Споры с регистрирующими органами
НПА
*Постановление Пленума ВС №48 п.9: «Существенными признаками являются: изнадирнен в опр. порядке, наличие правовых норм, направленных на изменение или прекращение правоотношений»
Обратиться вправе:
1. Лица, явл. субъектами правоотношений
2. Лица, в отн-нии кот. вынесен акт
Административное исковое заявление м.б. подано в течении всего действия акта. В силу ст.213 КАС утрата или отмена не может служить основанием для прекращения производства по делу если было установлено нарушение прав субъекта предпринимательской силы.
*Апп. определение ВС от 20 апредля2016 №35АПГ16-2
В случае если судом признает акт недействующим, то акт не могут применяться с указанной, а также вытекающие акты, имеющие меньшую юридическую силу и на нем основанные.
Суд вправе воздложить на оргна обязанность принять новый акт, кот. лишен недостатков предыдущего.
Бремя доказывания ложится на оргна, принятый акт: форма, процедура, действие и т.д. Также орган должен доказать действие с др. НПА, имеющим большую юридическую силу.
Помимо НПА, м.б. оспорен иные акты, влияющие на правоприменительную практику (письма Минфина, ФНС, Минтруда и др.). Раньше законодательство не содержало таких положений.
*Определение ВАС от 2014 по делу Газпром-нефть + Постановление от 31 марта 2015 №6-П: «ФНС вправе принимать акты разъяснительного хар-та в целях применения единообразия практики. Тер. налоговые органы обязаны исполнять указанные разъяснения. Таким образом, такой акт обладает нормативными свойствами. Налогоплательщик вправе оспаривать такие акты»
Был установлен порядок обжалования актов фед. органов исполнительной власти и актов гос. органов субъектов и МО. Право на подачу обладает тот же круг лиц, что и на подачу обычного НПА.
Следующие лобстоятедльтсва: нарушены ли правра и свободы, соответствуют полодения акта действительному смыслу тех нормативных полоджений, кот. они разъясняют.
*решение ВС от 1 февраля 2016: «отказано в оспаривании письма Минфина. Суды постановили, что Минфин не вышел при толковании за рамки толкования»
Запрет на ограничение гражданских прав (ст.10 ГК). Соответтствующие ограничения вводятся в Законе о защите конкуренции.
Создание конкурентной среды предполагает наличие необходимых условий для защиты предпринимателей от произвола антимонопольных органов. ФЗ о защите конкуренции устанавливает предедлеы, сроки давности, процедура разъяснений и пересмотр решений и предписаний.
Антимоонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки в форме выездные и документарные проверки. Общие основания: отличия в сраках и основаниях проведения проверки.
ЗоЗК устанавливает правила контроля за доминирующем положении на рынке. Основания: поступление и органов гос.власти, МСУ физ. и юр. лиц, если антимонопольный орган сам обнаружил, из СМИ или в рез-те проверок. Для рассмотрения дела АО создает комиссию, кот. выступает от его имени.
Акты комиссии:
1. Заключения об обстоятельствах дела – принимается перед окончание м дела о нарушении; должно содержать
a. фактически или иные обстоятельства дела, установленные комиссией
b. доказательства
c. мотивы
2. Предупреждения – в целях пресечения действия\бездействия, кот. приводят к недопущению, либо могут привести к нарушению; подлежит обязательному рассмотрению, срок не менее 10 дней; мб оспорено в арб. суде поскольку отличает признакам неНПА; формальны акт, должно содержать:
a. выводы о наличии основания
b. нормы адм. законодательства, кот. нарушило лицо
c. перечень действий, направленны на нарушение
d. перечень действий, направленных на устранение нарушений
e. порядок
3. Решения –
a. вводная часть
b. мотивировочная часть – дб указаны фактические и иные обстоятельства, доказательства, мотивы, нормы законодательства
c. резолютивная часть – выводы о наличии или отсутствии оснований
4. Определения
5. Предписания – оформляются в виде отдельного документа; дб исполнимым; исчерпывающий перечень (ст.23 ФЗ)
a. о решении действий, направленных на обеспечение конкуренции
*Постановление Пленума ВАС №30: «АО не вправе выдавать предписания об уплате задолженности или убытков»
Сроки: не более 3 месяце, но м.б. продлен не более чем на 6 месяцев.
Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа. До 2016 был только судебный порядок. Потом ввели административным порядок. Решения м.б. обжалованы в коллегиальный орган ФАО. Впоследствии в течении месяца принятое решение м.б. обжаловано в суд. Исполнение предписаний приостанавливается. Обжаловано по отдельности м.б. как решение, так и предписание. Но такой нормы в отношении решения нет.
Подсудность: по месту нах. антимонопольного органа, кот. принял соотв. акт (искл.: акты связанные с исключительными правами подлежат рассмотрению судом по интеллектуальным правам; по делам п.4 подлежат рассмотрению арб. судом субъекта).
Пересмотр решений или предписаний по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (фактически только вновь открывшиеся обстоятельства) – выявление обстоятельств, кот. не были известны, но имеют сущ. значение для решения по делу и др. Утверждена форма заявления о пересмотре. Несоблюдение – возвращение заявителю.
Подлежит ли оспариванию сам факт проверки АМО? ВС говорит, что нельзя (см. обзор суд. практике по защите конкуренции от 16 марта 2016). Сам факт проверки не содержит обязательных требований, а лишь фиксирует признаки выявленных правонарушений.
Лицензирование
Лицензирование – запрет без спец. получения разрешения. Лицензирование осущ. гос-вом. Основное регулирование: спец. ФЗ.
Опр. Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
ФЗ устанавливает следующие принципы рег-ния:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Исчерпывающий перечень (ст.12). Рост связана с Постановлением Правительства 1993г. Это позволило за короткий срок установить виды.
Опр. Лицензионное требование - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень:
· наличие помещения, задний
· наличие тех. средств
· наличие работников
· наличие сис-м производственного контроля
· размер уставного капитала
· иные требования
Не м.б. отнесены требования к объему работ и оказываемых услуг. Для каждого конкретного вида спец. положение, установленное Постановлением Правительства.
Раньше срок лицензии не мог превышать 5 лет. Теперь установлено неограниченное действие лицензии.
Но есть основания когда действие лицензии м.б. прекращено:
· ЮЛ прекращает д-ть
· заявление лицензиата на прекращение лицензируемой д-ти
· решение суда об аннулировании лицензии
Перерыв д-ти лицензии – лицензиат не вправе осущ. лицензируемую д-ть!
Аннулирование решение – решением суда на основании решения лицензируемого органа. Основания подачи в ст.20 ФЗ.
*п.20 Постановления ВАС №10 от 2004: «Приостановление и аннулирование лицензии не явл. административными наказанием!»
Налоговые споры
Природа: дела, возникающие из публичных правоотношений. Природа обусловлена участием налоговых органов, как следствие, публичных отношениях. Но не любой спор с налоговым органом явл. налоговым! Есть спора о порядке ведения кассовых операций, споры о нарушении гос. рег-ции – это не налоговые споры!
Налоговый спор – по поводу требований законодательства о налогах и сборах.
Налоговая проверка – есть возможность представить письменные возражения.
Схемы на сайте ФНС!
Предпринимательский договор
Встречается в научной и учебной литературе, но нет легального определения. Позиции ученых можно разделить на 3 группы:
1. ПД – это торговый договор, разновидность гр.-прав. договор (Попондопуло, Рузанова)
2. Предпринимательский догвовор отграничивается от коммерческого, но не обладает самостоятельностью и явл. разновидность гр.-прав. договора (Ершова)
3. Самостоятельный вид в сис-ме договоров (Мамонтов, Рубцова)
ПД – это соглашение между лицами, осущ. предпринимательскую д-ть о возникновении, изменении или прекращение прав и обязанностей, связанных с осущ. предпринимательской д-ти (гр.-прав. заключается в предпринимательских целях_.
Опр. Предпринимательская д-ть – 1. сделка, который закон придает торговый хар-тер независимо от того, кем она совершается (объективный критерий) 2. сделка, сов. предпринимателем или с его участием в целях осущ. предпринимательской д-ти (субъективный критерий)
Российское право исходило из субъективного критерия опр. сделки.
Признаки договора в сфере предпринимательской д-ти:
1. Субъектный состав – ИП, комм. орг-ции и некомм. орг-ции (когда они занимаются предпринимательской д-тью)
2. Цель – совершается в комм. целях
3. Возмездный хар-тер – предполагается, если не вытекает иное
Свобода договора:
1. Свобода заключения договора – не
2. Свобода в выборе контрагента
3. Свобода в выборе вида договора
4. Свобода в опр. условий
*Постановление Пленума ВАС «о свободе договора»: «1.Критерии квалификации норм договорного права в качестве диспозитивных и императивный. 2.Разъяснение про навязывание услуг: методология толкования неясных условий договора»
Определение диспозитивности:
· Если в норме права есть оговорка о праве сторон согласовать иное, то норма явл. диспозитивной
· Если в норме выражен запрет, то норма явл. императивной
· Если явно не следует, то норма должна толковаться судом по принципам теологического толкования (на основе анализа ее цели) – суд должен исходить из презумпции диспозитивности.
Презумпция диспозитивности м.б. опровергнута:
1. Императивность вытекает из существа законодательного рег-ния соотв. договора
2. Императивность для обеспечения баланса интересов сторон
3. Норма направлена на защиту охраняемых законом интересов (публичных или интересов слабой стороны договора)
Если суд счет норму императивной, то он должен привести аргументы!
Все нормы потребительского законодательства явл. императивными!
Императивность может следовать из существа договора, но не уточнил из каких конкретных договорных типов (Карапетов говорит договорах энергоснабжения, о гос. закупках, ж\д перевозки и пр.)
Корпоративный спор
Впервые ввели спец. подведомственность корпоративных споров арбитражным судам (изначально была введена ст.33 ГПК). Затем гл.28.1 АПК раскрыла процедуру.
Корпоративный спор раскрывается через 2 признака. Законодатель не дает легальной дефиниции. Предметный критерий: перечень конкретных споров, кот. явл. корпоративными (создание, реорганизация ЮЛ). Перечень явл. открытым. Рассматривается по общим правилах искового производства.
Групповые иски
Получит развитие в зарубежном правопорядке. Институт родился в Великобритании и получил наибольшее развитие в США.
Призваны защищать интересы гр-н и орг-ций, которые оказались в фактически одинаковой ситуации (если права и интересны нарушены общим ответчиком). Групповой иск имеет оригинальную правовую природу: дает возможность в процессе разбирательства присоеденить истцов и к концу разбирательства группа будет персонифицирована.. Теме самым суды не рассматривают однотипные иски, это важно для процессуальной экономии.
Классификация ГИ:
*хар-тер требований
1. Иски имущественного хар-ра
2. Иски неимуественного хар-ра (в защиту неопр. круга лиц) - защита направленна на защиту общества в целом.
Первая попытка была в 1990-х годах, когда был подготовлен проект групповых исков для защиты больших груп от исков компаний. Но он не был принят. В дальйнешем была введена глава. В ГПК групповые иски предусмотрены в ст.46.
Шагом вперед стало принятие ст. 42 КАС, в кот. ввели обращение группы лиц с административным исковым заявлением.
Значение:
1. Делает экономически целесообразным рассмотрение требований на небольшие суммы
2. Процессуальная экономия, позволяет наиболее полно выявить круг лиц
3. Достигается социальный эффект – защищается как частный, так и публичный интерес
Порядок рассмотрения дел урегулирован гл.28.2 АПК РФ.
Общие требования к ГИ согласно АПК:
1. Спор предусмотрен ст.225.11 (подведомственность арбитражных судов)
2. На момент подачи заявлений должно минимум 5 лиц, присоединившихся к требованию истца (то есть 5+1)
3. Единое правоотношение – требование участников вытекает из одного правоотношения (дефиниции нет, судебная практика исходит из понимания обязательного участия на стороне истца, что не верно)
Специфические требования к ГИ:
1. Права и законные лиц
2. Круг лиц, участвующих в правоотношении
3. Основания лиц, местонахождение
Мировое соглашение
М.б. заключено на любой стадии арбитражного процесса и также при исполнении судебного акта. МС утверждается Арб. судом. НЕ может нарушать права др. лиц. М.б. заключено по любым делам, за искл. предусмотренных законом (например, банкротство негос. пенсионного фонда).
Какие последствия того, что МС рассматривается как сделка?
1. Постановление №50 говорит, что применяются нормы ГП, в том числе норма о свободе договора.
2. Также была применена норма о последствиях недействительной сделки под влиянием существенного заблуждения.
3. Применяются правила об отступном и о новации.
Если в деле участвуют несколько истцов и ответчиков, м.б. заключено только с нек. из них. 3-и лица с самостоятельными требованиями также могут участвовать в заключении мирового соглашения. 3-и лица без самостоятельных требований могут участниками мировые соглашения когда на них возлагается обязанность по исполнению.
Форма: письменная, полномочия представителей должны быть предусмотрены в доверенности!
МС должно содержать условия о размере и сроках исполнения обязательств. Также м.б. условия об отсрочке, либо рассрочке, частичном прощение долга и любые не противоречащие закону условия – ВАС! При этом есть исчерпывающий список оснований, по которым суд может отказать в его признании.
Неравноценность взаимных уступок не явл. основанием для отказа в признании такого соглашения – ВАС!
Основания для отказа:
1. Неясность формулировки («снятие любых претензий из любых оснований»)
2. Признаки условной сделки – неизвестно наступит ли соотв. условие
3. Спорные обстоятельства рассматриваются в другом деле
Пределы оценки мирового соглашения
Необходимо исследовать фактические обстоятельства спора и доводы сторон.
1. Суд проверяет полномочия лиц, подписавших соглашение
2. Суду необходимо убедиться в наличии воли лица на заключение мирового соглашения
3. Суд должен опр. возможно ли распоряжение имуществом и есть ли какие-то обременения
4. Суд опр. соответствует ли проект мирового соглашения действующему законодательству, в т.ч. о сделках
5. Суд изучает проект мирового соглашения на предмет нарушения прав и обязанностей 3-х лиц, не участвующих в деле
Последствия заключения мирового соглашения
· окончательное прекращение гражданско-правового спора
· невозможность в дальнейшем предъявлять в суде те же требования из того же правоотношения
Законодательство не предусматривает заключение мирового соглашения в части, но вправе предложить сторонам изменить те или иные условия!
*Опр. суда по интелл. правам: «Мировое соглашение о передаче искл. прав на товарный знак, кот. уже закончились. Суд признал, что это не соответствует закону»
Злоупотребление процессуальными правами при заключении мирового заключения
В основном, когда заключение направлено на затягивание процесса. Тогда суд отказывает в утверждении мирового соглашения. ВАС предложил судам не рассматривать вопрос о мировом соглашении, в этом случае суду на основании ст.159 АПК вынести опр. об отказе в удовлетворении ходатайства.
Право сторона на заключение мирового соглашения установлено ст.139 АПК РФ. Порядок обжалования в п.19 Постановления Пленума №50.
Включение в мировое соглашение условия о полном или частичном отказе от иска не соотв. закону.
Отсрочка в исполнении мирового соглашения
Только в искл. случаях:
1. Возникло обстоятельство, кот. объективно затрудняет исполнение мирового соглашения
2. Если такая отсрочка способствует устранению таких обстоятельств
Отказ от иска
Соотв. право истца вытекает из принципа диспозитивности. Не должен нарушать прав др. лиц.
Результаты примирения:
1. Признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела
2. Соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
3. Частичный или полный отказ от требований
4. Частичное или полное признание требований
При рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др.), которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности (например, признание экономически обоснованного и (или) документально подтвержденного размера произведенных расходов, нормальной величины потерь товаров, приемлемости используемых налогоплательщиком способов налоговой оптимизации его деятельности и др.). В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности.
При этом судам следует учитывать, что заключаемое в соответствии со статьей 190 АПК РФ соглашение об урегулировании налогового спора может охватывать вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства, например, имеющие отношение к предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым в суде решением налогового органа.
Стороны также вправе заключить мировое соглашение по спору третейского суда.
Согласие на предоставление товарного знака
Упрощенное судопроизводство
Гл.29 АПК РФ. Было реформировано в 2012г. Был расширен круг дел, а также изменена процедура в целях ускорения рассмотрения дела и обеспечить процессуальную экономию. Рассматриваются несложные категории дел.
В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:
1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей;
3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей;
4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей;
5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
В цену иска включается суммы всех требований (неустойка, пени и т.д.).
Если заявляется об увеличении размера и цена превышает пределы, то переходим в исковое производство.
В порядке упрощенного производства только о взыскании денежных средств.
В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:
1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;
2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта
*Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62: «При применении пункта 1 части 2 статьи 227 АПК РФ арбитражным судам следует иметь в виду, что к документам, устанавливающим денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, либо подтверждающим задолженность по договору (например, по договору займа, кредитному договору, договору энергоснабжения, договору на оказание услуг связи, договору аренды, договору на коммунальное обслуживание), относятся документы, содержащие письменное подтверждение ответчиком наличия у него задолженности перед истцом (например, в ответе на претензию, в подписанном сторонами акте сверки расчетов)»
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства:
1. Дела по корпоративным спорам
2. Дела о защите в интересах 3-х лиц
3. Дела о банкротстве – хотя закон прямо не предусмотрел, это указал Пленум ВАС
Вопрос о порядке упрощенного производства решается судом в момент принятия искового заявления. Если по формальным признаком проходит, то суд справе без согласия сторон рассмотреть дело в порядке упрошенного судопроизводства.
Сроки для сторон в упрощенном судопроизводстве:
· 15 рабочих дней – для предоставления ответчику отзыва на исковое заявление и доказательств, на которые ссылается
· 30 рабочих дней – для предоставления доп. документов по существу заявленных требований
· 2 месяца – общий срок рассмотрения дела
Решение принимается немедленно, предварительное заседание не проводится, стороны в суд не вызываются!
Решение суда вступает в законную силу по истечению 15 дней, если не подана апелляционная жалоба. Если подана, то после принятия решения судом апелляционной инстанции.
НПА
*Постановление Пленума ВС №48 п.9: «Существенными признаками являются: изнадирнен в опр. порядке, наличие правовых норм, направленных на изменение или прекращение правоотношений»
Обратиться вправе:
1. Лица, явл. субъектами правоотношений
2. Лица, в отн-нии кот. вынесен акт
Административное исковое заявление м.б. подано в течении всего действия акта. В силу ст.213 КАС утрата или отмена не может служить основанием для прекращения производства по делу если было установлено нарушение прав субъекта предпринимательской силы.
*Апп. определение ВС от 20 апредля2016 №35АПГ16-2
В случае если судом признает акт недействующим, то акт не могут применяться с указанной, а также вытекающие акты, имеющие меньшую юридическую силу и на нем основанные.
Суд вправе воздложить на оргна обязанность принять новый акт, кот. лишен недостатков предыдущего.
Бремя доказывания ложится на оргна, принятый акт: форма, процедура, действие и т.д. Также орган должен доказать действие с др. НПА, имеющим большую юридическую силу.
Помимо НПА, м.б. оспорен иные акты, влияющие на правоприменительную практику (письма Минфина, ФНС, Минтруда и др.). Раньше законодательство не содержало таких положений.
*Определение ВАС от 2014 по делу Газпром-нефть + Постановление от 31 марта 2015 №6-П: «ФНС вправе принимать акты разъяснительного хар-та в целях применения единообразия практики. Тер. налоговые органы обязаны исполнять указанные разъяснения. Таким образом, такой акт обладает нормативными свойствами. Налогоплательщик вправе оспаривать такие акты»
Был установлен порядок обжалования актов фед. органов исполнительной власти и актов гос. органов субъектов и МО. Право на подачу обладает тот же круг лиц, что и на подачу обычного НПА.
Следующие лобстоятедльтсва: нарушены ли правра и свободы, соответствуют полодения акта действительному смыслу тех нормативных полоджений, кот. они разъясняют.
*решение ВС от 1 февраля 2016: «отказано в оспаривании письма Минфина. Суды постановили, что Минфин не вышел при толковании за рамки толкования»
Запрет на ограничение гражданских прав (ст.10 ГК). Соответтствующие ограничения вводятся в Законе о защите конкуренции.
Создание конкурентной среды предполагает наличие необходимых условий для защиты предпринимателей от произвола антимонопольных органов. ФЗ о защите конкуренции устанавливает предедлеы, сроки давности, процедура разъяснений и пересмотр решений и предписаний.
Антимоонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки в форме выездные и документарные проверки. Общие основания: отличия в сраках и основаниях проведения проверки.
ЗоЗК устанавливает правила контроля за доминирующем положении на рынке. Основания: поступление и органов гос.власти, МСУ физ. и юр. лиц, если антимонопольный орган сам обнаружил, из СМИ или в рез-те проверок. Для рассмотрения дела АО создает комиссию, кот. выступает от его имени.
Акты комиссии:
1. Заключения об обстоятельствах дела – принимается перед окончание м дела о нарушении; должно содержать
a. фактически или иные обстоятельства дела, установленные комиссией
b. доказательства
c. мотивы
2. Предупреждения – в целях пресечения действия\бездействия, кот. приводят к недопущению, либо могут привести к нарушению; подлежит обязательному рассмотрению, срок не менее 10 дней; мб оспорено в арб. суде поскольку отличает признакам неНПА; формальны акт, должно содержать:
a. выводы о наличии основания
b. нормы адм. законодательства, кот. нарушило лицо
c. перечень действий, направленны на нарушение
d. перечень действий, направленных на устранение нарушений
e. порядок
3. Решения –
a. вводная часть
b. мотивировочная часть – дб указаны фактические и иные обстоятельства, доказательства, мотивы, нормы законодательства
c. резолютивная часть – выводы о наличии или отсутствии оснований
4. Определения
5. Предписания – оформляются в виде отдельного документа; дб исполнимым; исчерпывающий перечень (ст.23 ФЗ)
a. о решении действий, направленных на обеспечение конкуренции
*Постановление Пленума ВАС №30: «АО не вправе выдавать предписания об уплате задолженности или убытков»
Сроки: не более 3 месяце, но м.б. продлен не более чем на 6 месяцев.
Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа. До 2016 был только судебный порядок. Потом ввели административным порядок. Решения м.б. обжалованы в коллегиальный орган ФАО. Впоследствии в течении месяца принятое решение м.б. обжаловано в суд. Исполнение предписаний приостанавливается. Обжаловано по отдельности м.б. как решение, так и предписание. Но такой нормы в отношении решения нет.
Подсудность: по месту нах. антимонопольного органа, кот. принял соотв. акт (искл.: акты связанные с исключительными правами подлежат рассмотрению судом по интеллектуальным правам; по делам п.4 подлежат рассмотрению арб. судом субъекта).
Пересмотр решений или предписаний по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (фактически только вновь открывшиеся обстоятельства) – выявление обстоятельств, кот. не были известны, но имеют сущ. значение для решения по делу и др. Утверждена форма заявления о пересмотре. Несоблюдение – возвращение заявителю.
Подлежит ли оспариванию сам факт проверки АМО? ВС говорит, что нельзя (см. обзор суд. практике по защите конкуренции от 16 марта 2016). Сам факт проверки не содержит обязательных требований, а лишь фиксирует признаки выявленных правонарушений.
Споры с регистрирующими органами
Рег-ция – юр. факт о статусе, юр. значимых действиях. Необходимо отличать близкие, но не тождественные факты.
Вынесение отметки – публичная констатация мнений участников гражданского оборота*
*Постановление Пленума ВС от 23 июня 2016 №25
Отказ в гос. рег-ции или уклонение м.б. оспорено в суде (правила гл.24 АПК)! Самое частое основание: требование документов, кот. не предусмотрены законом.
Лицензирование
Лицензирование – запрет без спец. получения разрешения. Лицензирование осущ. гос-вом. Основное регулирование: спец. ФЗ.
Опр. Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
ФЗ устанавливает следующие принципы рег-ния:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Исчерпывающий перечень (ст.12). Рост связана с Постановлением Правительства 1993г. Это позволило за короткий срок установить виды.
Опр. Лицензионное требование - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень:
· наличие помещения, задний
· наличие тех. средств
· наличие работников
· наличие сис-м производственного контроля
· размер уставного капитала
· иные требования
Не м.б. отнесены требования к объему работ и оказываемых услуг. Для каждого конкретного вида спец. положение, установленное Постановлением Правительства.
Раньше срок лицензии не мог превышать 5 лет. Теперь установлено неограниченное действие лицензии.
Но есть основания когда действие лицензии м.б. прекращено:
· ЮЛ прекращает д-ть
· заявление лицензиата на прекращение лицензируемой д-ти
· решение суда об аннулировании лицензии
Перерыв д-ти лицензии – лицензиат не вправе осущ. лицензируемую д-ть!
Аннулирование решение – решением суда на основании решения лицензируемого органа. Основания подачи в ст.20 ФЗ.
*п.20 Постановления ВАС №10 от 2004: «Приостановление и аннулирование лицензии не явл. административными наказанием!»
Налоговые споры
Природа: дела, возникающие из публичных правоотношений. Природа обусловлена участием налоговых органов, как следствие, публичных отношениях. Но не любой спор с налоговым органом явл. налоговым! Есть спора о порядке ведения кассовых операций, споры о нарушении гос. рег-ции – это не налоговые споры!
Налоговый спор – по поводу требований законодательства о налогах и сборах.
Налоговая проверка – есть возможность представить письменные возражения.
Схемы на сайте ФНС!