняшний день ни законодательного определения, ни единого доктринального толкования. В отечественной науке наиболее традиционным является подход, определяющий общественный порядок как состояние соответствия общественных отношений, складывающихся в публичных (общественных) местах, требованиям норм права, нравственности, общественных организаций. Однако столь широкое толкование термина вряд ли оправданно, поскольку может способствовать неверному представлению об объеме полномочий правоохранительных органов. Применение такими органами (их должностными лицами) принудительных мер связано с обеспечением реализации исключительно правовых, а не каких-либо иных норм. Так, например, сотрудники милиции не вправе реализовывать свои властные правомочия в сфере разрешения сугубо нравственных конфликтов (например, применять физическую силу для поддержания своего требования уступить пожилому человеку место в общественном транспорте). Несомненно, нарушение норм нравственности может являться нарушением общественного порядка, но только такое нарушение, которое представляет собой самостоятельное противоправное деяние (например, мелкое хулиганство). Таким образом, под общественным порядком в рамках представленного комментария к главе 20 КоАП РФ будет пониматься состояние соответствия общественных отношений, складывающихся в публичных (общественных) местах в процессе общения неограниченного круга лиц, требованиям норм права, посредством которого обеспечиваются нормальные условия жизнедеятельности людей.
Общественное место – улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки, жилые микрорайоны, подъезды и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Важно отметить, что критерий общедоступности не является абсолютным. Так, общественным местом может являться зал кинотеатра, цех предприятия, салон авиалайнера и другие места, вход в которые нельзя назвать свободным. С другой же стороны, конкретный участок леса, тайги, тундры и т.д., несмотря на свою общедоступность, может быть признан общественным лишь в случае присутствия там людей. Кроме того, общественный порядок может быть нарушен и в иных, непубличных местах, в частности, в жилище, когда ущемляются права других граждан (например, громкие крики в ночное время в квартире многоэтажного дома и др.).
Общественный порядок и общественная безопасность – категории хотя и не тождественные, но взаимосвязанные. Так, укрепление общественного порядка, безусловно, способствует повышению общественной безопасности (например, пресекая мелкое хулиганство, милиция тем самым нередко исключает возможность совершения данным лицом более серьезных правонарушений в настоящее время и, возможно, в будущем). Общественная же безопасность гарантирует общественный порядок, поскольку означает отсутствие условий для его нарушения умышленными либо неосторожными.
Тема 31. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, против порядка управления и в области воинского учета: особенности юридических составов
Примерный план
1. Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, против порядка управления.
2. Правовая характеристика административных правонарушений в области воинского учета.
Методические указания
1. Глава 17 КоАП. Административное правонарушение посягающие на институты государственной власти
2. Видовой объект главы: правонарушение по воспрепятствованию явке в суд народного или присяжного заседателя
3. Характеристику объективной стороны преступления: является действием работодателя или лица, его представляющего, выразившемся в создании определенных преград для гражданина, назначенного в качестве народного или присяжного заседателя.
4. Субъекты административного правонарушения - работодатель или лицо, его представляющее.
5. Определение подведомственности. Дела о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, рассматриваются судьями (ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).
6. Субъективная стороны: может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, под различными предлогами явке в суд присяжного заседателя для выполнения своих обязанностей характеризуется сознательным актом, т.е. может быть совершено умышленно. При этом не имеет значения, какими мотивами руководствовался в каждом конкретном случае работодатель или лицо, его представляющее.
1. Глава 19 КоАП. Административные правонарушения посягающих на установленный порядок управления
2. Видовой объект главы: общественные отношения, связанные с установлением порядка деятельности уполномоченных должностных лиц по сохранности материальных ценностей и их права опечатывать (опломбировывать) места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
3. Характеристику объективной стороны преступления: составляет действие, повлекшее умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом с целью сохранности имущества, недопущения его дальнейшего использования в том числе и в связи с арестом имущества и во избежание иных отрицательных последствий.
4. Субъекты административного правонарушения – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо должностное лицо.
5. Определение подведомственности. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (ч. 1 ст. 28.3)
6. Субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом (ч. 1 ст. 2.2). Оно не может быть совершено по неосторожности.
1. Глава 21 КоАП. Административные правонарушения в области воинского учета.
2. Видовой объект главы: является установленный порядок представления сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
3. Характеристику объективной стороны преступления: является бездействие должностного лица, на которое возложены обязанности, связанные с содействием обеспечению воинского учета по месту жительства граждан.
4. Субъекты административного правонарушения - являются начальники и другие должностные лица ЖЭО, а также ответствен. за военно-учетную работу должностного лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых домов
5. Определение подведомственности. Дела об административных правонарушениях рассматриваются военными комиссарами субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военными комиссарами объединенных военных комиссариатов (ст. 23.11 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).
6. Субъективная сторона: характеризуется умыслом или неосторожностью.