Особенности применения правовых норм юридической ответственности в праве социального обеспечения правоприменительными органами

Осуществление является довольно емким и сложным понятием. Оно состоит из всего процесса возникновения, формирования, а также функционирования отношения в сфере социального обеспечения, из установления правовых норм, реализации права и непосредственного исполнения обязанностей субъектов общественных отношений.

В наиболее широком смысле в данном случае речь идет о существующем в государстве порядке отношений по вопросу социального обеспечения. Поддерживается данный порядок с помощью экономических, юридических, организационных мер государства.

К базовым юридическим средствам поддержания должного порядка отношения по социальному обеспечению следует отнести нормотворчество, правовые отношения, реализацию норм права, толкование норм права, а также юридическую ответственность[95].

Экономические меры прослеживаются в особом характере общественных отношений, которые связаны с формированием финансовой основы государственной системы социального обеспечения и её финансированием.

Специфичность организационных средств поддержки отношения по социальному обеспечению состоит в том, что участие государственной административной власти в этом процессе ограничено. Следует остановиться на том, каким именно образом проявляются организационные и юридические меры в ходе осуществления социального обеспечения. Связь правовых норм и общественных отношений в данном случае более чем очевидна[96].

Правовые нормы социального обеспечения существуют лишь для того, чтобы регулировать общественные отношения в данной сфере.

В правовом аспекте осуществления социального обеспечения соответствующие компетентные органы, а также должностные лица выполняют две основные функции: нормотворчество и правоприменение.

Нормотворчество является основным путем воздействия на общественные отношения в сфере социального обеспечения. Нормотворчество – это процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, к примеру, о пособиях, пенсиях, социальном обслуживании, льготах. Нормотворчество еще именуют правотворческим процессом, который может складываться из ряда последовательных стадий:

- законодательная инициатива;

- решение о необходимости издания акта;

- разработка проекта акта;

- рассмотрение проекта акта;

- принятие акта;

- доведение акта до его адресатов.

- Рассмотрим каждую стадию правотворческого процесса[97].

Стадия законодательной инициативы означает, что в данном случае идет речь о первичном официальном действии компетентного органа. Он вносит предложения относительно издания нормативно-правового акта или подготовленного проекта акта.

Круг субъектов, которые обладают правом законодательной инициативы, строго определяется в законодательстве. Подобным правом обладает, к примеру, федеральное правительство[98]. Связано это с тем, что законодательная инициатива в отличие от иного обращения в правотворческий орган с законопроектом предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступившее предложение или проект.

Решение компетентного органа относительно необходимости издания акта, выработке его проекта, включения в план законопроектных работ.

Далее следует разработка проекта акта, а также его предварительное обсуждение. Эта ситуация может включать в себя одну процедуру – исключительно разработки проекта акта или же двух процедур – разработки и предварительного обсуждения проекта. Связано это с важностью проекта, с характером будущего акта.

После этого следует рассмотрение проекта акта в органе, которые может его принять, согласно своей компетенции. Далее нормативно-правовой акт принимается и осуществляется доведение содержания принятого нормативно-правового акта до его адресатов.

Правотворчество может выражаться также и в принятии конкретных актов. к примеру, единичных нормативных актов. в нем содержаться только отдельные юридические нормы. Примером подобного акта может являться Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иной пример – систематизированный (кодифицированный) акт, который содержит определенные совокупности, отдельные группы норм. Подобными актами являются Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»[99], «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[100], «Об основах обязательного социального страхования»[101].

Правом издания нормативно-правовых актов обладает довольно широкий круг правотворческих органов. К таким относится Федеральное Собрание, Правительство РФ, Президент РФ, федеральные министерства, а также ведомства, федеральные службы, органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления[102]. Нормотворческими функциями наделяются в том числе и внебюджетные фонды обязательного социального страхования, другие органы и организации.

В зависимости от уровня государственного органа и его положения в иерархии органов ими принимаются конкретные нормативно-правовые акты – постановления, законы, инструкции, приказы, указания и многое другое.

Нормативно-правовые акты могут издаваться одним органом или же несколькими на основе круга вопросов, по которым эти акты принимаются.

Принятые нормативно-правовые акты не имеют сами по себе какой-либо силы, если они не применяются непосредственно на практике, то есть в процессе функционирования соответствующих правоотношений по социальному обеспечению.

Правоприменение представляет собой решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации. Иными словами, это некое приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам[103].

Применением нормативно-правовых актов занимаются должностные лица и компетентные органы по воле государства полномочиями в применении отдельных актов могут наделяться работодатели. К примеру, администрация организации или физические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, которые используют труд работников, применяют отдельные нормы законодательства о пособиях, выдаваемых в порядке обязательного социального страхования: пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия при постановке женщин на учет в медицинские учреждения на ранних стадиях беременности, пособия на погребение и многие другие.

Такое применение нормативных актов имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовать своих предусмотренных законом прав без посредничества компетентных органов. Например, нельзя получить пенсию без решения соответствующего пенсионного органа. Иными словами, правовые нормы в сфере социального обеспечения реализуются через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.

Применение норм права социального обеспечения – это организующая деятельность компетентных органов и должностных лиц, цель которой – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом[104].

Последовательность совершения ряда действий свидетельствует о том, что существует несколько стадий правоприменительной деятельности. Выделим основные из них.

Первая стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т. е. документов, свидетельских показаний. Например, гражданин обратился в местный орган ПФРФ по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Этот пенсионный орган проверяет наличие у него гражданства РФ, возраст, страховой стаж, заработок, уплату страховых взносов и другие обстоятельства. Без выяснения всех фактов, обстоятельств невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса, по поводу которого обратился гражданин. Круг таких обстоятельств достаточно подробно излагается в нормативных правовых актах по социальному обеспечению[105].

Таким образом, результатом первой стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. С целью достижения истины в ходе этой стадии особое внимание отраслевое законодательство уделяет доказыванию. В нем фиксируется, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет.

Вторая стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела[106]. Другими словами, на этой стадии осуществляется выбор надлежащей правовой нормы. Она включает в себя ряд последовательных действий:

- нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;

- проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;

- проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уяснение содержания нормы[107].

Все перечисленные действия подчинены одной цели: правильно квалифицировать факты, имеющие значение для социального обеспечения конкретного лица. Иначе говоря, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.

Решение дела по существу является третьей стадией правоприменительной деятельности. Как правило, решения по тому, или иному вопросу о социальном обеспечении лица принимаются в виде правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому делу с целью определить субъективное право (или указать на отсутствие такового) на тот или иной вид социального обеспечения или определить юридическую обязанность на основе соответствующих правовых норм.

Акты правоприменения являются индивидуальными (персонифицированными) актами. Они порождают конкретные правовые последствия для участников социально-обеспечительных правоотношений, в том числе конкретного гражданина[108]. Не все органы, осуществляющие социальное обеспечение, принимают такие акты. О праве на их издание можно судить только тогда, когда об этом сказано в том или ином акте, регламентирующем их деятельность, или прямо говорится об их правомочиях на этот счет.

Применение норм права социального обеспечения подразделяется на несколько форм. Преобладающими из них являются две формы: оперативно-исполнительная деятельность; правоохранительная деятельность или контроль (охрана прав от нарушений).

Под оперативно-исполнительной деятельностью понимается организация выполнения правовых норм социального обеспечения[109]. Под данной деятельностью подразумевается также позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов, например, решение об установлении пенсии. При этом применяется диспозиция норм права социального обеспечения, имеющая положительное (позитивное) содержание.

С помощью оперативно-исполнительной деятельности государство должно обеспечивать прогрессивное развитие всех отраслей экономики, включая и сферу государственного социального обеспечения, поэтому эта форма применения права является для общества главной и основной. Посредством этой формы объединяется и направляется деятельность министерств, ведомств и организаций, осуществляющих социальное обеспечение, обеспечиваются права граждан в этой сфере. Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких-либо нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем[110]. На практике это означает, что органы и организации, осуществляющие социальное обеспечение, занимаются такой деятельностью. Так, органы ПФРФ могут выносить решения о наложении денежного начета на получаемую гражданином пенсию (в виде удержания части причитающейся ему общей суммы пенсии), например, при представлении документов о стаже, в результате которых был установлен более высокий размер пенсии, чем ему полагался.

Особое значение в правоохранительной деятельности имеет процедурный и процессуальный порядок рассмотрения дел, связанных с социальным обеспечением. С их помощью гарантируется полное и всестороннее изучение обстоятельств, повлекших правонарушение; охраняются права граждан, привлекаемых к юридической ответственности, устраняется возможность ошибок и неправильных решений.

Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований норм различных нормативных правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами.

К применению права предъявляются соответствующие требования: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.

Требование законности означает, что при решении конкретного случая – по предоставлению того или иного вида социального обеспечения – правоприменительный орган должен основываться на определенной норме или их совокупности, прямо относящейся к рассматриваемому виду обеспечения[111]. Кроме того, этот орган обязан строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы, действовать в рамках своей компетенции. При решении вопроса правоприменитель не имеет права присваивать себе полномочий, которые за ним не закреплены и не зафиксированы в законе.

Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения; во-вторых, такие факты должны быть тщательно и объективно изучены, и признаны достоверными; в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.

Требование целесообразности означает, что правоприменитель выбирает оптимальную норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения конкретному гражданину[112]. Иными словами, целесообразное решение вопроса – это следование той цели, которую ставил законодатель, издавая соответствующую правовую норму о социальном обеспечении.

Требование справедливости предполагает беспристрастность органа или уполномоченного лица, применяющего нормы права социального обеспечения, объективный подход к исследованию всех обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению[113]. Для работников правоприменительных органов имеет важное значение толкование норм права. Под ним понимается деятельность органов, организаций, осуществляющих социальное обеспечение, которая направлена на установление содержания правовых норм, на раскрытие в них воли государственной власти.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что юридическая ответственность в социальном обеспечении современной России далека от полной изученности. Важно и далее в этом направлении продолжать разного рода исследования, чтобы в итоге сформировать конкретные концептуальные исследования о юридической ответственности в социальном обеспечении, особенно, учитывая, насколько важный это институт.

Сегодня одним из наиболее актуальных направлений совершенствования законодательства в сфере юридической ответственности в социальном обеспечении видится его унификация, так как существует довольно большое количество различных норм, в разного рода нормативно-правовых актах. Это существенно усложняет процесс применения ответственности в социальном обеспечении за конкретные правонарушения.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей юридической ответственности в социальном обеспечении, об особенностях её реализации на современном этапе развития и ряде других вопросов.

В процессе исследования удалось понять, что многие проблемы юридической ответственности в социальном обеспечении и далее продолжают оставаться не разработанными.

В законодательстве в сфере социального обеспечения подобная ответственность закрепляется в ряде различных нормативно-правовых актов, законах, подзаконных актах и многом другом.

Место норм о юридической ответственности до сегодняшнего дня в система права социального обеспечения также окончательно не определено.

Исследование норм международного и национального законодательства, судебной практики, а также конкретных правонарушений в сфере социального обеспечения предоставили возможность сформулировать юридическую ответственность в конкретном виде. Так, юридическая ответственность в социальном обеспечении представляет собой фактическое претерпевание правонарушителем различных лишений имущественного характера, которые предусмотрены санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения для того, чтобы восстановить нарушенное право.

Юридическая ответственность в социальном обеспечении выступает одной из гарантий, которая обеспечивает восстановление нарушенного права. По этой причине, учитывая специфику отношений, регулируемых непосредственно правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться разного рода специфические имущественные санкции. То есть, к субъектам данных отношений нельзя применять и иные меры ответственности: гражданско-правовая за нарушение обязательства, материальная на основании норм трудового права при нарушении ими обязанностей, которые закреплены в источниках права социального обеспечения.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению напрямую связаны со спецификой предмета права социального обеспечения. Данная специфика проявляется в следующем: отношения в социальном обеспечении обладают распределительным характером; несмотря на то, что в данных правоотношениях отсутствует равенство, их стороны друг перед другом не несут публично-правовой ответственности; получатель материальных благ по системе социального обеспечения выступает экономически зависимой стороной, что в итоге и ограничивает имущественную ответственность; в праве социального обеспечения весьма распространенными должны быть восстановительные имущественные санкции, которые призваны служить только восстановлению нарушенного права иной стороны.

В пределах страховой пенсионной системы юридическая ответственность получателей пенсий предусмотрена нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях». Базовые обязанности гражданина в качестве субъекта пенсионных правоотношений состоят в представлении необходимых документов пенсионному органы, а также в своевременном уведомлении данного органа обо всех обстоятельствах, которые могут быть основанием непосредственно для изменения размера выплачиваемой пенсии. Работодатель несет ответственность за достоверность сведений, которые содержаться в документах, представляемых для установления и дальнейшей выплаты трудовой пенсии.

В тех случаях, если представление недостоверных сведений или их несвоевременное представление, ненадлежащее выполнение обязанностей повлекло перерасход средств на выплату пенсий, то виновные лица должны возмещать ПФ РФ причиненный ущерб в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В законе нет норм о юридической ответственности пенсионного органа за нарушение прав пенсионеров. Отсутствие норм об ответственности пенсионного органа в данном институте права социального обеспечения подвергает право граждан на получение пенсии безнаказанным нарушениям и не гарантирует их восстановление.

В Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» нет нормы, которые бы устанавливали юридическую ответственность не только обязанного органа, но и получателя пенсии. При нарушении прав граждан они не могут подлежать восстановлению.

Юридическая ответственность получателей социальных пособий также предусматривается Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с положениями законодательства получатели пособий обязаны своевременно извещать органы, которые назначают государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, которые влекут изменение размеров государственных пособий или же прекращение их выплат. Излишне выплаченные суммы пособий могут быть удержаны с получателя в тех случаях, если переплата произошла непосредственно по его вине.

Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривается снижение размера пособий по временной нетрудоспособности, а также в случаях, если заболевание или же травма наступили по причине наркотического алкогольного, токсического опьянения или же действий, которые были связаны с подобным опьянением. Далее в законе закрепляется возможность привлечения к ответственности за достоверность сведений, являющихся необходимыми для назначения, исчисления, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком. Если представление недостоверных сведений за собой повлекло выплату излишних сумм пособий, то в таком случае виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством о социальном обеспечении и гражданским законодательством.

Кроме пособий гражданам могут выплачиваться иные социальные выплаты – субсидии, компенсационные, ежемесячные денежные выплаты. Ответственность получателей данных видов социального обеспечения или вовсе не установлена, или сформулирована только в общих чертах.

Юридическая ответственность обязанных органов за нарушение в сфере предоставления социальных пособий и других выплат в основном количестве нормативно-правовых актов, которые регулируют такие отношения, не содержится. Нормы, как и в ранее отмеченных случаях, если они присутствуют, то только во фрагментарном виде.

Юридическая ответственность сторон правоотношений по социальному обслуживанию должна содержаться в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Тем не менее, этот закон не предусматривает норм юридической ответственности граждан.

В законе есть только отсылочная норма к отраслевому законодательству – ответственность лиц, которые заняты в сфере социального обслуживания, если их действия или бездействия повлекли за собой опасные для здоровья и жизни клиента социальной службы последствия, или другое нарушение его прав, наступает в порядке, а также на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ.

Подобных примеров в законодательстве существует довольно много. По данному вопросу социальное обеспечение является одним из самых многочисленных секторов. Все сказанное указывает на то, что юридическая ответственность должна найти свое развитие и необходимое закрепление в отраслевом законодательстве. Изменения в законодательстве могут производиться непосредственно путем внесения изменений в нормативно-правовые акты всех институтов права социального обеспечения.

В праве социального обеспечения юридическая ответственность должна выполнять крайне важную функцию – гарантировать реализацию социальных прав граждан, которые закреплены в Конституции РФ.

На современном этапе развития законодательство нашей страны практически не содержит в себе норм о юридической ответственности обязанных органов за нарушения социальных прав граждан. В целом, это создает атмосферу безнаказанности, а также почву для правонарушений с их стороны. Это приводит к выводу о том, что существует необходимость принятия соответствующих правовых норм. Они могут приниматься в виде единых законодательных актов или же включаться в соответствующие федеральные законы.

Ответственность в праве социального обеспечения имеет все черты юридической ответственности в целом. Тем не менее, особое положение сторон правоотношений по сути исключает применение санкций иных отраслей права. В связи со сказанным, важно применить свои санкции, которые закреплены в источниках права социального обеспечения.

Меры ответственности обязанного органа в законодательстве должны быть закреплены, в первую очередь, в виде компенсаций неполученного блага социального обеспечения. Кроме того, должны начисляться разного рода проценты на размер или же стоимость какого-то конкретного блага, а также должна реализовываться компенсация морального вреда.

Блага по системе социального обеспечения предоставляются гражданам в разного рода формах: денежной, натуральной, в виде различных социальных услуг.

Компенсация благ в натуральной форме или в виде социальных услуг должна исчисляться на основе текущих рыночных цен, а если гражданин потратил все свои средства на приобретение какого-то конкретного блага, то на основе реальных расходов граждан.

Несмотря на все возможные изменения, различные новые законы, которые применяются или же могут применяться в сфере социального обеспечения, закрепленное в Конституции РФ право человека непосредственно на социальном обеспечение должно оставаться незыблемым, но, что более важно, это право должно быть не фиктивным, оно должно подкрепляться всегда на практике, без каких-либо исключений. Это указывает на то, что крайне важно и далее вести активную деятельность в этой сфере, чтобы добиваться полной реализации положений о социальном государстве.

Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.

Все поставленные задачи и цель исследования были успешно достигнуты.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7. – С. 2358.

2. ражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2) от26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 1238.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4021.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 2. – С. 2301.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 2. – С. 1740.

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 3612.

7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 562.

8. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 749.

9. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 3275.

10. О страховых пенсиях: федер. закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 2258.

11. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 225.

12. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 3573.

13. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4348.

14. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4011.

15. О государственной социальной помощи: федер. закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4431.

16. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 2316.

17. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 2621.

18. О статусе судей в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 12. – С. 2574.

19. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 12. – С. 2742.

20. О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат: Указ Президента Российской Федерации от 19.01.1996 N 66 (ред. от 17.04.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 4. – С. 5281.

21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 дек. 2010 г. № 22-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 1. – С. 264.

22. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 27. – С. 3647.

23. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 9-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 15. – С. 1811.

24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2012 г. № 13-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 24. – С. 3256.

25. Алексеев С.С. Проблемы теории права. – М.: Норма, 2012. – 217 с.

26. Антипьева Н.В. Проблемы правового регулирования государственного социального обеспечения военнослужащих. – Омск: ОмГУ, 2014. – 201 с.

27. Беляев В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 354 с.

28. Буянова М.О., К.Н. Гусов. Право социального обеспечения России. – М.: ТК Велби, 2012. – 327 с.

29. Буянова М.О. Право социального обеспечения. – М.: Проспект, 2016. – 429 с.

30. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Академия, 2014. – 320 с.

31. Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. – № 2. – С. 13.

32. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.Право социального обеспечения России: учебник. – М.: Владос, 2014. – 285 с.

33. Захаров М.Л., Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 240 с.

34. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: БЕК, 2013. – 184 с.

35. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 193 с.

36. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. – М.: Инфра-М, 2014. – 659 с.

37. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2008. – С. 69.

38. Косарев А.И. Римское частное право. – М.: Инфра-М, 2016. – 206 с.

39. Косарев А.И. Этапы рецепции римского права. – М.: Просвещение, 2012. – 62 с.

40. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2013. – 640 с.

41. Летушева Н. И. Теория государства и права. – М.: Академия, 2014. – 192 с.

42. Летушева Н.И. Теория государства и права. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

43. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

44. Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Дело, 2013. – 528 с.

45. Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов отношений по социальному обеспечению: автореф. дис.… канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 30.

46. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М.: Юрайт, 2016. – 321 с.

47. РадькоТ.Н. Теория государства и права. – М.: Академический проект, 2011. – 816 с.

48. Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М.: РИОР, 2014. – 480 с.

49. Рассолов М. М. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2011. – 640 с.

50. СмоленскийМ. Б. Теория государства и права. – М.: Феникс, 2014. – 288 с.

51. Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Юстицинформ, 2011. – 704 с.

52. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М, 2010. – 310 с.

53. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного права. – М.: Инфра-М, 2010. – 29 с.

54. Ткаченко С.В. Римское право в России. – М.: Просвещение, 2014. – 200 с.

55. Шайхатдинов В.Ш. Теория социального обеспечения: юридический анализ. – М.: Юрайт, 2012. – 326 с.

Приложение 1

Особенности применения правовых норм юридической ответственности в праве социального обеспечения правоприменительными органами - student2.ru

Приложение 2

Особенности применения правовых норм юридической ответственности в праве социального обеспечения правоприменительными органами - student2.ru

Особенности применения правовых норм юридической ответственности в праве социального обеспечения правоприменительными органами - student2.ru
Приложение 3

[1]Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: Юстицинформ, 2011. – 704 с.

[2]Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Дело, 2013. – 528 с.

[3]Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Дело, 2013. – 528 с.

[4]Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М.: РИОР, 2014. – 480 с.

[5]Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М.: РИОР, 2014. – 480 с.

[6]Буянова М.О. Право социального обеспечения. – М.: Проспект, 2016. – 429 с.

[7]Буянова М.О. Право социального обеспечения. – М.: Проспект, 2016. – 429 с.

[8]Буянова М.О. Право социального обеспечения. – М.: Проспект, 2016. – 429 с.

[9]Алексеев С.С. Проблемы теории права. – М.: Норма, 2012. – 217 с.

[10]Право социального обеспечения: учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М.: Юрайт, 2016. – 321 с.

[11]Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов отношений по социальному обеспечению: автореф. дис.… канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 30.

[12]Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов отношений по социальному обеспечению: автореф. дис.… канд. юрид. наук. – М., 2012. – С. 30.

[13]Об основах обязательного социального страхования: федер. закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 749.

[14]Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4011.

[15]Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 4348.

[16]О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 3275.

[17]О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 225.

[18]О страховых пенсиях: федер. закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 2258.

[19]О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 2621.

[20]О

Наши рекомендации