Круглый стол «К единому информационному и экономическому пространству в условиях интеграции»
Место проведения: Зал ученого совета, ауд. 144.
Модераторы:
Бевеликова Нелли Михайловна – заведующий отделом восточноазиатских правовых исследований ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Терещенко Людмила Константиновна – заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП, доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации.
Джун Фу (КНР)
Цао Липин (КНР)
Трощинский Павел Владимирович – старший научный сотрудник отдела восточноазиатских правовых исследований ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Координаторы:
Ли Б.А.
Лу Сеньтунь (МГУ)
В современных условиях под воздействием таких факторов, как рост внешнего воздействия на экономическое развитие государств, усиление их взаимозависимости, необходимость повышения управляемости международных процессов, динамично развиваются региональные, межрегиональные, трансконтинентальные интеграционные процессы. Результат этих процессов – формирование крупных экономико-политических объединений, союзов и форумов (ЕАЭС, БРИКС, АТЭС, АСЕАН, ШОС). Несмотря на имеющиеся различия для них характерны общие черты, в том числе стремление к сотрудничеству в торгово-экономической, инвестиционной сферах, которое в условиях всеускоряющегося развития современных информационных технологий немыслимо без информационного обеспечения. Данная тенденция нашла отражение, например, в Стратегии экономического партнерства БРИКС. Основные принципы, положенные в основу Стратегии БРИКС, ориентируют страны-участники на информационное взаимодействие, основанное на открытости, обмене информацией и принятии решений на основе консенсуса; на содействие более активному обмену передовой практикой в сфере развития деловой среды; на обеспечение транспарентности и предсказуемости инвестиционной среды в соответствии с национальной политикой и приоритетами.
Информационное обеспечение взаимодействия стран, входящих в объединения, не сводится только к сфере экономики, хотя она имеет исключительно важное значение для каждой страны-участника, но охватывает и другие. При характеристике сфер сотрудничества стран – участников объединения выделяется специфика взаимодействия по противодействию угрозам международной информационной безопасности и кибертерроризму. Наряду с динамикой законодательства стран в сфере обеспечения государственной кибербезопасности и развитием правового регулирования криптовалюты, краудфандинга, применения блокчейн, разрешения проблем кибервойн и др. идут процессы унификации правил по урегулированию споров в кибернетическом пространстве.
Однако наряду с новыми возможностями, которые предоставляют интеграционные процессы (развитие внешнеэкономической интеграции, укрепление и расширение позиций на мировых рынках, импорт технологий и капитала) формируются и новые вызовы.
Одномоментное участие государства в различных интеграционных процессах требует согласования взятых в рамках интеграционных процессов обязательств, определения между ними четкого соотношения с целью формирования единого и непротиворечивого информационного и экономического пространства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Пути формирования единого информационного и экономического пространства.
2. Цифровая экономика в едином информационном пространстве.
3. Криптовалюта, применение блокчейн для управления активами, краудфандинг в сети Интернет и контроль за ним: опыт правового регулирования.
4. Динамика законодательства в сфере обеспечения государственной кибербезопасности: опыт разрешения проблем.
5. механизмы саморегулирования отрасли управления Интернетом.
6. Государственный суверенитет в условиях электронной экономики.
7. Теоретические проблемы: развитие единого понятийного аппарата в фокусе современного международного права.
8. Об унификации правил, касающихся регулирования споров в кибернетическом пространстве.
9. Влияние образовательных систем на формирование единого киберпространства.
10. Нормативное программирование как инструмент противодействия кибертерроризму.
11. Проблемы кибервойн: реализация требований правового регулирования.
12. Информационное обеспечение направлений сотрудничества интеграционных объединений.