Вопрос. Безопасность работы в глобальной сети Интернет.
Правила безопасной работы в Интернете
· Любой файл, скачанный из интернета, может содержать угрозу для вашего компьютера.Заражение компьютера происходит в момент, когда возникают условия для запуска вредоносного кода в этом файле. Помните, что в основе любого взлома чаще всего лежит обман или введение пользователя в заблуждение, и ничто само собой в компьютере не происходит. В Интернете сложно «подцепить» вирус, просто переходя по ссылкам, при условии использования современного браузера (обозревателя) и работающего антивирусника.
· Вредоносные программы могут не быть вирусами как таковыми, но безусловно создавать трудности при работе на компьютере. Это могут быть, например, программы навязчивой рекламной направленности, заносящие адрес своей страницы в систему как стартовую при просмотре Интернет, и не дающие возможность ее изменить в дальнейшем.
· Бывают ситуации, когда весьма солидные интернет-ресурсы заражаются злоумышленниками, результатом чего является заражение пользовательских компьютеров через слабые места обозревателей. Поэтому используйте новые более совершенные версии Интернет обозревателей.
· Если при посещении какой-то страницы без вашего санкционирования открывается новое окно обозревателя, сразу закройте его и не доверяйте этому сайту.
· Будьте осторожные и в случаях, когда вы просматриваете страницы в Интернете, и вас просят установить какую-либо программку и мгновенно появляется окно настройки процесса инсталляции. В таких случаях следует быть очень внимательным, потому что вам могут таким способом установить вирус.
· Не скачивайте и не устанавливайте из Интернета программы, издателю которых у вас нет причин доверять. Скачивайте программы с сайта компании разработчика (а не просто откуда-то из Яндекса) — так у вас будет уверенность, что никто не менял код программы и не встроил в нее шпионские модули. Никогда не скачивайте драйверы устройств с неофициальных сайтов.
· Если Вам пришло письмо с требованием сообщить все данные о себе, включая пароль - ни в коем случае не отдавайте пароль. Не доверяйте доводам вроде "устранения технических проблем с Вашим ящиком" и не бойтесь угроз закрыть Ваш ящик. Это наглая попытка собрать пароли, никакого отношения к службе поддержки не имеющая. К сожалению, адрес отправителя очень легко подделать. Это может произойти только в исключительном случае, если Вы сами попросили компанию, предоставляющую вам какие-то электронные услуги, провести какие-либо операции с Вашим почтовым ящиком или разделом, и выполняется, как правило, в офисе при предъявлении договора и т.д.
· Не надо верить всем сообщениям о новых страшных вирусах, появившихся в Интернет, особенно если в сообщении сказано, что надо распространить эту информацию всем Вашим знакомым. Это сообщение может оказаться носителем вируса или просто компьютерной шуткой.
· Не надо верить сообщениям, что на вашем компьютере обнаружены вирусы, вылечить которые может только определенная программа, установить которую вам тут же и предлагают.
· Ограничьте круг лиц, пользующихся Вашим компьютером. Идеальным вариантом является ситуация, когда никто, кроме вас, не имеет доступа к вашему компьютеру.
· Делайте регулярное резервное копирование. Выполняя это правило, Вы сможете сохранить данные не только при поражении компьютера каким-либо вирусом, но и в случае серьезной поломки в аппаратной части компьютера.
Вопрос. Службы Интернет.
Интернет используют для получения услуг. Само по себе понятие Интернет ничего не говорит о характере этих услуг. Интернет — это просто Сеть сетей. Если не задумываться о его архитектуре, можно считать, что Интернет — это один гигантский суперкомпьютер, к которому может подключиться каждый, у кого есть компьютер, модем, договор с сервис-провайдером и линия связи с ним. Под управлением этого суперкомпьютера действует множество служб.
Множественность служб Сети
Именно службы Сети и предоставляют нам конкретные услуги. Поэтому когда говорят о работе в Интернете и об умении использовать Интернет в своей профессиональной деятельности, то имеют в виду не «умение вообще», а умение использовать какую-то конкретную службу или набор наиболее часто используемых служб.
Краткий обзор основных служб Интернета
О том, сколько в Интернете существует всевозможных служб, не знает никто. Новые службы рождаются каждый день, и каждый день какие-то службы отмирают. У всех служб одна и та же задача — предоставить общий доступ к своим ресурсам или обеспечить совместное использование своих ресурсов. Если отбросить слово своих, то эта задача совпадает с общей задачей Интернета.
Службы, получившие широкую популярность и доказавшие свою полезность, развиваются ускоренными темпами. Их информационные ресурсы наращиваются трудами многих людей, для них разрабатывают все более и более удобные программы-серверы и распространяют новые программы-клиенты. Службы, теряющие популярность, постепенно отмирают.
О серверах и клиентах
В общечеловеческом понимании служба — это система, предназначенная для обеспечения услуги какого-то вполне определенного рода. В информационных технологиях у термина служба есть более узкое понятие — это пара программ, взаимодействующих между собой строго определенным образом. Одна из программ этой пары называется сервером, а другая — клиентом. Способ взаимодействия между ними определяется протоколом службы. Строго говоря, и программа-сервер, и программа-клиент могут быть установлены на одном и том же компьютере.
Там же может работать и программа, обеспечивающая взаимодействие между ними, то есть, поддерживающая протокол службы. Если вам приходилось, например, копировать рисунок из графического редактора и встраивать его в документ, открытый в текстовом редакторе, то это как раз тот самый случай. Здесь графический редактор выполняет роль сервера, текстовый редактор — роль клиента, а протокол взаимодействия обеспечивает сама операционная система компьютера. Когда же речь идет об Интернете, то автономные службы (службы, работающие на автономном компьютере) нас мало интересуют. На первый план выходят распределенные службы, в которых программа-клиент находится на одном компьютере, а программа-сервер — где-нибудь на другом конце земного шара.
Таким образом, для использования какой-либо из служб Интернета нам нужны все те же три основных компонента, лежащих в основе Всемирной сети:
• аппаратное обеспечение (компьютер, модем, линия связи и прочее);
• программное обеспечение (программа-клиент, способная работать по протоколу избранной службы);
• информационное обеспечение (сетевой адрес компьютера, на котором работает программа-сервер и, если служба закрытая, платная или персонализированная, то необходима еще парольная информация для доступа к серверу). Обратите внимание на особенность терминологии сетевых служб. Клиент— это не человек (потребитель услуги), а программа, установленная на его компьютере.